Решение по делу № 2-767/2016 от 05.02.2016

Дело №2-767/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

/не вступило в законную силу/

29 февраля 2016 г. Анапский городской суд, Краснодарского края в составе:

председательствующего     Мазур Н.В.

при секретаре     Калианиди К.К.

с участием: помощника Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В.

заинтересованного лица                 Гончаровой К.С.

представителя Администрации муниципального образования г-к Анапа Орищенко А.С., действующего на основании доверенности от 16 ноября 2015 г

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анапского межрайонного прокурора, действующего в интересах Гончаровой К. С., к Администрации муниципального образования г-к Анапа, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о понуждении к выделению денежных средств и предоставлению жилого помещения лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд

УСТАНОВИЛ:

Анапский межрайонный прокурор, в интересах Гончаровой К.С., обратился в суд с требованиями о понуждении к выделению денежных средств и предоставлению жилого помещения лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержала и показала, что Гончарова К.С. состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц относящихся к категории детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. На настоящий момент, не смотря на требования законодательства, жилое помещение Гончаровой К.С. не предоставлено, что и послужило основанием обращения в суд.

Гончарова К.С. в судебном заседании иск поддержала в полном объеме.

Представитель Администрации муниципального образования г-к Анапа вопрос об удовлетворении иска оставил на усмотрение суда.

Доверенное лицо Министерства труда и социального развития Краснодарского края, уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, не явилось, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствии, о чем участники процесса не возражали.

Заслушав доводы участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Из материалов дела видно, что по итогам проведенной Анапской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что 06.07.2015 г. Гончарова К.С. обратилась в жилищный отдел администрации муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, относившихся к данной категории детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Гончарова К.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

18.08.2015 на основании приказа министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края Гончарова К.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, относившихся к данной категории детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

На момент рассмотрения дела в суде жилое помещение Гончаровой К.С. не предоставлено, ввиду отсутствия финансирования, что нарушает жилищные права и законные интересы граждан.

На основании статьи 4 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования, либо возвращения из мест лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилые помещения предоставляются дётям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии со списком детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Законом Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления образований Краснодарского края (в том числе муниципальное образование город-курорт Анапа) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Закон Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (в ред.Закона Краснодарского края от 01.03.2013 №2665-КЗ) также определяет порядок предоставления жилого предоставления жилого помещения гражданам указанной категории.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальных образований на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

На основании ст.5 Закона Краснодарского края от 26.12.2012 №2645-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке установленным законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По смыслу ст.7.1 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае" расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств краевого бюджета.

Из приведенных положений закона следует, что наделение органом местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот не освобождает органы исполнительный власти субъектов Российской Федерации от обязанности по финансированию дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот.

В силу п.3. 10 Положения о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 743, на указанное министерство возложены функции по взаимодействию с органами местного самоуправления в вопросах предоставления жилых помещений детям-сиротам.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1, статья 7, часть 1, статья 18, статья 19, части 1 и 2).Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 №20-П, Определение от 15 февраля 2005 №17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношения личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международное правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, а при этом она предусматривает, что иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Следует отметить, что определением Верховного Суда РФ (дело № 18-КГПР 12-84) от 15.01.2013 удовлетворено кассационное представление первого заместителя Генерального прокурора РФ на решение Анапского городского суда от 09.11.2011 и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13.03.2012, о понуждении администрации муниципального образования город-курорт Анапа предоставить БОН жилое помещение по договору социального найма после поступления денежных средств на указанные цели из краевого бюджета. Вышеуказанные постановления судов отменены, по делу принято новое решение, которым орган местного самоуправления обязан предоставить БОН жилое помещение. В определении Верховный Суд РФ указал на необходимость реализации гарантий прав граждан на жилое помещение вне зависимости от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств. При таких обстоятельствах вынесение подобных судебных решений под условием (по мере финансирования, в рамках целевой программы и др.) будет противоречить требованиям определения Верховного Суда РФ от 15.01.2013

С учетом указанных правовых актов у администрации муниципального образования город-курорт Анапа возникла обязанность по предоставлению Гончаровой К.С. жилого помещения на территории муниципального образования город-курорт Анапа.

В связи с изложенным, исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края выделить субвенции (денежные средства) из средств соответствующего бюджета (Краснодарского края) муниципальному образованию город-курорт Анапа для приобретения жилого помещения Гончаровой К. С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа однократно предоставить Гончаровой К. С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., изолированное, пригодное для постоянного проживания благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца.

Председательствующий:

2-767/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Анапский межрайонный прокурор
Гончарова К.С.
Ответчики
Администрация муниципального образования г-к Анапа
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Суд
Анапский городской суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
anapa-gor.krd.sudrf.ru
05.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2016Передача материалов судье
29.02.2016Судебное заседание
29.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее