РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Земетчино 16 августа 2013 года
Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Шабровой Н.В.,
при секретаре Есавкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании права муниципальной собственности Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области на невостребованные земельные доли,
У С Т А Н О В И Л:
администрация Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать право муниципальной собственности Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области на невостребованные земельные доли размер каждой из которых составляет 1/100 и площадью 10,0 га, принадлежавшие ранее: ФИО71 <Дата> г.р., ФИО1 <Дата> г.р., ФИО67 <Дата> г.р., ФИО2 <Дата> г.р., ФИО3 <Дата> г.р., ФИО4 <Дата> г.р., ФИО5 <Дата> г.р., ФИО6 <Дата>., ФИО7 <Дата> г.д., ФИО8 <Дата>., ФИО9 <Дата> г.р., ФИО10 <Дата> г.р., ФИО11 <Дата> г.р., ФИО12 <Дата> г.р., ФИО13 <Дата> г.р., ФИО14 <Дата> г.р., ФИО15 <Дата> г.р., ФИО16 <Дата> г.р., ФИО17 <Дата> г.р., ФИО68 <Дата>.р., ФИО18 <Дата>, ФИО19 <Дата>., ФИО20 <Дата>., ФИО21 <Дата> г.р., ФИО22 <Дата> г.р., ФИО23 <Дата> г.р., ФИО24 <Дата> г.р., ФИО25 <Дата> г.р., ФИО26 <Дата>., ФИО27 <Дата> г.р., ФИО28 <Дата> г.р., ФИО29 <Дата> г.р., ФИО30 <Дата> г.р., ФИО31 <Дата> г.р., ФИО32 <Дата> г.р., ФИО33 <Дата> г.р., ФИО34 <Дата> г.р., ФИО35 <Дата> г.р., ФИО36 <Дата> г.р., ФИО37 <Дата> г.р., ФИО38 <Дата> г.р., ФИО39 <Дата> г.р., ФИО40 <Дата> г.р., ФИО41 <Дата> г.р., ФИО42 <Дата> г.р., ФИО43 <Дата> г.р., ФИО44 <Дата> г.р., ФИО45 <Дата> г.р., ФИО46 <Дата> г.р., ФИО69 <Дата> г.р., ФИО47 <Дата> г.р., ФИО48 <Дата> г.р., ФИО49 <Дата> г.р., ФИО50 <Дата> г.р., ФИО70 <Дата> г.р., ФИО72 <Дата> г.р., ФИО51 <Дата> г.р., ФИО52 <Дата> г.р., ФИО53 <Дата> г.р., ФИО54 <Дата> г.р., ФИО55 <Дата> г.р., ФИО56 <Дата> г.р.,ФИО57 <Дата> г.р., ФИО58 <Дата> г.р., ФИО59 <Дата> г.р., ФИО60 <Дата> г.р., ФИО61 <Дата> г.р., ФИО62 <Дата> г.р., ФИО63 <Дата> г.р., ФИО64 <Дата> г.р., ФИО65 <Дата> г.р., ФИО66 <Дата> г.р. Данные лица умерли, и после их смерти к наследованию никто не приступил.
Свои требования истец мотивирует тем, что в рамках исполнения постановлений Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», от 04.09.1992. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», принятых на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан.
С <Дата> года вышеуказанные собственники земельных долей на территории Юрсовского сельсовета Земетчинского района не распорядились ими и до дня своей смерти не принимали никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения. Это обстоятельство негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий. Наследники, которые вступили бы в наследство на земельные доли после умерших, отсутствуют.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 этой статьи, (далее - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли, необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
В соответствии пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьей 8 Закона Пензенской области от 7 апреля 2003 года № 461-ЗПО «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области», администрацией Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области был опубликован список невостребованных земельных долей в приложении к газете «Пензенская правда» от 01 февраля 2013 года № 8.
Общее собрание участников долевой собственности на территории Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области по вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей было назначено на 14.05.2013 г. (информация опубликована в приложении к газете «Пензенская правда» от 01 февраля 2013 года №8). Однако собрание не состоялось по причине неявки владельцев земельных долей.
В соответствии с пунктом 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», администрация Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области утвердила список невостребованных долей самостоятельно (постановление администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области от 07.06.2013 г. №24 «Об утверждении списка невостребованных земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю в результате реорганизации подсобного хозяйства «Юрсовский сельсовет»).
На основании пункта 8 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрация Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области обратилась в суд с вышеназванным иском.
Истец в лице главы администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Копыловой П.В. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица администрации Земетчинского района Пензенской области Макаров В.П., действующий на основании доверенности, просит иск администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района удовлетворить, поскольку данными земельными паями уже на протяжении многих лет никто не пользуется, что негативно сказывается на состоянии сельскохозяйственных угодий.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района о признании права муниципальной собственности Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области на невостребованные земельные доли являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Правовое значение для данного дела имеют вопросы, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными долями, а именно наличие (отсутствие) по делу обстоятельств, свидетельствующих о невостребованности земельных долей, наличие (отсутствие) оснований для признания за истцом права собственности на указанные выше земельные доли, какими доказательствами они подтверждаются.
Данные правовые отношения в области оборота земель сельскохозяйственного назначения (земельных долей в праве общей собственности) регулируются Конституцией Российской Федерации, нормами гражданского и земельного кодексов, а также Федеральным законом № 101 - ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно ст. 2 Федерального закона № 101 - ФЗ, участниками отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты российской Федерации, муниципальные образования.
Согласно ст.12.1. ФЗ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», закреплен порядок признания земельных участков невостребованными. Так невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ей иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом, никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 вышеназванной статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 данной статьи (список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности, земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
На основании постановления главы администрации Земетчинской района Пензенской области от 28.11.1995 №265 «О выдаче свидетельств на право собственности на землю» были выданы свидетельства на земельные доли (паи).
Согласно действующего на тот момент Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 года № 708 (с изменениями от 11.12.1992 года № 969, от 29.03.1994 года № 179, от 28.02.1995 года № 195, от 03.08.19989 года № 883), владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев). Кроме того, имущественные и земельные доли (паи) передаются по наследству в соответствии с действующим законодательством.
Из сообщения Земетчинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области о предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что указанные в заявлении собственники земельных долей данными земельными паями не распоряжались, и их земельные доли остались невостребованными.
Согласно Указу Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 07.03.1996 года № 337 (действующего в то время), невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности на земельные доли, передаются (сохраняются) сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельств на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года. Таким образом, для предания земельной доле статуса невостребованной не имело значения, использовалась ли данная земельная доля самим собственником либо не использовалась.
Согласно Федеральному закону от 16.07.1998 года № 101 - ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», на собственников земельных долей возложена обязанность использовать земельный участок рационально, по целевому назначению и в соответствии с разрешенным режимом использования.
В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено в судебном заседании ответчики не истребовали земельные доли из общей долевой собственности Юрсовского лесхоза, не распоряжались земельными долями на протяжении длительного времени с момента приобретения (с 1995 года), земля заброшена, длительное время не обрабатывается и ничем не засеивается, что подтверждается материалами дела и показаниями главы администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области. То обстоятельство, что собственники земельных долей не распоряжались земельными долями более трех лет никем и ничем не опровергнуто в судебном заседании.
Порядок формирования земельных участков в счет не востребованных земельных долей, установленный нормами ФЗ от 24.07.2002 года № 101 - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и законом Пензенской области от 07.04.2003 года № 461 - ЗПО «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области» администрацией Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области соблюден: опубликовано сообщение в средствах массовой информации и в течение девяноста дней со дня опубликования ответчиками не было заявлено желание воспользоваться правами участников долевой собственности, в связи с чем, право собственности на невостребованные земельные доли может быть признано в судебном порядке только за субъектами РФ или муниципальными образованиями.
Согласно ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе вступившие в законную силу решения суда.
С учетом изложенного, суд считает необходимым признать за истцом право муниципальной собственности на указанные выше земельные доли, расположенные в границах Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании права муниципальной собственности Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области на невостребованные земельные доли удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области на невостребованные земельные доли, каждая из которых составляет 1/100 площадью 10,0 га,ранее принадлежащие умершим: ФИО71 <Дата> г.р., ФИО1 <Дата> г.р., ФИО67 <Дата> г.р., ФИО2 <Дата> г.р., ФИО3 <Дата> г.р., ФИО4 <Дата> г.р., ФИО5 <Дата> г.р., ФИО6 11.04.1920г.р., ФИО7 <Дата> г.д., ФИО8 <Дата>., ФИО9 <Дата> г.р., ФИО10 <Дата> г.р., ФИО11 <Дата> г.р., ФИО12 <Дата> г.р., ФИО13 <Дата> г.р., ФИО14 <Дата> г.р., ФИО15 <Дата> г.р., ФИО16 <Дата> г.р., ФИО17 <Дата> г.р., ФИО68 <Дата>., ФИО18 <Дата>, ФИО19 <Дата>., ФИО20 <Дата>., ФИО21 <Дата> г.р., ФИО22 <Дата> г.р., ФИО23 <Дата> г.р., ФИО24 <Дата> г.р., ФИО25 <Дата> г.р., ФИО26 <Дата>., ФИО27 <Дата> г.р., ФИО28 <Дата> г.р., ФИО29 <Дата> г.р., ФИО30 <Дата> г.р., ФИО31 <Дата> г.р., ФИО32 <Дата> г.р., ФИО33 <Дата> г.р., ФИО34 <Дата> г.р., ФИО35 <Дата> г.р., ФИО36 <Дата> г.р., ФИО37 <Дата> г.р., ФИО38 <Дата> г.р., ФИО39 <Дата> г.р., ФИО40 <Дата> г.р., ФИО41 <Дата> г.р., ФИО42 <Дата> г.р., ФИО43 <Дата> г.р., ФИО44 <Дата> г.р., ФИО45 <Дата> г.р., ФИО46 <Дата> г.р., ФИО69 <Дата> г.р., ФИО47 <Дата> г.р., ФИО48 <Дата> г.р., ФИО49 <Дата> г.р., ФИО50 <Дата> г.р., ФИО70 <Дата> г.р., ФИО72 <Дата> г.р., ФИО51 <Дата> г.р., ФИО52 <Дата> г.р., ФИО53 <Дата> г.р., ФИО54 <Дата> г.р., ФИО55 <Дата> г.р., ФИО56 <Дата> г.р.,ФИО57 <Дата> г.р., ФИО58 <Дата> г.р., ФИО59 <Дата> г.р., ФИО60 <Дата> г.р., ФИО61 <Дата> г.р., ФИО62 <Дата> г.р., ФИО63 <Дата> г.р., ФИО64 <Дата> г.р., ФИО65 <Дата> г.р., ФИО66 <Дата> г.р.
Прекратить право собственности на невостребованные земельные доли в размере 1/100 площадью 10,0 га каждая в отношении умерших ФИО71 <Дата> г.р., ФИО1 <Дата> г.р., ФИО67 <Дата> г.р., ФИО2 <Дата> г.р., ФИО3 <Дата> г.р., ФИО4 <Дата> г.р., ФИО5 <Дата> г.р., ФИО6 <Дата>.р., ФИО7 <Дата> г.д., ФИО8 <Дата>.р., ФИО9 <Дата> г.р., ФИО10 <Дата> г.р., ФИО11 <Дата> г.р., ФИО12 <Дата> г.р., ФИО13 <Дата> г.р., ФИО14 <Дата> г.р., ФИО15 <Дата> г.р., ФИО16 <Дата> г.р., ФИО17 <Дата> г.р., ФИО68 <Дата>.р., ФИО18 <Дата>.р., ФИО19 <Дата>.р., ФИО20 <Дата>.р., ФИО21 <Дата> г.р., ФИО22 <Дата> г.р., ФИО23 <Дата> г.р., ФИО24 <Дата> г.р., ФИО25 <Дата> г.р., ФИО26 <Дата>.р., ФИО27 <Дата> г.р., ФИО28 <Дата> г.р., ФИО29 <Дата> г.р., ФИО30 <Дата> г.р., ФИО31 <Дата> г.р., ФИО32 <Дата> г.р., ФИО33 <Дата> г.р., ФИО34 <Дата> г.р., ФИО35 <Дата> г.р., ФИО36 <Дата> г.р., ФИО37 <Дата> г.р., ФИО38 <Дата> г.р., ФИО39 <Дата> г.р., ФИО40 <Дата> г.р., ФИО41 <Дата> г.р., ФИО42 <Дата> г.р., ФИО43 <Дата> г.р., ФИО44 <Дата> г.р., ФИО45 <Дата> г.р., ФИО46 <Дата> г.р., ФИО69 <Дата> г.р., ФИО47 <Дата> г.р., ФИО48 <Дата> г.р., ФИО49 <Дата> г.р., ФИО50 <Дата> г.р., ФИО70 <Дата> г.р., ФИО72 <Дата> г.р., ФИО51 <Дата> г.р., ФИО52 <Дата> г.р., ФИО53 <Дата> г.р., ФИО54 <Дата> г.р., ФИО55 <Дата> г.р., ФИО56 <Дата> г.р.,ФИО57 <Дата> г.р., ФИО58 <Дата> г.р., ФИО59 <Дата> г.р., ФИО60 <Дата> г.р., ФИО61 <Дата> г.р., ФИО62 <Дата> г.р., ФИО63 <Дата> г.р., ФИО64 <Дата> г.р., ФИО65 <Дата> г.р., ФИО66 <Дата> г.р.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд.
Судья