Решение по делу № 12-138/2018 от 05.09.2018

Дело № 12-138/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

пос. Медведево                                             01 ноября 2018 года

Судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл Гаврилова Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Марий Эл Щекуриной А.Г. №106 от 20 августа 2018 года, которым

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, юридический и фактический адрес: <данные изъяты>

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Марий Эл Щекуриной А.Г. №106 от 20 августа 2018 года Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖКУ» ФИО1) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не соглашаясь с постановлением о назначении наказания, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы приводятся доводы о том, что постановление вынесено с нарушением действующего административного законодательства, в нем отсутствует состав вмененного административного правонарушения. Данных, указывающих на установление в ходе производства по делу об административном правонарушении субъективной стороны правонарушения, наличие вины в действиях ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в постановлении по делу о назначении административного наказания от 20.08.2018г. №106 не содержится. Согласно передаточному акту недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России приняло от федерального казенного учреждения «Войсковая часть 34096» объекты недвижимого имущества, в том числе котельную с тепловой сетью инв. № ... расположенную по адресу: ... .... Вместе с тем специалистами Управления Росприроднадзора по Республики Марий Эл не учтён тот факт, что разлив мазута происходил и ранее на данной территории, в 2013 году за аналогичное административное правонарушение было привлечено к административной ответственности Открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление». Достоверной информации о том, что предыдущими организациями, эксплуатирующими котельную сеть, расположенную по адресу: ..., устранены последствия розлива мазута, нет.

Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Файзрахманов И.Н. жалобу по доводам, изложенным в ней, поддержал, указав на то, что доказательств увеличения количества объема мазута из–за деятельности котельной на период после 2012-2013 годов не представлено.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Марий Эл Модин В.Е. возражал против доводов жалобы, указав на то, что проведенным дополнительным исследованием установлена площадь загрязнения от деятельности котельной, которая превышает размеры, установленные на момент привлечения к административной ответственности ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление».

Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, просмотрев видеозаписи, судья приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 3 указанного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

При этом в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении дела, в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24.03.2017 г. №844 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ», недвижимое имущество, указанное в приложении к настоящему приказу, в том числе котельная (инв. № ... находящаяся по адресу: ... передано по акту приема-передачи в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ», а именно филиалу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ по РВСН (ЖЭ(К)О № ... (г.Владимир). Занимая площадь <данные изъяты>

Земельные участки, на которых размещена котельная № ... (...), предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование федеральному казенному учреждению «Территориальное управление лесного хозяйства» Минобороны России приказом Директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 16.07.14 №943 - филиалу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России Марийскому лесничеству, свидетельство о государственной регистрации права от <...> года № .... Кадастровый № ....

На основании обращения Марийского лесничества Минобороны России- филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России от 15.05.2018 года в соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от 21.05.2018 №149-П проведен плановый (рейдовый) осмотр (обследование) лесного земельного участка, места сброса нефтесодержащих веществ в лесной массив.

В ходе осмотра земельного участка <...> года было установлено, что в квартале ... выделе ... произошло загрязнение лесных земельных участков нефтесодержащим веществом черного цвета. Данный земельный участок согласно свидетельству о государственной регистрации права от <...> года № ..., расположен по адресу: ... района, с кадастровым номером № ...

Размеры загрязнения установлены с соблюдением требований административного законодательства, подробно отражены в постановлении по делу об административном правонарушении.

В пробах, взятых на указанном земельном участке, установлено значительное превышение содержания нефтепродуктов.

При дополнительном обследовании территории у котельной инв. № ..., расположенной по адресу: ... закрепленной на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, было также установлено значительное превышение содержания нефтепродуктов.

Также на основании представленного дополнительного заключения экспертной организации – Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу», от <...> года № ... установлено, что согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от 24.10.2018 выявлены 3 земельных участка, загрязненных топочным мазутом: 1) земельный участок № ... расположен между железнодорожными путями, ведущими на территорию котельной войсковой части и на территорию войсковой части; 2) земельный участок № ... расположен с восточной стороны участка № ... через железнодорожные пути в лесном массиве; 3) земельный участок № ... расположен в юго-восточном направлении от эстакады (на прикотельной территории), слева от железнодорожных путей. Участок 1 имеет площадь разлива нефтепродуктов- <данные изъяты> кв. м., участок <данные изъяты> кв.м, участок <данные изъяты> кв. м. общая суммарная площадь земельных участков, загрязненных нефтесодержащим веществом (топочный мазут) по результатам измерений составила <данные изъяты> кв.м. При этом земельный участок № ..., с площадью <данные изъяты> кв.м., является новым участком загрязнения нефтесодержащим веществом по сравнению 2013 г. В результате загрязнения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России земельных участков нефтесодержащим веществом (топочный мазут) нанесен вред почвам как объекту охраны окружающей среды. Установлено превышение концентраций химических веществ в пробах почвы над фоновыми показателями по нефтепродуктам. Данный факт свидетельствует о том, что указанное вещество является загрязняющим веществом и оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Размер причиненного вреда нанесенного ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от загрязнения почв в результате поступления в почву загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ (УЩзагр) в стоимостной форме составляет 10 008 600 рублей.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).

Выводы административного органа о том, что разлив мазута произошел вследствие хозяйственной деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, связанной с эксплуатацией котельной, судьей признаются верными, нашли полное подтверждение совокупностью имеющихся в деле об административном правонарушении доказательств, получивших надлежащую оценку в постановлении должностного лица в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. При таких обстоятельствах, вывод о наличии события правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, и виновности ФГБУ «ЦЖКУ» в совершении данного правонарушения является обоснованным.

Вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, соответствует установленным по делу обстоятельствам, подробно мотивирован в постановлении старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Марий Эл №106 от 20 августа 2018 года

Приведенные в жалобе доводы не опровергают выводы должностного лица о совершении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России вмененного правонарушения и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены вынесенного в отношении него постановления.

Доводы о том, что разлив мазута на территории возле котельной происходил и ранее, в 2013 году за аналогичное административное правонарушение было привлечено к административной ответственности Открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление», проверены судьей. В подтверждение этих доводов защитником заявителя жалобы представлены акт № ... от <...> года и акт № ... от <...> года, в которых зафиксировано, что мазутное хозяйство котельной находится в удовлетворительном состоянии, наличие проливов нефтепродуктов - нефтепролив (мазут) на территории котельной и прилегающей территории, год образования 2012 года, причина - грубейшие нарушения эксплуатирующим персоналом ОАО «РЭО» операции при приеме, перекачке, хранению и подготовке к сжиганию топочных мазутов (неоднократное переполнение чистого отсека мазутоловушки нефтепродуктами, как итог - сброс остатков нефтепродуктов на рельеф местности).

Между тем выводы, содержащиеся в данных документах, опровергаются совокупностью исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.

В ходе исследования административного материала, в том числе представленного заключения Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» от <...> года № ..., установлено, что размеры загрязнения мазутом являются иными, нежели те, за которые к административной ответственности в 2013 году привлекалось ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление». Более того, установлен новый участок загрязнения нефтесодержащим веществом по сравнению с 2013 годом.

В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны быть истолкованы в пользу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, не усматривается.

С учетом изложенного суд не находит оснований к отмене постановления о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, оно вынесено на основании правильно установленных фактических обстоятельств дела, является законным и обоснованным. Наказание назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 4.1 КоАП РФ в пределах, предусмотренных санкцией. Оснований для изменения размера наказания суд не находит.

Существенных нарушений при составлении административного материала, свидетельствующих о недопустимости представленных в материалах дела доказательств, не допущено.

Поскольку вина ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России установлена и подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, нахожу доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.

В силу требования ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело проверено в полном объеме, нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при осуществлении производства по делу об административном правонарушении не допущено. Оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении и прекращения производства по делу по ст.ст. 24.5, 2.9 КоАП РФ не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Марий Эл Щекуриной А.Г. №106 от 20 августа 2018 года о признании Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей оставить без изменения, жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня его вручения или получения.

Судья                                     Т.Н. Гаврилова

12-138/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ
Суд
Медведевский районный суд
Судья
Гаврилова Татьяна Николаевна
Статьи

КоАП: ст. 8.6 ч.2

05.09.2018Материалы переданы в производство судье
10.09.2018Истребованы материалы
13.09.2018Поступили истребованные материалы
08.10.2018Судебное заседание
26.10.2018Судебное заседание
01.11.2018Судебное заседание
12.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее