Решение по делу № 2-1791/2015 от 10.03.2015

Дело № 2-1791/2015г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Смоленск         01 июня 2015 года

Промышленный районный суд города Смоленска в составе председательствующего судьи Яворской Т.Е., с участием прокурора Тычининой О.С., при секретаре Федоровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бегуновой Т.В. к ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Бегунова Т.В., уточнив требования, обратилась в суд с иском к ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора , была временно принята на работу к ответчику на должность <данные изъяты> на период временного отсутствия основного работника К. В ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно о своей беременности, о чем известила работодателя, предоставила соответствующую медицинскую справку. После этого ей настоятельно стали предлагать уволиться по собственному желанию. После ее отказа, письмом от ДД.ММ.ГГГГ известили об истечении срока трудового договора ДД.ММ.ГГГГ Приказом от ДД.ММ.ГГГГ была уволена, в связи с истечением срока трудового договора – п.2 ч.1 ст. 77 ТК РФ. Поскольку, работодателем была нарушена процедура увольнения, она обратилась с жалобой в государственную инспекцию труда, после проведенной проверки, данный приказ об увольнении был отменен. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ срок действия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ продлен до окончания ее беременности. ДД.ММ.ГГГГ у нее родился ребенок. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ уволена с ДД.ММ.ГГГГ., в связи с истечением срока трудового договора – п.2 ч.1 ст. 77 ТК РФ. Считает, что данный приказ является незаконным. До ДД.ММ.ГГГГ она находится в отпуске по беременности и родам, что подтверждается листком временной нетрудоспособности, представленном работодателю. Ранее окончания этой даты работодатель не имел права ее уволить. Поскольку ДД.ММ.ГГГГ приказом с должности <данные изъяты> была уволена П. должность вакантна и должна быть предложена ей. Систематическим нарушением работодателем ее трудовых прав ей причинен моральный вред, из-за сильного нервного стресса, была госпитализирована в стационар с угрозой прерывания беременности. От пережитого нервного стресса у нее пропало молоко, ребенок был переведен на искусственное вскармливание. Просит суд незаконным приказ об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ восстановить ее на работе в ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» в должности <данные изъяты> взыскать с ответчика заработную плату за период вынужденного прогула и все причитающиеся выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического восстановления на работе, в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> руб.

Истица Бегунова Т.В. и ее представитель Киселева Н.А., уточненные требования иска поддержали, просят их удовлетворить. Бегунова Т.В. дополнительно пояснила, что представленный ею больничный лист до ДД.ММ.ГГГГ работодатель ей оплатил.

Представители ответчика ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» - Чавпецова Е.В., Боброва О.М., в судебном заседании требования иска не признали, поддержали представленный письменный отзыв, согласно которому, истица являлась работником ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» (до переименования – ОАО Смоленскоблгаз») в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на период временного отсутствия основного работника. В связи с выходом основного работника на работу с ДД.ММ.ГГГГ Бегуновой лично под роспись вручено уведомление об истечении срока трудового договора ДД.ММ.ГГГГ Трудовые отношения с истицей прекращены ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока трудового договора в соответствии с п.2 ч.1 ст. 77 ТК РФ. ДД.ММ.ГГГГ истица на работу не вышла, известив по телефону своего руководителя о болезни. Никаких медицинских документов, подтверждающих беременность, не представила. Заявления о продлении срочного трудового договора до окончания срока беременности ответчику не поступало. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика поступило заявление истицы о продлении срока действия срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ до окончания срока беременности, и только ДД.ММ.ГГГГ. - медицинские документы, подтверждающие беременность. Актом внеплановой выездной проверки Государственной инспекцией труда в Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ факт незаконного увольнения истицы не подтвержден. В связи с заявлением истицы от ДД.ММ.ГГГГ., поступившими листками нетрудоспособности, принимая во внимание положение истицы, работодателем отменен приказ об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ , продлен срок действия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ до окончания ее беременности. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Бегуновой расторгнут. Все расчеты по предъявленным больничным листам истицы за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ произведены. Истица выразила свое согласие на заключение договора на определенный срок, что свидетельствует о том, что стороны оговорили условие о его расторжении при наступлении определенных условий, в том числе в связи с выходом основного работника. Кроме того, ч.2 ст. 261 ТК РФ не определяет дату, с которой трудовой договор считается прекращенным. Таким образом, никаких нарушений при увольнении Бегуновой работодателем не допущено. Просят в иске отказать.

Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Смоленской области – Сергеева С.В., в судебном заседании указала, что она проводила проверку по жалобе Бегуновой, и установлено, что ее увольнение ДД.ММ.ГГГГ было незаконным. Срок трудового договора правомерно продлен до окончания срока беременности. Таким образом, после получения работодателем информации о рождении ребенка, работодатель вправе был расторгнуть с истицей трудовой договор.

Суд, выслушав стороны, представителей, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора, полагавшего необходимым исковые требования удовлетворить частично, приходит к следующим выводам.    

В соответствии со ст. 382 ТК РФ работник вправе обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бегунова (Коршикова) Т.В. работала в ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» (до переименования – ОАО Смоленскоблгаз») в должности <данные изъяты> на период временного отсутствия основного работника, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.6-8, 41-47).

Правомерность и условия заключения срочного трудового договора Бегунова Т.В. не оспаривает.

В связи с выходом основного работника на работу с ДД.ММ.ГГГГ Бегуновой лично под роспись вручено уведомление об истечении срока трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.15). Факт выхода основного работника подтвержден документально, истицей не оспаривается.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. трудовые отношения с истицей прекращены ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока трудового договора в соответствии с п.2 ч.1 ст. 77 ТК РФ (л.д.9).

На основании заявление истицы о продлении срока действия срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ до окончания срока беременности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51), работодателем отменен приказ об увольнении Бегуновой от ДД.ММ.ГГГГ , дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок действия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ до окончания беременности истицы (л.д.54).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с Бегуновой расторгнут, в связи с истечением срока трудового договора – п.2 ч.1 ст. 77 ТК РФ (л.д.76).

Истица считает свое увольнение незаконным, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам, работодатель не имел права ее уволить. Также поскольку приказом от ДД.ММ.ГГГГ с должности <данные изъяты> была уволена П. данная вакансия должна быть предложена ей.

В соответствии со ст. 58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

Согласно абз. 7 ч.1 ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой.

В соответствии со статьей 261 Трудового кодекса Российской Федерации, не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет.

Основания увольнения работника по инициативе работодателя предусмотрены положениями статей 71 и 81 Трудового кодекса Российской Федерации, увольнение в связи с истечением срочного трудового договора к ним законодателем не отнесено, в связи с чем, при увольнении работника по такому основанию работодатель не обязан принимать во внимание дополнительные гарантии, установленные трудовым законодательством, в том числе, положениями части 4 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, отпуск по беременности и родам истице был предоставлен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), срок действия трудового договора был продлен работодателем до окончания беременности, ребенок родился у Бегуновой ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).

Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в пункте 27 Постановления Пленума от 28.01.2014 N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних", в силу части второй статьи 261 ТК РФ срочный трудовой договор не может быть расторгнут до окончания беременности. Состояние беременности подтверждается медицинской справкой, предоставляемой женщиной по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца.

Срочный трудовой договор с беременной женщиной может быть расторгнут в случае его заключения на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможности ее перевода до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую она может выполнять с учетом состояния здоровья (часть третья статьи 261 ТК РФ). Срочный трудовой договор продлевается до окончания беременности женщины независимо от причины окончания беременности (рождение ребенка, самопроизвольный выкидыш, аборт по медицинским показаниям и др.). В случае рождения ребенка увольнение женщины в связи с окончанием срочного трудового договора производится в день окончания отпуска по беременности и родам. В иных случаях женщина может быть уволена в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

Таким образом, обязанность работодателя по продлению срока действия трудового договора до окончания беременности прямо предусмотрена трудовым законодательством.

Защита беременности, в том числе путем установления гарантий для беременных женщин в сфере труда, является согласно Конвенции Международной организации труда N 183 "О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства" (заключена в г. Женеве 15 июня 2000 г.) общей обязанностью правительств и общества (преамбула).

По своей сути положения ч. 2 ст. 261 ТК РФ являются трудовой льготой, направленной на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии со статьями 7 (часть 2) и 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Соответственно реализация положений ст. 261 ТК РФ не зависит от осведомленности работодателя о факте беременности на момент принятия решения об увольнении.

В соответствии с абзацем вторым п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" если работник, с которым заключен срочный трудовой договор, был незаконно уволен с работы до истечения срока договора, суд восстанавливает работника на прежней работе, а если на время рассмотрения спора срок трудового договора уже истек, - признает увольнение незаконным, изменяет дату увольнения и формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока действия трудового договора.

Согласно листку временной нетрудоспособности, днем окончания отпуска по беременности и родам истицы (ст. 255 ТК РФ) является ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

Таким образом, дата увольнения Бегуновой из ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» должна быть изменена на ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, изменение даты увольнения не влечет для истицы правовых последствий в виде начисления заработной платы, поскольку все расчеты с Бегуновой были произведены работодателем до окончания ее отпуска по беременности и родам на основании представленного больничного листа (л.д.57) по ДД.ММ.ГГГГ Данные обстоятельства Бегунова в судебном заседании не оспаривала.

Оснований для признания приказа от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» об увольнении Бегуновой Т.В., в связи с истечением срока трудового договора в соответствии с п.2 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, незаконным в остальной части, не имеется.

Указания истицы на то, что работодатель ей должен был предложить имеющиеся вакансии, суд считает необоснованными. Действующее трудовое законодательство предусматривает перевод на другую имеющуюся у работодателя работу при заключенном срочном трудовом договоре только до окончания беременности.

Доводы представителей ответчика о том, что в своем заявлении Бегунова просила продлить с ней срочный трудовой договор до окончания беременности, не влияет на решение суда. Работодатель был уведомлен об отпуске Бегуновой по беременности и родам, оплатил его, а, значит, должен был принять во внимание данный факт, не нарушая при расторжении срочного трудового договора прав истицы.

Незаконным увольнением Бегуновой Т.В. были причинены нравственные страдания, которые в соответствии со ст. 151 ГК РФ, ст.ст. 237, 394 ТК РФ подлежат денежной компенсации. В силу ст. 1101 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Разрешая вопрос о размере компенсации морального вреда, суд учитывает степень нравственных страданий, причиненных незаконным лишением Бегуновой права на труд, а также и то, что она находится в декретном отпуске, суд считает, что сумма в <данные изъяты> руб. соответствует требованиям разумности и справедливости и компенсирует нравственные страдания истице.

В связи с тем, что истица в силу закона освобождена от уплаты госпошлины при подаче настоящего иска, госпошлина в соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию в доход бюджета с ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бегуновой Т.В. удовлетворить частично.

Признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» об увольнении Бегуновой Т.В. в связи с истечением срока трудового договора в соответствии с п.2 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, в части даты прекращения действия трудового договора ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Изменить дату увольнения Бегуновой Т.В. из ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» на ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» в пользу Бегуновой Т.В. в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> руб.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» госпошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья              Т.Е. Яворская

2-1791/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бегунова Т.В.
Ответчики
ОАО Газпром газораспределение Смоленск
Другие
Государственная инспекция труда в Смоленской области
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленск
Дело на сайте суда
prom.sml.sudrf.ru
10.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2015Передача материалов судье
13.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.04.2015Предварительное судебное заседание
06.05.2015Судебное заседание
01.06.2015Судебное заседание
05.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее