Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Тигильский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Цыгановой С.С.
при секретаре Куликовой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Тигиль Тигильского района Камчатского края 06 декабря 2016 года гражданское дело по иску и.о. главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Тигильском и Олюторском районах к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» о возложении обязанности провести технический контроль соответствия оборудования пищеблока паспортным характеристикам,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Тигильском и Олюторском районах Ткаченко М.Е. в порядке ст.46 ГПК РФ обратился в суд с указанным исковым заявлением. Заявленные требования мотивировал тем, что проведённой Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Тигильском и Олюторском районах (далее – ТО Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю) проверкой готовности образовательных учреждений к новому 2016-2017 учебному году установлено, что в МБОУ «<данные изъяты>» не проводится технический контроль соответствия оборудования пищеблока паспортным характеристикам, чем нарушаются требования, предусмотренные ст.11, п.1 ст.28, п.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.4.3 СанПиН 2.4.5.2409-08.
Пролагая, что неисполнение МБОУ «<данные изъяты>» требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушает права неопределённого круга лиц, в том числе детей, посещающих школу как в настоящее время, так и будущем, просил суд обязать МБОУ «<данные изъяты>» в срок до 01 апреля 2017 года исполнить требования п.4.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», а именно: провести технический контроль соответствия оборудования пищеблока паспортным характеристикам.
Стороны, а также третье лицо, будучи извещёнными надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ дело было рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно статьям 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством: контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за счёт собственных средств.
Согласно ст.11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с п.3 ст.39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как установлено судом, МБОУ «Ковранская средняя школа» является юридическим лицом и имеет право на ведение образовательной деятельности на основании соответствующей лицензии.
Согласно п.4.3 Санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008г. № 45 (далее – СанПиН 2.4.5.2409-08), ежегодно перед началом нового учебного года в образовательных учреждениях должен проводиться технический контроль соответствия оборудования паспортным характеристикам. В частности, технический контроль соответствия оборудования столовой подразумевает проверку: холодильного оборудования (в том числе поверку термометров контроля температуры воздуха внутри холодильного оборудования), весов (поверка), жаровых и духовых шкафов (соответствие температуры), вентиляционного оборудования и др. Невыполнение данных требований к холодильному оборудованию может привести к нарушению условий хранения пищевых продуктов и пищевого сырья и, как следствие, к порче последних. Неисправность весов влечёт нарушение требований к получению ребёнком полноценного питания в количественном выражении. Нарушение работы духовых шкафов может привести к нарушению технологии приготовления готовых блюд. Неисправность вентиляционного оборудования на пищеблоке может привести к увеличению концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, вследствие чего могут развиться пищевые отравления, инфекционные и респираторные заболевания.
В то же время, в ходе проверки ТО Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю было выявлено, что в нарушение вышеприведённого требования СанПиН 2.4.5.2409-08 в МБОУ «<данные изъяты>» технический контроль соответствия оборудования столовой паспортным характеристикам не проводится, что не оспаривается ответчиком.
Как следует из ст.2 Федерального закона от 28.12.2010г. № 390-ФЗ «О безопасности», одними из основных принципов обеспечения безопасности является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти политических, организационных, социально- экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
В силу ст.5 Федерального закона № 52-ФЗ государство принимает на себя обязанность обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (состояние защищённости личности, общества и государства в области санитарно-эпидемиологического благополучия) путём осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора и для этого устанавливает законодательством РФ, нормативными документами специальные условия социального и технического характера (государственное санитарно- эпидемиологическое нормирование).
Таким образом, учитывая, что факт нарушения МБОУ «<данные изъяты>» требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нашёл своё подтверждение в суде, требования и.о. главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Тигильском и Олюторском районах о возложения на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения судом признаются обоснованными.
В силу статьи 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, устанавливает в нём срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
В этой связи, с учётом обстоятельств, установленных по делу, принимая во внимание мнение лиц, участвующих в деле, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения данного решения – до 01 июня 2017 года, полагая данный срок разумным.
Согласно ст.333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов, от уплаты государственной пошлины освобождаются.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
При обращении соответствующих органов в суд с требованиями неимущественного характера в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и при удовлетворении их требований, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором её должно было уплатить лицо, в чьих интересах данный орган обращается с заявлением, поскольку оно, в соответствии с требованиями ст.46 ГПК РФ, является истцом по делу.
Требования ТО Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю заявлены в интересах неопределённого круга лиц, а именно учащихся МБОУ «<данные изъяты>» – физических лиц.
Так как, в силу ст.333.19 Налогового кодекса РФ, при подаче искового заявления неимущественного характера физическими лицами размер госпошлины составляет 300 рублей, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлины именно в таком размере, то есть <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░