4а-349/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31 октября 2016 года город Архангельск
Председатель Архангельского областного суда М.Г. Аверин, рассмотрев истребованное по жалобе должностного лица - руководителя государственного казенного учреждения Архангельской области «<данные изъяты>» Полежаева В.Г. дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 31 марта 2016 года руководитель государственного казенного учреждения Архангельской области «<данные изъяты>» (сокращенное наименование – ГКУ АО «<данные изъяты>») Полежаев В.Г. как должностное лицо признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), с наложением административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 22 июня 2016 года, оставленного без изменения решением судьи Архангельского областного суда от 28 июля 2016 года, жалоба Полежаева В.Г. на указанное постановление оставлена без удовлетворения, постановление без изменения.
В жалобе в областной суд Полежаев В.Г. просит отменить вступившие в силу судебные постановления. Мотивирует жалобу отсутствием финансирования из областного бюджета на проведение обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда и малозначительностью административного правонарушения.
Проверив в интересах законности дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу предусмотренных законом оснований для отмены судебных постановлений.
Как следует из материалов дела, 09 - 26 февраля 2016 года государственная инспекция труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе провела внеплановую выездную проверку соблюдения ГКУ АО «<данные изъяты>» государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Проверка проводилась на основании распоряжения руководителя государственной инспекции труда от 08 февраля 2016 года №. Проверкой выявлено, что ГКУ АО «<данные изъяты>» допустило к работе работников, не прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Между тем, статьей 225 Трудового кодекса РФ установлено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - Министерством труда и социального развития РФ и Министерством образования РФ постановлением от 13.01.2003 № 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
В соответствии с пунктом 1.5 названного Порядка обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.
Пунктами 2.2.1, 2.3.1 и 2.3.2 Порядка установлено, что работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.
Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Пунктами 3.1, 3.2 и 3.7 Порядка определено, что проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда. Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.
Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме согласно приложению № 2 к Порядку.
Пунктом 2 части 1 статьи 76 Трудового кодекса РФ, предусмотрена обязанность работодателя отстранять от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
В силу требования пункта 8 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Изучением табеля учета рабочего времени выявлено, что в нарушение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не прошел обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда первый заместитель руководителя ГКУ АО «<данные изъяты>» ФИО6. и инженер 1 категории ФИО7
Допускались к работе не прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда другие работники, перечисленные в акте проверки от 26.02.2016 №№ и протоколе об административном правонарушении.
Поскольку в жалобе на судебные постановления руководитель ГКУ АО «<данные изъяты>» Полежаев В.Г. не оспаривает допуск работников к работе, не прошедших обучение по охране труда и проверку знаний охраны труда, необходимость перечисления всех работников в данном постановлении отсутствует.
Допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Отсутствие либо недостаточное бюджетное финансирование, на что указывает Полежаев В.Г. в жалобе, не относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу подпункта 8 пункта 3.3 Устава ГКУ АО «<данные изъяты>» обязано обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Невыполнение требований трудового законодательства об охране труда приводит к недопустимому риску причинения вреда жизни и здоровью работникам.
Пунктом 2.3 Устава ГКУ АО «<данные изъяты>» предоставлено право осуществления других разрешенных видов деятельности, приносящих доход. При этом доходы, полученные от разрешенных видов деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
Таким образом, помимо финансирования из средств областного бюджета, ГКУ АО «<данные изъяты>» имеет право получать доход за счет оказания услуг, перечисленных в пункте 2.3 Устава, и использовать полученные денежные средства в целях исполнения, как своей уставной обязанности, так и требований трудового законодательства об охране труда.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Пунктами 4.1, 4.2 раздела IV Устава ГКУ АО «<данные изъяты>», утвержденного распоряжением министерства строительства и архитектуры Архангельской области, определено, что управление названным учреждением осуществляет его руководитель.
Компетенция руководителя установлена пунктом 4.3 Устава, которая включает широкий круг полномочий по управлению ГКУ АО «<данные изъяты>».
Установленные в ходе проверки обстоятельства указывают на то, что Полежаев В.Г. не принял все зависящие от него и исчерпывающие меры по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, и допустил работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда,
Поэтому как должностное лицо ГКУ АО «<данные изъяты>», Полежаев В.Г. правильно привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Последующее устранение нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права не относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Несостоятельны доводы жалобы Полежаева В.Г. о малозначительности административного правонарушения.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на охрану жизни и здоровья людей, и где каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статьи 7, 20, 37 Конституции РФ).
Обязательное обучение работников и руководителей по охране труда и проверку их знания требований охраны труда, направлено на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а, следовательно, на охрану их жизни и здоровья, что относится к конституционно защищаемым ценностям государства.
Административное правонарушение, в основе которого лежит нарушение конституционно защищаемых ценностей, не может быть признано малозначительным правонарушением.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 и статьей 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░