<данные изъяты>
Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Плесецк 05 июня 2015 года.
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Куйкина Р.А.,
с участием помощника прокурора Кузьмук В.А.,
при секретаре Тамановой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Плесецк гражданское дело по иску прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования «Плесецкое» о возложении обязанности сформировать земельные участки и предоставить в собственность многодетной семьи ФИО1 надлежащим образом сформированный земельный участок,
установил:
прокурор Плесецкого района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах ФИО4 к администрации муниципального образования «Плесецкое» с учетом уточненных требований о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ сформировать земельные участки в соответствии с требованиями ст.2.3 Закона Архангельской области от 07 октября 2003 года №192-24-ОЗ (в редакции от 24 февраля 2015 года) «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» и предоставить в собственность бесплатно надлежащим образом сформированный земельный участок многодетной семье ФИО1 в порядке очереди, предусмотренной Реестром постановки на учет многодетных семей.
Исковые требования обоснованы тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию МО «Плесецкий муниципальный район» с заявлением о предоставлении ей и членам её семьи земельного участка, как многодетной семье. Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № многодетная семья ФИО1 в количестве пяти человек была включена в Реестр постановки на учет многодетных семей. Многодетной семье ФИО1 администрацией МО «Плесецкий муниципальный район» ДД.ММ.ГГГГ были предложены свободные земельные участки, сформированные за счет бюджетных средств, государственная собственность на которые не разграничена, в <адрес>, район лесозавода за <адрес>. От предложенных вариантов ФИО1 отказалась по причине отсутствия дорожной и коммунальной инфраструктуры. В связи с тем, что финансовые средства из областного и федерального бюджетов в рамках исполнения областных государственных программ на реализацию мероприятий по обеспечению земельных участков объектами коммунальной и инженерной инфраструктурой в 2012-2013 годах не выделялись, земельные участки для многодетных семей сформированы в нарушение п. 7 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 07 октября 2003 года № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» без определения технических условий подключения (технологического подключения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. В соответствии с изменениями, внесенными в действующее земельное законодательство, с ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения. Решением Совета депутатов МО «Плесецкое» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования рабочего поселка Плесецк. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ распоряжаться указанными земельными участками должна администрация МО «Плесецкое». До настоящего времени надлежащим образом сформированный земельный участок для индивидуального жилищного строительства в <адрес> в собственность многодетной семье ФИО1 не предоставлен.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 на иске настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что на территории <адрес> имеется шесть поставленных на кадастровый учет земельных участков, предусмотренных для предоставления многодетным семьям, но они не сформированы надлежащим образом, поскольку не определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Семья ФИО5 стоит в очереди, предусмотренной Реестром постановки на учет многодетных семей, под шестым номером. Таким образом, администрация МО «Плесецкое» имеет возможность сформировать земельные участки, определив технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, и предоставить надлежащим образом сформированный земельный участок в собственность бесплатно семьей ФИО1 в порядке очереди, предусмотренной Реестром.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что ее семья является многодетной и состоит в Реестре постановки на учет многодетных семей под шестым номером. В 2012 году она обращалась с заявлением о предоставлении ее семье земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, как многодетной, но ей предлагали лишь несформированные земельные участки в микрорайоне Лесозавода <адрес>. Поскольку там отсутствует какая-либо инфраструктура, она отказывалась от этих участков. До настоящего времени надлежащим образом сформированный земельный участок ей не предоставлен. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика МО «Плесецкое» ФИО6 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что ранее земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес> многодетным семьям предоставлялись администрацией МО «Плесецкий район». В связи с внесением изменений в земельное законодательство с ДД.ММ.ГГГГ такая обязанность возложена на администрацию МО «Плесецкое». Документация на земельные участки из администрации МО «Плесецкий район» в администрацию МО «Плесецкое» до настоящего времени не была передана. В настоящее время у администрации МО «Плесецкое» имеется шесть земельных участков, предназначенных для многодетных семей, которые поставлены на государственный кадастровый учет, и определен вид их разрешенного использования, но технические условия подключения объектов на этих земельных участках к инженерным сетям не определены. В срок до ДД.ММ.ГГГГ такие технические условия будут определены в отношении всех земельных участков и надлежащим образом сформированный земельный участок семье ФИО1 будет предоставлен.
Представитель третьего лица администрации МО «Плесецкий муниципальный район» ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержала, дав пояснения, аналогичные пояснениям представителя ответчика.
Третьи лица ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 и ФИО17 в судебное заседание не явились.
Третьи лица ФИО12 и ФИО13 о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, просили о рассмотрении дела без их участия, исковые требования поддержали.
Третьи лица ФИО10 и ФИО11 о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки суду не сообщили.
Судебные повестки, направленные в адрес третьих лиц ФИО8, ФИО9, ФИО16 и ФИО17, возвратились в суд с пометкой «истек срок хранения», а направленные в адрес третьих лиц ФИО14 и ФИО15 – с пометкой о том, что адресаты по указанным адресам не проживают.
Согласно ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии со ст. 118 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Сведений о том, что третьи лица не получили судебные повестки по обстоятельствам, не зависящим от них, у суда не имеется, таким образом, извещение о дате, времени и месте судебного заседания суд считает доставленными третьим лицам.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация, как социальное государство, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливая государственные гарантии социальной защиты.
В силу п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодексРоссийской Федерации и в отдельные законы Архангельской области в сфере земельных отношений.
Так, законом Архангельской области № 241-14-ОЗ от 24 февраля 2015 года внесены изменения в областной закон от 07 октября 2003 года № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости на территории Архангельской области», в том числе в части наименования закона, которое изложено в новой редакции, как «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан».
В пункт 6 ст. 2.3 указанного областного закона №192-24-ОЗ внесены изменения, касающиеся предоставления земельных участков многодетным семьям. Ранее, до 01 марта 2015 года предоставление земельных участков многодетным семьям осуществлялось на основании решений органов местного самоуправления муниципальных районов, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. С 01 марта 2015 года данное действие должно осуществляться на основании решений муниципальных образований, обладающих таким правом.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Решением Совета депутатов МО «Плесецкое» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования рабочего поселка Плесецк.
Таким образом, при наличии указанных обстоятельств с ДД.ММ.ГГГГ обязанность распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории МО «Плесецкое», возложена, в данном случае, на администрацию МО «Плесецкое».
Согласно п. 2 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 07 октября 2003 года №192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» право на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов в соответствии с пунктами 5 и 5.1 настоящей статьи имеет многодетная семья при одновременном соблюдении следующих условий: 1) приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта Архангельской области; 2) проживание родителей (одинокого родителя) на территории Архангельской области не менее трех лет, за исключением случая, если один или оба родителя имеют статус военнослужащего в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В силу п. 3 и п. 5 ст. 2.3 указанного Закона Архангельской области от 07 октября 2003 года №192-24-ОЗ земельные участки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, предоставляются в общую собственность членов многодетной семьи.
Земельные участки в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляются в границах муниципального района или городского округа Архангельской области, где в соответствии с законодательством Архангельской области зарегистрирована многодетная семья, за исключением случаев, установленных пунктом 5.1 настоящей статьи.
Пунктами 6, 7, 8, 12 и 12.1 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 07 октября 2003 года №192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» предусмотрено, что предоставление земельных участков в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Рассмотрение заявлений о бесплатном предоставлении земельного участка с целью включения многодетной семьи в реестр многодетных семей и ведение реестров многодетных семей осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.
Органы, указанные в абзаце первом пункта 6 настоящей статьи, формируют земельные участки в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.
Проведение работ по формированию земельного участка в целях реализации положений настоящей статьи включает в себя:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Проведение работ по формированию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Граждане, обладающие правом на однократное приобретение земельного участка в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обращаются в органы, указанные в абзаце втором пункта 6 настоящей статьи, с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка.
Сформированные земельные участки на основании пункта 2 настоящей статьи предоставляются в порядке очередности включения многодетных семей в реестр многодетных семей.
В случае, если правом предоставления земельного участка обладает муниципальное образование – поселение, орган местного самоуправления муниципального района в течение трех календарных дней после принятия решения о включении многодетной семьи в реестр многодетных семей направляет данное решение в орган местного самоуправления поселения по месту нахождения земельного участка в целях его предоставления.
Многодетная семья в течение 10 календарных дней со дня получения предложения письменно уведомляет уполномоченный исполнительный орган о своем согласии либо об отказе от получения земельного участка.
В случае отказа многодетной семьи от получения земельного участка либо в случае истечения срока, предусмотренного абзацем седьмым настоящего пункта, предложение направляется другой многодетной семье в порядке очередности включения многодетных семей в реестр многодетных семей. При этом семья, отказавшаяся от предложенного ей земельного участка, сохраняет право на получение земельного участка в соответствии с настоящей статьей.
Обеспечение земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящей статьей, объектами инженерной (включая сети инженерно-технического обеспечения) и транспортной инфраструктуры может осуществляться в рамках реализации государственных программ Архангельской области и (или) муниципальных программ муниципальных образований Архангельской области.
Как следует из материалов дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию МО «Плесецкий муниципальный район» с заявлением о предоставлении ей и членам её семьи земельного участка, как многодетной семье.
На основании протокола заседания комиссии по постановке на учет многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № многодетная семья ФИО1 в количестве пяти человек была включена в Реестр постановки на учет многодетных семей.
В настоящее время семья ФИО1 состоит в Реестре под № что подтверждается выпиской из Реестра многодетных семей.
Из сообщения начальника Отдела по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Плесецкий район» следует, что семье ФИО1 администрацией МО «Плесецкий муниципальный район» ДД.ММ.ГГГГ были предложены свободные земельные участки, сформированные за счет бюджетных средств, государственная собственность на которые не разграничена, в целях исполнения государственных гарантий по обеспечению граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками, в <адрес> в районе лесозавода за <адрес>.
От предложенных вариантов ФИО1 отказалась по причине отсутствия дорожной и коммунальной инфраструктуры.
Как установлено в судебном заседании и не отрицается лицами, участвующими в деле, до настоящего времени надлежащим образом сформированный земельный участок для индивидуального жилищного строительства семье ФИО1 не представлен.
В судебном заседании установлено, что на территории <адрес> за <адрес> имеется шесть земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, в отношении которых определен вид их разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается выкопировкой из плана земель <адрес> и кадастровыми паспортами земельных участков.
Между тем, технические условия подключения (технологического подключения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в отношении указанных земельных участков не определены, таким образом, земельные участки фактически не сформированы.
При этом, из сообщений Производственного отделения «Плесецкие электрические сети» филиала ОАО «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» и МУП «<данные изъяты>» следует, что возможность технологического присоединения указанных земельных участков для индивидуального жилищного строительства имеется.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что мероприятия по формированию земельных участков, предназначенных для многодетных семей, выполнены органами местного самоуправления не в полном объеме, ответчиком администрацией МО «Плесецкое» не исполнена возложенная на нее законом обязанность сформировать имеющиеся поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, предназначенные для многодетных семей, и предоставить многодетной семье ФИО1 в собственность бесплатно надлежащим образом сформированный земельный участок для индивидуального жилищного строительства в порядке очереди, предусмотренной Реестром постановки на учет многодетных семей.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Плесецкого района Архангельской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает возможным установить ответчику срок для формирования поставленных на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для многодетных семей, и предоставления семье истца в собственность бесплатно надлежащим образом сформированного земельного участка, до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный срок является разумным и достаточным для выполнения указанных действий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования «Плесецкое» удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Плесецкое» в срок до ДД.ММ.ГГГГ сформировать поставленные на государственный кадастровый учет, предназначенные для многодетных семей, земельные участки в соответствии с требованиями ст. 2.3 Закона Архангельской области от 07 октября 2003 года № 192-24-ОЗ (в редакции от 24 февраля 2015 года) «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» и предоставить в общую собственность бесплатно надлежащим образом сформированный земельный участок многодетной семье ФИО1 в порядке очереди, предусмотренной Реестром постановки на учет многодетных семей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Архангельский областной суд через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Р.А. Куйкин.
<данные изъяты>