Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе:
судьи-председательствующего Аврамовой Н.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 14 января 2015 года гражданское дело по исковому заявлению С.С.Г. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установила:
С.С.Г. обратилась в Курганский областной суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование иска указала, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности ОАО «РЖД» от <...> ей принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, с местоположением по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м., кадастровая стоимость – <...> коп., удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м. – <...> коп.
В связи с несоответствием кадастровой стоимости земельного участка, определенной в установленном законом порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, нарушаются её права как собственника данного участка, поскольку размер налоговых платежей по данному земельному участку рассчитывается, исходя из его установленной необоснованно завышенной кадастровой стоимости.
Согласно отчёту ООО «ДЛЛ» № от <...> рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации и обслуживания административного здания, кадастровый №, площадью <...> кв. м. по состоянию на <...> определена в размере <...>., что составляет в расчёте на один квадратный метр <...> коп.
Ссылаясь на положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб.
В судебном заседании представитель истца С.С.Г. по доверенности О.Д.Г. на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, при этом уточнил размер кадастровой стоимости спорного земельного участка, которую истец просит установить при равенстве ее рыночной стоимости, как <...> руб., поскольку в исковом заявлении при изложении указанной части требований была допущена описка.
Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее по тексту - ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области, действующая на основании доверенности Д.К.С. полагала ФГБУ «ФКП Росреестра» ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку данное учреждение не является органом, осуществляющим деятельность по определению достоверной кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной актом органа государственной власти. У органа кадастрового учета имеется прямая обязанность внести сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти. Указала на отсутствие у ответчика намерений оспаривать отчет № ООО «ДЛЛ» об определении рыночной стоимости земельного участка, поскольку претензий к составлению отчета и к определенной на его основании рыночной стоимости земельного участка ответчик не имеет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Кургана по доверенности Б.А.С. в судебном заседании возражал против заявленных требований, полагая, что требования истца, являющегося налогоплательщиком земельного налога, относящегося к местным налогам, направлены на уменьшение кадастровой стоимости земельного участка, что существенно снизит поступления в бюджет г. Кургана средств от подлежащего уплате земельного налога. Выразил позицию Администрации г. Кургана об отсутствии намерения оспаривать отчет № ООО «ДЛЛ» об определении рыночной стоимости земельного участка и экспертное заключение № эксперта Л.В.В. на отчет, сославшись на отсутствие каких-либо претензий к указанным доказательствам, в том числе и к определенной на основании отчета рыночной стоимости земельного участка.
Истец С.С.Г. , извещенная своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, с ходатайствами, в том числе об отложении судебного заседания, не обращалась.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее по тексту – Управление Росреестра по Курганской области) в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в ранее представленном в материалы дела отзыве на исковые требования, вопрос об обоснованности которых оставлен на усмотрение суда, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в ранее представленном письменном отзыве просил рассмотреть дело без своего участия, оставив вопрос об обоснованности заявленных требований на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в письменном отзыве просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Заслушав пояснения представителя истца С.С.Г. по доверенности О.Д.Г., представителя ответчика по доверенности Д.К.С., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Кургана по доверенности Б.А.С., исследовав письменные материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что основании договора купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности ОАО «РЖД», от <...>, заключенного между ОАО «РЖД» и индивидуальным предпринимателем С.С.Г. , последняя является собственником земельного участка из земель населенных пунктов – для торговых целей, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости), выданного <...> филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – <...>), кадастровая стоимость указанного выше земельного участка установлена в размере <...> коп.
Согласно отчету ООО «ДЛЛ» от <...> № рыночная стоимость указанного выше земельного участка по состоянию на <...> составляет <...> руб.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, С.С.Г. обратилась с настоящим иском, указывая на нарушение ее прав как собственника объекта недвижимости - плательщика земельного налога, порядок определения размера которого поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости») кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а её результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость по своей природе является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точного соответствия реальной рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которых в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в ст. 24.18 которой (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) указывается, что физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить такие результаты в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета возможности определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Как указано выше, согласно представленному в материалы дела отчету ООО «ДЛЛ» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, определенная по состоянию на <...>, составляет <...> руб., что ввиду значительного превышения свидетельствует о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка, установленной на <...> и утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454, его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость спорного участка определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой были утверждены постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) при обосновании расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заявителю надлежит представить, в том числе, отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Соответственно, в рамках судебного спора о доказывании размера рыночной стоимости земельного участка предоставление таких доказательств является допустимым и возможным.
Суд полагает возможным принять указанный выше отчет ООО «ДЛЛ» от <...> № в качестве допустимого доказательства по настоящему делу, поскольку данный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, что отражено в экспертном заключении от <...> № экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» (эксперт Л.В.В.), членом которой является и оценщик Б.Е.В., составившая отчет №.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в отчете ООО «ДЛЛ» от <...> № выводы подтверждают доводы истца о значительном превышении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № его рыночной стоимости.
Доказательств обратного материалы дела не содержат, возражений относительно достоверности определенной в отчете ООО «ДЛЛ» от <...> № рыночной стоимости спорного земельного участка и соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации, а также ходатайств о назначении соответствующих экспертиз участвующими в деле лицами не заявлено.
В связи с изложенными выше обстоятельствами, суд полагает заявленные С.С.Г. требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости подлежащими удовлетворению.
Утверждения представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» относительно предъявления исковых требований, сводящихся по существу к внесению изменений о кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета, к ненадлежащему ответчику, судом признаются несостоятельными по следующим основаниям.
Исходя из анализа положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ), требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости должно быть обращено к органу кадастрового учета.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно пункту 2 приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата»), по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров является ФГБУ «ФКП Росреестра», наделённое функциями органа кадастрового учёта объектов недвижимости и государственной кадастровой оценки.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Гражданское процессуальное законодательство Российской Федерации при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов в порядке статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.
Вместе с тем при разрешении вопроса о распределении судебных расходов между сторонами, суд вправе исходить не только из результата по делу, но и из других обстоятельств.
Поскольку незаконных действий со стороны ответчика судом не установлено и доказательств таковых истцом в обоснование заявленных требований не представлено, понесенные истцом расходы в рамках данного гражданского дела при имеющихся обстоятельствах возмещению в порядке статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковое заявление С.С.Г. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер №, площадью <...> кв.м.; месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для торговых целей, равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.
Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
В окончательной форме решение суда изготовлено <...>.
Судья Н.В. Аврамова