Решение по делу № 2а-5172/2019 ~ М-4822/2019 от 12.09.2019

Дело № 2а-5172/2019    

УИД 21RS0023-01-2019-006177-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2019 г.                      г. Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Сидоровой И. Н., при секретаре судебного заседания Герасимовой А. В., с участием административного истца Степановой М. Н., административного ответчика судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Чебоксары Прокопьева С. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Степановой Марины Николаевны к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике Прокопьеву Сергею Владимировичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконными бездействия, выразившиеся в несвоевременном направлении копий постановлений о прекращении исполнительных производств,

установил:

Степанова М. Н. обратилась в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике Прокопьеву С.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконными бездействия, выразившиеся в несвоевременном направлении копий постановлений о прекращении исполнительных производств, указав, что 15 июля 2019 года ею было направлено заявление судебному приставу-исполнителю о прекращении исполнительных производств № ----- и № -----. 17 июля 2019 года вынесены постановления о прекращении исполнительных производств, однако, их копии направлены ей лишь 02 августа 2019 года, тогда как согласно ч. 4 ст. 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должны были быть направлены в трехдневный срок со дня вынесения, то есть до 20 июля 2019 года. Постановления от 17 июля 2019 года она получила 02 сентября 2019 года. Тем самым, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя нарушены ее права и законные интересы, гарантированные государством, нарушен ФЗ «Об исполнительном производстве», допущено существенное нарушение регламентированных сроков. Ссылаясь на положения п. 1 и п. 2 ст. 19, ст. 13 Федерального закона «О судебных приставах», абз. 5 ст. 5, п. 2 ст. 3, ст. 14 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 219 КАС РФ, просит признать незаконными бездействия, выразившиеся в не направлении копий постановлений № ----- от 17 июля 2019 года, № ----- от 17 июля 2019 года о прекращении исполнительных производств в установленный законом срок.

В судебном заседании административный истец Степанова М. Н. поддержала требования, указав, что направлением копий постановлений по истечении установленного законом срока нарушено ее право на их получение в установленный законом срок. Указанные постановления необходимы были для приложения их к материалам по иску об освобождении имущества от ареста при обращении в Московский районный суд г.Чебоксары, вместе с тем, непредставление указанных документов не стало единственным основанием, по которым иск не был принят к производству суда.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г.Чебоксары Прокопьев С. В. в удовлетворении административного иска просил отказать.

Административный соответчик Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии, извещенный о месте и времени судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечил.

Заинтересованное лицо – начальник Ленинского РОСП г.Чебоксары Герасимов С.А., извещенный о месте и времени, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Суд, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает возможным рассмотреть административный иск в отсутствие неявившихся, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 218, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).

Частью 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.

Порядок принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем судебных актов урегулирован Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, ст. 12, ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Незаконным может быть признано бездействие в случае, когда соответствующее лицо в силу возложенных на него обязанностей должно осуществлять определенные действия.

Как следует из материалов дела, на исполнении в Ленинском РОСП г. Чебоксары находилось исполнительное производство № ----- от 16 мая 2019 года, возбужденное на основании судебного приказа № ----- от 05 марта 2019 года, выданного мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского района г. Чебоксары, в отношении должника ФИО1 о взыскании с нее задолженности в размере ------ в пользу взыскателя ООО «Газпром Межрегионгаз Чебоксары», а также исполнительное производство №    ----- от 02 апреля 2019 года, возбужденное на основании судебного приказа № ----- от 06 февраля 2019 года, выданного мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского района г. Чебоксары, в отношении должника Степановой М. Н. о взыскании с нее задолженности в размере ------ в пользу взыскателя ООО «Управляющая компания «Свой двор».

15 июля 2019 года в Ленинский РОСП г. Чебоксары поступило заявление Степановой М. Н. о прекращении исполнительных производств № ----- и № ----- в связи с отменой судебных приказов, на основании которых возбуждены исполнительные производства.

В соответствии с ч. 4 ст. 45 Федерального закона «Об исполнительном производстве» приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судебным приставом-исполнителем при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Стороны исполнительного производства вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении или прекращении исполнительного производства. Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему указанного заявления либо документа, подтверждающего возникновение основания для приостановления или прекращения исполнительного производства, или совершения судебным приставом-исполнителем исполнительного действия, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом является основанием для приостановления исполнительного производства, выносит постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в удовлетворении заявления. Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

17 июля 2019 года судебным приставом-исполнителем принято процессуальное решение о прекращении исполнительных производств № ----- от 16 мая 2019 года,    №    ----- от 02 апреля 2019 года путем вынесения постановлений: № ----- от 17 июля 2019 года, № ----- от 17 июля 2019 года. Одновременно отменены все назначенные меры принудительного исполнения, а также установленные для должника ограничения в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

В силу части 4 статьи 44 указанного Федерального закона копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.

Согласно представленному Списку внутренних почтовых отправлений, копии постановлений судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительных производств с сопроводительным письмом направлены заявителю лишь 02 августа 2019 года. В списке отправлений заказных писем от 01 августа 2019 года № ----- данная почтовая корреспонденция числится под пунктом -----.

Согласно сервису отслеживание почтовых отправлений, размещенному на официальном сайте ФГУП «Почта России», почтовая корреспонденция принята отделением почтовой связи 02 августа 2019 года и вручена адресату 02 сентября 2019 года. Факт получения 02 сентября 2019 года административным истцом не оспаривается.

Таким образом, сроки направления копии постановлений о прекращении исполнительных производств, установленные ст. 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве», нарушены судебным приставом-исполнителем. После получения указанных документов, полагая незаконным бездействие должностных лиц службы судебных приставов, выразившееся в нарушении срока направления стороне исполнительного производства – должнику постановлений от 17 июля 2019 года о прекращении исполнительных производств, административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском в порядке главы 22 КАС РФ, ссылаясь на нарушение ее прав.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) является наличие совокупности двух обязательных условий: несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Данному нормативному положению соответствует руководящее разъяснение, изложенное в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 50 от 17.11.2015 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (части 4 и 5 статьи 6.1 ГПК РФ, части 4 и 5 статьи 10 КАС РФ, части 4 и 5 статьи 6.1 АПК РФ).

Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя (пункт 15 Постановления Пленума ВС РФ № 50 от 17.11.2015).

Из анализа изложенных выше норм следует, что решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, входят проверка соответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и проверка факта нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Обращаясь с административным иском в суд, административный истец указывает на нарушение ее прав несоблюдением регламентированных законом сроков направления копий постановлений должнику.

Как показало изучение изложенных административным истцом доводов, имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о том, что несоблюдение требований закона о направлении копий постановлений судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительных производств в трехдневный срок со дня вынесения постановлений и получение копий постановлений № ----- от 17 июля 2019 года, № ----- от 17 июля 2019 года о прекращении исполнительных производств должником Степановой М. Н. 02 сентября 2019 года не привело к нарушению ее прав, оспариваемое бездействие не возлагает на административного истца какие-либо обязанности, не создало иные препятствия для осуществления прав. Доводы о нарушении прав какими-либо объективными данными не подтверждены, тогда как обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возлагаются на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ). При этом административным истцом не указано, в чем конкретно заключается нарушение ее прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, совокупность необходимых условий для признания оспариваемого бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным по данному делу отсутствует. При установленных по делу обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного иска суд не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Степановой Марины Николаевны к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике Прокопьеву Сергею Владимировичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконными бездействия, выразившиеся в не направлении копий постановлений № ----- от 17 июля 2019 года, № ----- от 17 июля 2019 года о прекращении исполнительных производств в установленный законом срок - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья И.Н. Сидорова

Мотивированное решение составлено 03 октября 2019 года.

2а-5172/2019 ~ М-4822/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Степанова М.Н.
Ответчики
судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике Прокопьев Сергей Владимирович
УФССП России по Чувашской Республике
Другие
Начальник Ленинского РОСП г.Чебоксары УФССП России по ЧР Герасимов Сергей Александрович
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Сидорова Ирина Николаевна
12.09.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.09.2019[Адм.] Передача материалов судье
13.09.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.09.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2019[Адм.] Судебное заседание
03.10.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее