25RS0001-01-2018-002751-27
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 ноября 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Туктамышевой О.В. и Тымченко А.М.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Герасимова В.И. на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 23 августа 2018 года, которым административное исковое заявление ИФНС России по Ленинскому району города Владивостока о взыскании задолженности с Герасимова В.И. удовлетворено в части: в пользу ИФНС России по Ленинскому району города Владивостока взыскана с Герасимова В.И. задолженность по транспортному налогу за 2014, 2015 годы в сумме 2254 рублей, пени в сумме 29, 73 рублей; государственная пошлина в сумме 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав возражения представителя ИФНС России по Ленинскому району города Владивостока Кулешовой И.А. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ИФНС России по Ленинскому району города Владивостока обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что Герасимов В.И. в 2014 и 2015 году владел на праве собственности транспортным средством «...» государственный регистрационный знак №. За 2014 и 2015 годы Герасимову В.И. начислен транспортный налог в размере 2254 рублей. В установленный срок административный ответчик указанную сумму не уплатил, ИФНС на сумму недоимки начислена сумма пени. Требование об уплате сумм налога, пени, штрафа от 10 февраля 2017 № и от 10 ноября 2015 № Герасимов В.И. не оплатил. Просят взыскать с Герасимова В.И. недоимку по транспортному налогу за 2014 и 2015 годы в сумме 2254 рублей, пени в размере 201,27 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца просил требования удовлетворить, пояснив, что транспортный налог начисляется в соответствии со сведениями предоставленными органами ГИБДД. Задолженность за 2014 год составляет 980 рублей, за 2015 год -1274 рублей, в связи с увеличением налоговой ставки. Судебным приказом с ответчика взыскана задолженность по транспортному налогу за 2013, 2014, 2015 в сумме 3894 рублей. 8 ноября 2017 года судебный приказ отменен, с ответчика списана задолженность за 2013 год.
Административный ответчик возражал против удовлетворения требований, полагая, что налоговым органом подлежат списанию долги.
Решением суда административное исковое заявление удовлетворено в части. В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В силу требований пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно пункту 3 статьи 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Приморского края от 28 ноября 2002 года № 24-КЗ «О транспортном налоге» плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога направляется налогоплательщикам - физическим лицам, налоговым органом в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 2 статьи 8 Закона Приморского края о транспортном налоге в редакции от 11 мая 2016 года).
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Герасимов В.И. является собственником транспортного средства ... регистрационный номер №. За 2014 год ему начислен налог в размере 980 рублей и за 2015 год-1274 рублей, подлежащий уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим периодом.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ налоговым органом Герасимову В.И., как налогоплательщику транспортного налога, было направлено налоговое уведомление № от 9 апреля 2015 года и налоговое уведомление № от 27 августа 2016 года, а также требование №, которые ответчиком в срок не были исполнены.
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Положения статьи 69 Налогового кодекса РФ административным истцом было соблюдено. Уведомления направлены заказными письмами, которые получены налогоплательщиком 28 мая 2015 года и 19 января 2016 года.
Поскольку налоговым органом был соблюден, предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налогов и у налогоплательщика возникла обязанность по уплате налогов, которую он добровольно не исполнил, то суд правильно удовлетворил заявленные инспекцией требования, взыскав задолженность по транспортному налогу и пени.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем вторым приведенного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
В абзаце третьем данного пункта установлено, что, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Учитывая, что в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обратился в суд с заявлением в приказном порядке 20 июня 2017 года в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.
После отмены судебного приказа на основании возражений относительно его исполнения, поступивших от Герасимова В.И. 8 ноября 2017 года, налоговый орган 7 мая 2017 года в пределах шестимесячного срока обратился в суд с административным исковым заявлением.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о злоупотреблении правом налоговым органом, являются необоснованными.
Вопреки доводам административного ответчика, изложенным в апелляционной жалобе, о списании задолженности по налогам за 2014 и 2015 годы, для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшаяся по состоянию на 1 января 2015 года, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.
По смыслу пункта 7 статьи 83, пункта 4 статьи 85 НК РФ признание физических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых они зарегистрированы, поступившие в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Эти сведения представляются в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, в силу прямого указания закона плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, зарегистрированы транспортные средства.
Транспортные средства, зарегистрированные на физических лиц, но фактически не эксплуатирующиеся последними по тем или иным причинам (за исключением транспортного средства, находящегося в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом), из числа объектов, подлежащих налогообложению, не исключаются.
Указанное означает, что прекращение обязанности по уплате транспортного налога, возможно в случае снятия с учета транспортного средства в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Причем лицо, на котором транспортные средства зарегистрированы, уплачивает транспортный налог на общих основаниях вне зависимости от того, эксплуатировалось им транспортное средство или нет.
При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, следовательно, административному ответчику обоснованно начислена пеня на основании статьи 57 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 23 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи