Решение по делу № 2а-110/2018 (2а-1544/2017;) ~ М-1208/2017 от 19.10.2017

Дело № 2а-110/2018 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2018 года г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи

Артюховой О.С.,

при секретаре

Гейко И.М.,

с участием представителя административного истца – Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области

Писклаковой Н.И.,

административного ответчика

Антонова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области к Антонову С. В. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области (далее - Межрайонная ИФНС России №5 по Брянской области) обратилась в суд с настоящим административным иском, указав, что Антонов С.В. состоит на налоговом учете и является налогоплательщиком, однако, установленную законом обязанность по уплате начисленных пеней самостоятельно не исполнил. Несмотря на направленное в его адрес требование №27881 от 16.12.2016 года задолженность по пеням в установленные сроки не погасил.

На основании изложенного административный истец просил суд взыскать с Антонова С.В. в свою пользу задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 6011,93 руб., а именно:

- пени по транспортному налогу в сумме 5324,57 руб.;

- пени по налогу на имущество в сумме 404,10 руб.;

- пени по земельному налогу в сумме 283,26 руб.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования и просил суд взыскать с Антонова С.В. в свою пользу задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 2602,56 руб., а именно:

- пени по транспортному налогу за 2012 год в сумме 316,35 руб., 2013 – 1910,66 руб.;

- пени по налогу на имущество за 2012 год в сумме 119,57 руб., 2013 – 119,61;

- пени по земельному налогу за 2011 – 10,25 руб., 2012 – 11,18 руб., 2013 – 114,84 руб.

Представитель административного истца Писклакова Н.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что пени начислены на недоимки по налогам, образовавшиеся за 2011 год и 2012 год. На вопрос председательствующего представитель административного истца сообщила, что налоговый орган не обращался по вопросу взыскания самих недоимок по налогам.

Административный ответчик Антонов С.В. уточненные исковые требования не признал, указав на не предоставление административным истцом надлежащего расчета пени. Также, по мнению административного ответчика, стороной истца не обоснована правильность начисления транспортного налога, на который начислена неустойка.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При этом административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Аналогичный срок установлен и в абзаце 1 пункта 2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При этом согласно п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Определением от 07.08.2017 г. мирового судьи судебного участка № 22 Брянского судебного района Брянской области отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка № 21 Брянского судебного района Брянской области № 2а-861/2017 от 24.07.2017 г. о взыскании с Антонова С.В. задолженности по уплате пени в общей сумме 6011,93 руб.

С административным исковым заявлением в Брянский районный суд Брянской области административный истец обратился 19.10.2017 г., т.е. в пределах установленного законом шестимесячного срока.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Как усматривается из материалов дела в адрес Антонова С.В. было направлено требование №27881 по состоянию на 16.12.2016 года. Как следует из указанного требования Антонову С.В. начислены пени в общей сумме 6011,93 руб., а именно:

- на сумму недоимки по транспортному налогу в размере 2391,00 (размер недоимки указан справочно) начислена пеня в размере 4778,31 руб. и 546,26 руб.;

- на сумму недоимки по налогу на имущество в размере 903,74 руб. (размер недоимки указан справочно) начислена пеня в размере 358,79 руб. и 45,31 руб.;

- на сумму недоимки по земельному налогу в размере 77,49 руб. (размер недоимки указан справочно) начислена пеня в размере 251,11 руб. и 32,15 руб.

Согласно приложенному к иску расчету период исчисления пени значится с 01.12.2015 по 15.12.2016 года.

Также судом установлено, что решением Брянского районного суда Брянской области от 25 августа 2017 года, вступившим в законную силу, Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области отказано в удовлетворении иска к Антонову С.В. о взыскании задолженности в сумме 22 894 руб. 73 коп., в том числе по транспортному налогу за 2014 год в сумме 19 283 руб. 00 коп., пени по транспортному налогу в сумме 1 580 руб. 81 коп.; земельному налогу за 2014 год в сумме 868 руб. 00 коп., пени по земельному налогу в сумме 93 руб. 72 коп.; налогу на имущество за 2014 год в сумме 904 руб. 00 коп., пени по налогу на имущество в сумме 165 руб. 20 коп.

В связи с тем, что истцу было отказано во взыскании задолженности по налогам за 2014 год, а она была повторно включена в расчет пени по настоящему иску, Межрайонная ИФНС России №5 по Брянской области уточнила исковые требования, снизив размер исковых требований с 6011,93 руб. до 2602,56 руб.

Как следует из уточненного искового заявления пеня в размере 2602,56 руб. образовалась из пени по транспортному налогу за 2012 год и за 2013 год, из пени по налогу на имущество за 2012 год и за 2013 год, из пени по земельному налогу за 2011 год, за 2012 год и за 2013 год.

Пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

При этом начисленные Антонову С.В. пени не содержат привязки к требованиям о взыскании задолженности по соответствующим налогам

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Однако доказательств несвоевременной уплаты административным ответчиком транспортного налога за 2012 год и за 2013 год, налога на имущество за 2012 год и за 2013 год, земельного налога за 2011 год, за 2012 год и за 2013 год, административным истцом не представлено. Также не представлено доказательств обращения в установленном порядке в суд с заявлением о выдаче судебного приказа либо с исковым заявлением о взыскании с ответчика транспортного налога за 2012 год и за 2013 год, налога на имущество за 2012 год и за 2013 год, земельного налога за 2011 год, за 2012 год и за 2013 год. В рамках настоящего дела требования о взыскании с Антонова С.В. задолженности по данным налогам за указанные периоды также не заявлялось.

На основании изложенного суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.177-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области к Антонову С. В. о взыскании обязательных платежей и санкций – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу,

судья Брянского районного суда

Брянской области /подпись/ О.С.Артюхова

Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2018 года.

2а-110/2018 (2а-1544/2017;) ~ М-1208/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №5 по Брянской области
Ответчики
Антонов Сергей Валерьевич
Суд
Брянский районный суд
Судья
Артюхова О.С.
19.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
23.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
15.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2017[Адм.] Судебное заседание
25.12.2017[Адм.] Судебное заседание
01.02.2018[Адм.] Судебное заседание
07.02.2018[Адм.] Судебное заседание
12.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2018[Адм.] Дело оформлено
29.03.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее