Дело № 2-352/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Андреаполь 25 декабря 2015 года
Андреапольский районный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Алексеева С. А., при секретаре Синёвой Е. В., с участием помощника прокурора Андреапольского района Сапелкиной Ю. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Андреапольского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Хотилицкое сельское поселение Андреапольского района Тверской области о возложении обязанности оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно – эпидемиологического законодательства, на земельные участки кладбищ, расположенных на территории Хотилицкого сельского поселения Андреапольского района Тверской области.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Андреапольского района обратился в суд с иском в защиту прав неопределённого круга лиц к администрации МО Хотилицкое сельское поселение Андреапольского района Тверской области о возложении обязанности оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно – эпидемиологического законодательства, на земельные участки кладбищ, расположенных на территории Хотилицкого сельского поселения Андреапольского района Тверской области.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Андреапольского района проведена проверка исполнения законодательства о землепользовании и муниципальной собственности органами местного самоуправления Андреапольского района.
В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории муниципального образования «Хотилицкое сельское поселение» имеется пять действующих гражданских кладбищ.
Данные кладбища на балансе администрации сельского поселения не состоят, в реестре муниципальной собственности не числятся, правоустанавливающая и землеустроительная документация на земельные участки, отсутствует.
Согласно ст. 14 ч. 1 п. 22 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 25 ч. 2 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 г. № 84 утверждены санитарные правила и нормы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» установлены гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании) эксплуатации кладбищ.
В силу ст. 35 п. 1, 13 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, размещение которых может быть обеспечено только путем их выделения. В нарушение указанных норм, администрация сельского поселения не выполняет обязанность по организации мест захоронения, отвечающих требованиям законодательства, так как земельные участки, занятые кладбищами не оформлены в муниципальную собственность.
Согласно ст. 209, ст. 215 ГК РФ, ст. 51 ФЗ РФ N 131- ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное имущество без каких-либо ограничений может находиться в режиме казны муниципального образования; закрепляться за муниципальными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передаваться на ином вещном или обязательственном праве, в т.ч. праве аренды, иным физическим или юридическим лицам.
Следовательно, земли кладбищ могут находиться в муниципальной собственности, так и передаваться после оформления муниципальной собственности муниципальным образованием во владение и пользование иным юридическим лицам (муниципальным предприятиям и учреждениям либо иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере погребения и оказания ритуальных услуг).
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).
Таким образом, предоставление мест под захоронение может рассматриваться как составная часть услуг кладбищ по захоронению. При отсутствии оформленных прав муниципального образования на земельные участки, занятыми кладбищами, услуга по предоставлению гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения, осуществляется без имеющихся на то полномочий.
Согласно ст. 17 п. 3, п. 4 ФЗ РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. "О погребении и похоронном деле" для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением N 84 от 28.06.2011 г. Главного государственного врача РФ, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ч. 1 ФЗ РФ N 7- ФЗ от 10.01.2001 г. "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
При таких обстоятельствах нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования, на получение установленных законом гарантий осуществления погребения умерших, право на благоприятную окружающую среду, так как выполнение мероприятий по содержанию кладбищ в соответствии с санитарными правилами, их реконструкция невозможны в связи с отсутствием оформленного права собственности на земельный участок, занятый кладбищем, так как достаточные денежные средства не закладываются в местный бюджет.
Участки для захоронений предоставляются гражданам при отсутствии права у муниципального образования распоряжаться данными земельным участком.
Бездействие администрации МО «Хотилицкое сельское поселение» Андреапольского района Тверской области по организации на территории поселения мест захоронений, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, является незаконным.
Согласно ст. 19 ч. 1 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно ст. 11 ч. 2 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В настоящее время администрацией МО «Хотилицкое сельское поселение» Андреапольского района Тверской области межевание земельных участков, занятых кладбищами, не проведено, земельные участки не поставлены на кадастровый учет, в связи с чем, не возможно оформление права собственности на них, так как земельные участки не сформированы.
Согласно ст. 79 ч. 1 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно ст. 2 ч. 1 ФЗ N 172-ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно ст. 8 ч. 1 п. 2 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Требования к ходатайству о переводе земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию установлены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 168 от 17.05.2010 г. "Об описании ходатайства о переводе находящемся в собственности РФ земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов", в частности в ходатайстве необходимо указывать кадастровый номер земельного участка, категорию земельного участка, его площадь и местоположение, обоснование перевода земельного участка в другую категорию. К ходатайству прилагаются документы, в частности: выписка из государственного кадастра недвижимости, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, акт выбора земельного участка.
Согласно ст. 7 ч. 1 п. 2, ч. 2 ФЗ № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с созданием особо охраняемых природных территорий. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), в другую категорию не допускается.
Согласно ст. 3 ч. 4 п. 2 ФЗ № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.
Согласно ст. 5 ч. 1, ч. 2 ФЗ № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости. О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, администрацией сельского поселения не принято мер по оформлению земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность: не проведено межевание земельных участков, земельные участки не поставлены на кадастровый учет, в случае, если в ходе межевания будет установлено, что он относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, предстоит изменить категорию земельного участка,
Просит: Обязать администрацию муниципального образования «Хотилицкое сельское поселение» Андреапольского района Тверской области оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельные участки кладбищ, расположенных на территории Хотилицкого сельского поселения в срок до 31.12.2016.
В судебном заседании помощник прокурора Сапелкина Ю. А. требования поддержала в полном объёме.
Представитель администрации МО «Хотилицкое сельское поселение» Андреапольского района Тверской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От него имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признаёт с уточнением, что в реестре муниципального имущества Хотилицкого сельского поселения находится 03 гражданских кладбища, а не 05, как указано в иске, из них только на одном проводятся захоронения.
Исследовав материалы дела, суд находит требования, заявленные прокурором обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 14 ч. 1 п. 22 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 25 ч. 2 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 г. № 84 утверждены санитарные правила и нормы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» установлены гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании) эксплуатации кладбищ.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ч.1 ФЗ РФ N 7- ФЗ от 10.01.2001 г. "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Из п. 22 ст. 8, п. 18 ст. 33 Устава МО Хотилицкое сельское поселение Андреапольского района Тверской области, следует, что в пределах своих полномочий администрация поселения осуществляет организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Из сообщения МО «Хотилицкое сельское поселение» Андреапольского района Тверской области от 14.12.2015 следует, что в связи с отсутствием финансирования, работа по оформлению в муниципальную собственность земельных участков, занятых кладбищем, проведение межевания данных земельных участков и постановка их на учет, будет проведена в 2016 году.
При таких обстоятельствах нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования, на получение установленных законом гарантий осуществления погребения умерших, право на благоприятную окружающую среду, так как выполнение мероприятий по содержанию кладбищ в соответствии с санитарными правилами, их реконструкция невозможны в связи с отсутствием оформленного права собственности на земельный участок, занятый кладбищем, так как достаточные денежные средства не закладываются в местный бюджет.
Участки для захоронений предоставляются гражданам при отсутствии права у муниципального образования распоряжаться данными земельным участком.
Суд принимает признание иска ответчиком, что не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального образования «Хотилицкое сельское поселение» Андреапольского района Тверской области оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельные участки кладбищ, расположенных на территории Хотилицкого сельского поселения в срок до 31 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Андреапольский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья С. А. Алексеев