Дело № 2-1681/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2016 года р.п. Городище
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Князькова М.А.,
при секретаре Вахромеевой Е.С.,
с участием прокурора Городищенского района Волгоградской области Ивлиевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Городищенского района Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о понуждении к соблюдению требований законодательства об обеспечении доступа к информации в сфере оказания муниципальных услуг,
у с т а н о в и л:
прокурор Городищенского района Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о понуждении к соблюдению требований законодательства об обеспечении доступа к информации в сфере оказания муниципальных услуг. В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Городищенского района Волгоградской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства об обеспечении доступа к информации в сфере оказания муниципальных услуг на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области. В ходе проведенной проверки установлено, что соблюдение требований действующего законодательства должностными лицами администрации Кузьмичевского сельского поселения не обеспечено. Так, согласно реестру муниципальных услуг поселения, утвержденного постановлением администрации Кузьмичевского сельского поселения от 19 ноября 2015 года № 112, органом местного самоуправления оказывается 14 муниципальных услуг. Вместе с тем, в ходе мониторинга Федерального портала государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru выявлен факт размещения администрацией поселения только о 5 муниципальных услугах. На Региональном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.volganet.ru размещены сведения о 6 муниципальной услугах, оказываемой администрацией Кузьмичевского сельского поселения. Выявленные нарушения в деятельности администрации Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области ограничивают права физических лиц и юридических лиц на беспрепятственный доступ к информации об оказываемых муниципальных услугах. Просит суд возложить обязанность на администрацию Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить в сети «Интернет» на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru и на Региональном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.volganet.ru исчерпывающие сведения обо всех оказываемых муниципальных услугах администрацией Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.
В судебном заседании прокурор Городищенского района Волгоградской области Ивлиева Т.Н. исковые требования поддержала, просит их удовлетворить, суду дала пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика - глава администрации Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав прокурора, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, имеющиеся в материалах дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Федеральный закон от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее – муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов организации предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
На основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
В силу пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме предусмотрена в том числе подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 11 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
При этом реестр муниципальных услуг содержит сведения:
1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании;
2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета;
4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.
Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Согласно статье 20 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» ведение реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется с использованием государственных и муниципальных информационных систем.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях ведения соответственно реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации и реестра муниципальных услуг в электронной форме вправе создавать региональные информационные системы и муниципальные информационные системы.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
На основании части 3 статьи 21 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление услуг, с учетом приведенных положений законодательства РФ, должно быть обеспечено, в том числе, и в электронной форме, с учетом того, что получение таких услуг в электронной форме является неотъемлемым правом заявителя.
Судом установлено, что администрацией Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области осуществляется предоставление 14 муниципальных услуг, что подтверждается реестром муниципальных услуг Кузьмичевского сельского поселения, утвержденного постановлением администрации Кузьмичевского сельского поселения от 19 ноября 2015 года № 112.
В ходе мониторинга Федерального портала государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru выявлен факт размещения администрацией поселения сведений только о 5 муниципальной услуге. На Региональном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.volganet.ru размещены сведения только о 6 муниципальных услуг, оказываемой администрацией Кузьмичевского сельского поселения. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 14 июня 2016 года и стороной ответчика не оспариваются.
Таким образом, администрацией Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области не соблюдаются требования, установленные положениями Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», обязывающие органы, предоставляющие муниципальные услуги, обеспечить возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом.
Сведения, которые необходимо размещать на официальном сайте государственных и муниципальных услуг, в установленном законом порядке ответчиком не размещаются, что нарушает права и законные интересы физических и юридических лиц на беспрепятственный доступ к информации об оказываемых муниципальных услугах и лишает их возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Исходя из указанных норм права, установленных обстоятельств, учитывая, что иск прокурора направлен на защиту интересов неопределенного круга лиц на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора о возложении на администрацию Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области обязанности разместить в сети «Интернет» на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru и на Региональном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.volganet.ru исчерпывающие сведения обо всех оказываемых муниципальных услугах администрацией Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что устранение нарушения требований федерального законодательства об обеспечении доступа к информации в сфере оказания муниципальных услуг может занять определенное количество времени, суд, реализуя требования части 2 статьи 206 ГПК РФ, считает необходимым возложить на ответчика обязанность исполнить постановленное судебное решение в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Доводы представителя ответчика о необходимости увеличения срока для исполнения решения суда до двух месяцев, суд считает необоснованными, поскольку установленный судом срок для исполнения решения суда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу является разумным.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок.
Увеличение срока исполнения решения суда приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, имеющих право на получение информации об оказываемых муниципальных услугах, а также на получение муниципальной услуги в электронной форме.
Кроме того, при недостаточности установленного судом срока для исполнения решения суда, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке, предусмотренном статьей 203 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Городищенского района Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации
Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о понуждении к соблюдению требований законодательства об обеспечении доступа к информации в сфере оказания муниципальных услуг – удовлетворить.
Обязать администрацию Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить в сети «Интернет» на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru и на Региональном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.volganet.ru исчерпывающие сведения обо всех оказываемых муниципальных услугах администрацией Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Мотивированный текст решения составлен 29 августа 2016 года.
Судья М.А. Князьков