Дело №а-К-233/2018 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2018 года ...
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Яшнова В.И.,
с участием представителя административного истца – заместителя прокурора ... Чувашской Республики ФИО3,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Яльчикскорго районного суда Чувашской Республики, административное дело по административному исковому заявлению прокурора ... Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику, администрации Альбусь-Сюрбеевского сельского поселения Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,
У С Т А Н О В И Л:
... Чувашской Республики ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (сокращенно – КАС РФ), в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к административному ответчику, администрации Альбусь-Сюрбеевского сельского поселения Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона.
Свои административные исковые требования прокурор обосновал тем, что на территории сельского поселения расположены 4 гидротехнических сооружения: 2 гидротехнических сооружения на реке Марат-Сирми у ..., гидротехническое сооружение возле ..., гидротехническое сооружение возле ....
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон о безопасности гидротехнических сооружений), под собственником гидротехнического сооружения понимается Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Согласно ст. 9 указанного Федерального закона, собственник гидротехнического сооружения обязан, в частности, обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий, развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения, обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения.
В силу ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Частью 5 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии ч. 6 ст. 1 указанного Федерального закона, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГ №, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – заявление) органа местного самоуправления сельских поселений в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В нарушение изложенных требований закона, администрацией поселения меры по постановке на учёт указанных гидротехнических сооружений как бесхозяйного имущества не приняты, соответствующее заявление о принятии данных сооружений на учёт как бесхозяйное недвижимо имущество, не подано.
Бездействие администрации поселения по постановке на учёт вышеназванных гидротехнических сооружений в уполномоченном органе как бесхозяйное имущество препятствует дальнейшему оформлению права собственности на эти сооружения. В свою очередь, отсутствие собственника данного сооружения влечёт неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
Последствия неисполнения этих обязанностей могут привести к износу указанных гидротехнических сооружений и их последующему прорыву с затоплением прилегающих территорий и причинением вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, проживающих на данной территории.
Представитель административного истца, заместитель прокурора ... Чувашской Республики ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить, и обязать администрацию Альбусь-Сюрбеевского сельского поселения Чувашской Республики обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории Альбусь-Сюрбеевского сельского поселения ... Чувашской Республики, а именно: двух гидротехнических сооружения на реке Марат-Сирми у ..., гидротехническое сооружение возле ..., гидротехническое сооружение возле ..., в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В суд на судебное заседание, будучи своевременно и надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения судебного заседания, административный ответчик (представитель) административного ответчика, не явились. При подготовке дела к судебному заседанию, от имени административного ответчика, глава Альбусь-Сюрбеевского сельского поселения ... Чувашской Республики ФИО4 подал письменное заявление, приобщенное в дело, в котором просил дело рассмотреть в суде в отсутствие административного ответчика, указав, что административный ответчик административные исковые требования прокурора признает, возражений не имеет.
Выслушав административного истца, участвующего в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу статьи 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГ, к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. В соответствии с частью 1 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.
Как следует из статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пруды, обводненные карьеры, расположенные на территории поселения, могут находиться в собственности муниципальных образований.
Так в судебном заседании установлено, что прокуратурой ... Чувашской Республики проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в части реализации полномочий органов местного самоуправления по принятию на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории Альбусь-Сюрбеевского сельского поселения ... Чувашской Республики, в ходе которой установлено, что на территории поселения расположены 4 гидротехнических сооружения, в том числе, 2 (два) гидротехнических сооружения на реке Марат-Сирми у ..., гидротехническое сооружение возле ..., гидротехническое сооружение возле ....
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее сокращено – Закон № 117-ФЗ).
В соответствии со статьями 3, 9 Закона № 117-ФЗ, под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Из системного анализа положений Закона № 117-ФЗ следует, что гидротехнические сооружения направлены на обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов при условии соблюдения безопасности такого гидротехнического сооружения. Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения в соответствии со ст. ст. 3 и 9 Закона № 117-ФЗ.
Статьей 8 названного Закона предусмотрена необходимость заблаговременного проведения мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций гидротехнических сооружений.
В судебном заседании также установлено, что на момент проведения прокурорской проверки выявлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в пункте 3 статьи 225 ГК РФ, согласно которой, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению исключительно органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ N 931.
Согласно п. 4, п. 5 указанного Приказа, принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (п. 4).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости (п. 5).
Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения (сооружений) влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Сведений о постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в качестве бесхозяйного данного объекта недвижимого имущества административный ответчик в ходе судебного разбирательства не представил.
Поскольку, вышеназванные гидротехнические сооружения, объекты недвижимого имущества, имеющие признаки бесхозяйных, расположены в административных границах Альбусь-Сюрбеевского сельского поселения ... Чувашской Республики, не обращение администрации сельского поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, в силу которых бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанного объекта не позволяет обеспечивать соблюдение требований Закона № 117-ФЗ по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что статус гидротехнического сооружения, как бесхозяйного имущества, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения Альбусь-Сюрбеевского сельского поселения ... Чувашской Республики, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций в период пропуска паводковых вод в весенний период, возможных ливней с большим количеством выпавших осадков, а также возможных актов незаконного вмешательства, могущих повлечь разрушение гидротехнических сооружений.
Таким образом, требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Альбусь-Сюрбеевского сельского поселения ... Чувашской Республики, выразившегося в не обращении в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества и возложении на нее соответствующей обязанности, являются законными и подлежат удовлетворению. При этом, указанный прокурором срок для выполнения соответствующей обязанности – шесть месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, является достаточным для реализации органом местного самоуправления мероприятий по постановке спорных ГТС на учет, как бесхозяйного имущества.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 176 КАС РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В связи с выясненными обстоятельствами и приведенными нормами права, суд приходит к выводу о законности и обоснованности рассмотренных судом административных исковых требований, и, как следствие, полагает их подлежащими удовлетворению в заявленном административным истцом объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования административного истца, прокурора ... Чувашской Республики, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Альбусь-Сюрбеевского сельского поселения ... Чувашской Республики удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Альбусь-Сюрбеевского сельского поселения ... Чувашской Республики, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений, расположенных на территории администрации Альбусь-Сюрбеевского сельского поселения ... Чувашской Республики, а именно: двух гидротехнических сооружений на реке Марат-Сирми у ..., гидротехнического сооружения возле ..., гидротехнического сооружения возле ....
Возложить на администрацию Альбусь-Сюрбеевского сельского поселения ... Чувашской Республики обязанность подготовить в полном объеме документацию, необходимую для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений, расположенных на территории названного сельского поселения, а именно: 2 гидротехнических сооружения на реке Марат-Сирми у ..., гидротехнического сооружение возле ..., гидротехнического сооружения возле ..., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию Альбусь-Сюрбеевского сельского поселения ... Чувашской Республики обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений, расположенных на территории названного сельского поселения, а именно: 2 гидротехнических сооружения на реке Марат-Сирми у ..., гидротехнического сооружение возле ..., гидротехнического сооружения возле ..., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Яльчикский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательном виде.
Судья В.И.Яшнов
Копия верна
Судья: В.И.Яшнов