Судья – Буланков Р.В.
Дело № 33а-13345
г. Пермь 12 октября 2016 г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Судневой В.Н.
судей Степанова П.В., Никитиной Т.А.
при секретаре Мальцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу Айтаковой К.А. на определение Пермского краевого суда от 31 августа 2016 года о прекращении производства по административному делу.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., заключение прокурора прокуратуры Пермского края Бабушкиной О.В., полагавшей, что в удовлетворении частной жалобы следует отказать, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
установила:
Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2016 года N 2395 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва.
На основании постановления Избирательной комиссии Пермского края от 17 июня 2016 года N 193/03-2 территориальная избирательная комиссия Ленинского района г.Перми выполняет полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5 от 12 августа 2016 года N 10/04 Другова М.А., выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5.
Айтакова К.А., также являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по тому же одномандатному избирательному округу (на основании решения окружной избирательной комиссии от 01 августа 2016 года N 07/01), выдвинутая избирательным объединением ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", обратилась в краевой суд с административным исковым заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5 от 12 августа 2016 года N 10/04 о регистрации кандидата в депутаты Друговой М.А., ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Определением Пермского краевого суда от 31 августа 2016 года производство по данному административному делу прекращено.
В частной жалобе представитель Айтаковой К.А. – Шаховнин А.И. просит указанное определение суда отменить.
Относительно частной жалобы прокуратурой Пермского края, окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5 представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного постановления.
Айтакова К.А., Другова М.А., их представители, представители окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 5 по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва и Избирательной комиссии Пермского края, представители избирательного объединения ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 3 статьи 243 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда приходит к следующему.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения об отзыве кандидата (списка кандидатов), представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 30, 31, или 32 статьи 38 указанного федерального закона, а также в связи со смертью кандидата.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5 от 30 августа 2016 года N 15/01 на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, аннулирована регистрация кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Друговой М.А.
На момент рассмотрения административного иска данное решение не было ни оспорено, ни отменено, нет таких сведений и в настоящее время.
Частью 1 статьи 242 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд прекращает производство по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 4 и 6 части 1 и частью 2 статьи 194 данного Кодекса, а по административным делам, связанным с отказом в регистрации кандидата или отмене регистрации кандидата, также по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 194 названного Кодекса.
В силу части 2 статьи 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Нарушение своих прав оспариваемым решением административный истец связывает с тем, что в документах, представленных Друговой М.А. имелись такие нарушения Федерального закона N 67-ФЗ и Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края", которые являются основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
По смыслу 76 Федерального закона N 67-ФЗ последствия аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), по существу идентичны и связаны с лишением лица статуса кандидата в депутаты и невозможностью дальнейшего участия в выборах.
При таком положении обстоятельств, препятствующих прекращению производства по административному делу, судом первой инстанции правомерно не установлено.
Вопреки доводам административного истца, судебный акт в достаточной степени мотивирован как по оценке обстоятельств дела, так и по применяемым правовым нормам.
Согласно пункту 1 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.
В пункте 4 статьи 2 указанного Федерального закона предвыборная агитация определена как деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Поскольку Другова М.А. фактически выбыла из борьбы за депутатский мандат, то само по себе то обстоятельство, что ей определенный период времени осуществлялась предвыборная агитация, не свидетельствует о нарушении права административного истца, с учетом того, что оспариваемым решением аннулирована её регистрация в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5, какого либо дополнительного судебного решения, отменяющего решение избирательной комиссии о регистрации, закон в этом случае не требует и не предполагает.
В связи с изложенным доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права являются несостоятельными и не влекут отмену обжалуемого определения суда.
Частная жалоба не содержит ссылки на доводы и обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, судебная коллегия таких обстоятельств не усматривает.
Поскольку судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного постановления, то оно подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
определила:
определение Пермского краевого суда от 31 августа 2016 года оставить без изменения, частную жалобу Айтаковой К.А. – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи: