Дело № 5 – 495/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Вологда, ул. Гоголя, д. 89 17 мая 2018 года
Судья Вологодского городского суда Вологодской области Кондрашихин В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Горстройзаказчик",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2017 прокуратурой города Вологды с привлечением специалиста Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка по исполнению решения коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 25.11.2016 «О состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также поручения прокуратуры Вологодской области от 06 марта 2017 № о предоставлении информации об исполнении решения вышеуказанной коллегии Генеральной прокуратуры РФ, в ходе которой выявлены нарушения ЗАО «Горстройзаказчик» требований федерального законодательства: ст.ст. 9, 10, 15 Федерального закона от 21.01.1997 № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п. 218 (з), 221, 227 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 № 116; п. 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011 № 480; п.п. 5, 71 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870; п. 3 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
Так в нарушение вышеуказанных требований закона ЗАО «Горстройзаказчик» осуществляя эксплуатацию опасного производственного объекта «Сеть газопотребления предприятия» 3 класса опасности расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 19 допустило следующие нарушения: обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте не осуществлено; не разработан годовой план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверок состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест на 2017 год; отсутствует график проведения комплексных и целевых проверок комиссией, руководителями подразделений и специалистами предприятия, согласно разработанного и утвержденного графика на 2017 год; приказом не назначены лица, ответственное за организацию и осуществление производственного контроля и за соблюдение требований промышленной безопасности; не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; не представлены протокола по аттестации требований промышленной безопасности руководителей и специалистов предприятия; не проводятся комплексные и целевые проверки комиссией, руководителями подразделений и специалистами предприятия, согласно разработанного и утвержденного графика; не обеспечено введение журнала отчетов о результатах контрольно-профилактических проверок и устранения нарушений промышленной безопасности; не обеспечен осмотр и обслуживание, ремонт зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, в соответствии с требованиями технических регламентов, иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; не разработано положение о производственном контроле за соблюдением промышленной безопасности на опасном производственном объекте в связи с изменениями на 21 июня 2013 года Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте; в организации отсутствует исполнительная документация на опасных производственных объектах (эксплуатационные паспорта на газопроводы, ГРУ); не разработан документ, регламентирующий расследование причин инцидентов на опасном производственном объекте в соответствии с Порядком проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»; при эксплуатации технологических устройств на опасном производственном объекте опасного производственного объекта «Сеть газопотребления предприятия» per. № А28-00847-001 эксплуатирующая организация не обеспечила мониторинг и техническое обслуживание; не обеспечено проведение испытаний, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте в установленные сроки; не проводится проверка сигнализаторов загазованности, установленных в котельных на опасном производственном объекте; не представлен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ; не заключен договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание; отсутствует план ликвидации аварии и защиты персонала на опасном производственном объекте согласованный с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.
По данному факту 11 декабря 2017 прокуратурой города в отношении ЗАО «Горстройзаказчик» внесено представление об устранении указанных нарушений закона. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Однако ЗАО «Горстройзаказчик» требования представления прокуратуры г. Вологды от 11 декабря 2017 года не выполнило. В связи с этим первым заместителем прокурора г. Вологды постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 марта 2018 года действия ЗАО «Горстройзаказчик» были квалифицированы по ст. 17.7 КоАП РФ.
В судебном заседании помощник прокурора г. Вологды Головчина Э.В. поддержал обвинение по постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Горстройзаказчик» по изложенным в нём основаниям, просила привлечь общество к административной ответственности в виде штрафа, считает, что оснований для применения положений ст. 2.9. КоАП РФ не имеется.
Представитель ЗАО «Горстройзаказчик», действующий на основании доверенности, Романов С.В., в судебном заседании вину общества по предъявленному обвинению не признал, суду пояснил, что ЗАО «Горстройзаказчик» не является собственником опасного производственного объекта «Сеть газопотребления предприятия» 3 класса опасности расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 19, в связи с этим не может нести ответственность за нарушение порядка и условий его эксплуатации.
В судебном заседании вызванная в качестве специалиста от Северо-Западное уравнение Ростехнадзора для участия в производстве по делу об административном правонарушении ФИО1 суду пояснила, что объект «Сеть газопотребления предприятия» расположенный по адресу: г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 19, на основании требований Федерального закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" относится к опасным производственным объектам 3 класса опасности. Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" разработаны правила устанавливающие порядок регистрации опасных производственных объектов (далее - объекты) в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - государственный реестр) и ведения государственного реестра, а также обязанности юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти, сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов. На основании заявления ЗАО «Горстройзаказчик» указанное общество включено в государственный реестр опасных производственных объектов, в связи с этим выдано свидетельство о регистрации № от 07 мая 2014 года серии №. В настоящее время именно ЗАО «Горстройзаказчик» является официальной эксплуатирующей организацией опасного производственного объекта «Сеть газопотребления предприятия» 3 класса опасности расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 19 и обязано исполнять все требования приведённых законов с целью надлежащей эксплуатации указанного объекта.
Переход права собственности на производственные опасные объекты другим лицам не влияет на обязанности и ответственность эксплуатирующей организации этого объекта.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, учитывая положения Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», приходит к следующему выводу.
Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30, 33 указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Положениями п. 3 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Из материалов дела следует, что ЗАО "Горстройзаказчик" являясь эксплуатирующей организацией опасного производственного объекта «Сеть газопотребления предприятия» 3 класса опасности расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 19 не выполнило представление заместителя прокурора г. Вологды от 11 декабря 2017 года № вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, а именно в отношении указанного опасного производственного объекта обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте не осуществлено; не разработан годовой план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверок состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест на 2017 год; отсутствует график проведения комплексных и целевых проверок комиссией, руководителями подразделений и специалистами предприятия, согласно разработанного и утвержденного графика на 2017 год; приказом не назначены лица, ответственное за организацию и осуществление производственного контроля и за соблюдение требований промышленной безопасности; не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; не представлены протокола по аттестации требований промышленной безопасности руководителей и специалистов предприятия; не проводятся комплексные и целевые проверки комиссией, руководителями подразделений и специалистами предприятия, согласно разработанного и утвержденного графика; не обеспечено введение журнала отчетов о результатах контрольно-профилактических проверок и устранения нарушений промышленной безопасности; не обеспечен осмотр и обслуживание, ремонт зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, в соответствии с требованиями технических регламентов, иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; не разработано положение о производственном контроле за соблюдением промышленной безопасности на опасном производственном объекте в связи с изменениями на 21 июня 2013 года Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте; в организации отсутствует исполнительная документация на опасных производственных объектах (эксплуатационные паспорта на газопроводы, ГРУ); не разработан документ, регламентирующий расследование причин инцидентов на опасном производственном объекте в соответствии с Порядком проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»; при эксплуатации технологических устройств на опасном производственном объекте опасного производственного объекта «Сеть газопотребления предприятия» per. № А28-00847-001 эксплуатирующая организация не обеспечила мониторинг и техническое обслуживание; не обеспечено проведение испытаний, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте в установленные сроки; не проводится проверка сигнализаторов загазованности, установленных в котельных на опасном производственном объекте; не представлен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ; не заключен договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание; отсутствует план ликвидации аварии и защиты персонала на опасном производственном объекте согласованный с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.
Виновность ЗАО "Горстройзаказчик" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 марта 2018 года, представлением об устранении нарушений закона от 11 декабря 2017 года №, свидетельством о регистрации № от 07 мая 2014 года серии №, согласно которого ЗАО "Горстройзаказчик" является эксплуатирующей организацией опасного производственного объекта «Сеть газопотребления предприятия» 3 класса опасности расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 19 и всеми материалами дела в их совокупности.
Указанные документы у суда не вызвали сомнений, оформлены в соответствии с требованиями закона и объективно подтверждают наличие в действиях ЗАО "Горстройзаказчик" вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Приведённые доказательства согласуются между собой, являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ЗАО "Горстройзаказчик" в совершении административного правонарушения.
Суд не находит оснований не доверять указанным процессуальным документам и изложенным в них фактам.
Доводы представителя ЗАО «Горстройзаказчик» не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность предъявленного обвинения. Из приведённых норм закона следует, что ответственность за эксплуатацию опасного производственного объекта несет не его собственник, а эксплуатирующая организация. В судебном заседании было достоверно установлено что ЗАО «Горстройзаказчик» является эксплуатирующей организацией опасного производственного объекта «Сеть газопотребления предприятия» 3 класса опасности расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 19. Следовательно именно это общество обязано нести ответственность по надлежащей эксплуатации указанного объекта.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Суд, при определении вида и размера наказания ЗАО «Горстройзаказчик», оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая характер совершенного административного правонарушения, наступившие последствия, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, материальное положение общества назначает наказание обществу в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ЗАО «Горстройзаказчик» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечь к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50000 руб. (Пятьдесят тысяч рублей).
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней со дня его получения.
Судья В.Н. Кондрашихин