Дело № 2-1311/2018 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 ноября 2018 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе
судьи Калиной Е.Д.,
при секретаре Ладановой Е.В.,
с участием истца Фролова А.Г.,
представителя ответчика Фирсова Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Фролова А.Г., действующего за себя и в интересах несовершеннолетней Фроловой Д.А., к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края о восстановлении срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений,
установил:
Фролов А.Г., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетней Фроловой Д.А., обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и Кудымкарском районе Пермского края (далее - УПФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе) о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений. Исковые требования мотивирует тем, что у умершей ДД.ММ.ГГГГ Фроловой Н.Л. имеются средства пенсионных накоплений, о которых ему стало известно в октябре 2018 года обратившись за консультацией к ответчику. Однако ему было разъяснено о невозможности их получения ввиду пропуска установленного законом срока. Считает, что срок для обращения с соответствующим заявлением был им пропущен по уважительной причине, поскольку уведомления от ответчика о наличии средств пенсионных накоплений он не получал, информацией о возможности реализации прав на получение пенсионных накоплений умершей не обладал. Просит восстановить срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершей Фроловой Н.Л.
В судебном заседании истец Фролов А.Г. заявленные требования поддержал. Дополнительно пояснил, что умершая Фролова Н.Л. приходилась ему супругой, а несовершеннолетней Фроловой Д.А. матерью. Фролова Н.Л. умерла в другом государстве, в России актовая запись о ее смерти отсутствует. О том, что у нее имеются средства пенсионных накоплений ему стало известно лишь в октябре 2018 года. Он не мог обратиться к ответчику с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в установленный законом срок, поскольку в связи с работой отсутствовал в <адрес>. Кроме того, полагал, что у Фроловой Н.Л. отсутствуют пенсионные накопления, т.к. она являлась судьей.
Представитель ответчика УПФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Фирсов Р.В. с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что обязанность по уведомлению правопреемников у ПФР возникает в случае подачи соответствующего заявления застрахованным лицом с указанием правопреемников, такого заявления от Фроловой Н.Л. не поступало. В установленный срок никто из правопреемников Фроловой Н.Л. не обратился с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений. Сведения о смерти Фроловой Н.Л. в УПФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе отсутствовали.
Третье лицо Фролов К.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно телефонограммы просит рассмотреть дело в его отсутствие, с иском согласен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.ст. 3, 38 Федерального закона от 24.07.2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» средства, учтенные в специальной части лицевого счета застрахованного лица представляют собой суммы поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и доход от их инвестирования. За счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица, лицам, указанным в ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» правопреемникам умершего застрахованного лица из числа лиц, указанных в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица либо определенных в договоре об обязательном пенсионном страховании, осуществляется выплата этих средств. В случае отсутствия указанного заявления застрахованного лица либо определения правопреемников в договоре об обязательном пенсионном страховании выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников, к которым относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности.
В соответствии с ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего данный срок.
Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Оценка уважительности причин пропуска срока относится к компетенции суда.
Восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
В судебном заседании установлено, что истец Фролов А.Г. и Фролова Н.Л. состояли в браке, являются родителями несовершеннолетней Фроловой Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ Фролова Н.Л. умерла.
На день смерти Фроловой Н.Л. страховщиком по обязательному пенсионному страхованию являлся Пенсионный фонд Российской Федерации. На лицевом счете Фроловой Н.Л. имеются средства пенсионных накоплений.
Согласно п. 4 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 года № 741 (действовавших до 01 января 2015 года), то есть на момент смерти застрахованного лица, выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица правопреемникам производится в соответствии с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений, поданным застрахованным лицом в территориальный орган Фонда по месту его жительства.
При отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений выплата этих средств производится правопреемникам по закону первой очереди, а при их отсутствии - правопреемникам по закону второй очереди.
В соответствии с п. 8 названных Правил территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Извещение правопреемников по заявлению осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.08.2012 года № 49н утверждены формы документов, необходимые для осуществления выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета. В частности, в приложении № 4 к данному приказу содержится извещение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации правопреемнику о возможности получения средств пенсионных накоплений, в котором указано, что территориальный орган ПФР уведомляет правопреемника о возможности получения средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица в соответствии с его заявлением о распределении средств пенсионных накоплений.
Таким образом, в соответствии с действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений законодательством, обязанность пенсионного органа извещать правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений возникает лишь при условии того, что застрахованное лицо подавало при жизни заявление о наличии таких правопреемников.
Материалы дела не содержат сведений о том, что Фролова Н.Л. при жизни обращалась в пенсионный орган с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений, в связи с чем, обязанность по извещению его правопреемников, включая супруга и детей, у ответчика отсутствовала.
Поскольку на момент смерти застрахованного лица ответчик не располагал информацией о наличии у умершей правопреемников, он не имел возможности принять меры по извещению таких лиц о возможности получения средств пенсионных накоплений.
В соответствии с п. 9 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 года № 711, действующих в настоящее время, территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников по заявлению о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
При наличии информации о правопреемниках по закону территориальный орган Фонда принимает меры по их извещению.
Доказательства того, что ответчик имел информацию о правопреемниках умершей по закону, в материалах дела отсутствуют.
Судом установлено, что в связи со смертью Фроловой Н.Л. ее супруг Фролов А.Г., дети Фролова Д.А. и Фролов К.А. являются правопреемниками по закону. Фролов К.А. на сегодняшний день, будучи совершеннолетним, вопрос о восстановлении срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершей Фроловой Н.Л. не заявляет.
В установленный шестимесячный срок законный представитель правопреемников истец Фролов А.Г. не обратился за получением средств пенсионных накоплений умершей Фроловой Н.Л. в порядке и сроки, предусмотренные законодательством. Несовершеннолетняя Фролова Д.А. в силу возраста не имела возможности в полной мере самостоятельно реализовать свое право на получение средств пенсионных накоплений умершей матери. Таким образом, пропуск срока для обращения за получением средств пенсионных накоплений умершей Фроловой Н.Л. обусловлен ненадлежащим исполнением Фроловым А.Г. возложенных на него законодательством функций по обеспечению прав несовершеннолетнего ребенка.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
С учетом изложенного, в целях восстановления прав несовершеннолетней Фроловой Д.А., суд в соответствии с предоставленной ему законом компетенцией находит причины пропуска срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершей Фроловой Н.Л. уважительными, в связи с чем, считает возможным заявленные требования удовлетворить в части и восстановить правопреемнику по закону Фроловой Д.А. срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.
Требования в части восстановления Фролову А.Г. срока для обращения в УПФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершей Фроловой Н.Л. не подлежат удовлетворению. Фролов А.Г. не представил суду доказательства того, что срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений был пропущен им по уважительным причинам, которые носили исключительный характер и были связаны с его личностью. Те обстоятельства, что Фролов А.Г. в связи с работой находился за пределами г. Кудымкара, а также то, что он не знал о наличии у Фроловой Н.Л. пенсионных накоплений, поскольку последняя была судьей, не являются уважительной причиной пропуска срока обращения с заявлением о получении средств пенсионных накоплений застрахованного лица.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░.░. ░░░░░░