Решение по делу № 2а-1473/2018 ~ М-1526/2018 от 22.10.2018

Решение в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2018 года

Дело № 2а-1473/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2018 года                                  город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Маренковой А.В.,

при секретаре Губиной Д.В.,

с участием представителя административных ответчиков Клочковой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иванова Сергея Валерьевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 18 УФСИН России по Мурманской области», начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 18 УФСИН России по Мурманской области» Климову Алексею Алексеевичу о признании незаконным постановления от <дата> о водворении осужденного в штрафной изолятор,

УСТАНОВИЛ:

Иванов С.В. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области о признании незаконным постановления от <дата> о водворении осужденного в штрафной изолятор. В обоснование указал, что решением административной комиссии ФКУ ИК-18 от <дата> он был водворен в штрафной изолятор сроком на 7 суток. С указанным решением ответчика не согласен, считает его незаконным и подлежащими отмене. Основанием для водворения его в штрафной изолятор послужило допущенное им нарушение правил внутреннего распорядка, выразившееся в том, что в дневное время он находился на своем спальном месте в камере строгих условий отбытия наказания . Однако проверка данного нарушения фактически не проводилась, право дать объяснение по данному факту ему предоставлено не было, акт об отказе дать объяснение составлен в его отсутствие. Между тем, от дачи объяснений он не отказывался, равно как не отказывался и от подписания документов. Заблаговременно о содержании рапорта, послужившего основанием к применению дисциплинарного взыскания, он не был извещен, ему неизвестно, кем и когда он подписан, о характере выдвинутых ему обвинений он не был уведомлен, в связи с чем был лишен возможности осуществления своей защиты. Указанный рапорт был составлен начальником отряда СУОН Р.П.А., не имеющим полномочий на его составление. В нарушение норм уголовно-исполнительного законодательства он не был осмотрен врачом, жалобы на состояние его здоровья у него не выяснялись, при помещении его в штрафной изолятор нарушен порядок оформления медицинского заключения. Кроме того, до него своевременно не доведено принятое административной комиссией исправительного учреждения решение. К сведению сообщает, что в камере СУОН он находился с <дата>. Камера имеет общий размер площади 12,6 кв.м, свободная площадь составляет 6 кв.м, то есть очевидна нехватка свободного пространства ввиду перенаселения камеры, поскольку помимо него в ней еще содержались трое осужденных. Камера была задымлена, в связи с ремонтными работами в соседних помещениях в камере сохранялся резкий едкий запах краски, при этом он, <данные изъяты>, что в совокупности значительно сказывалось на состоянии его здоровья в условиях камерного помещения, что и послужило основанием для нахождения его на спальном месте в дневное время. Однако указанные обстоятельства у него не выяснялись. Его виновность в совершении проступка объективно не установлена, а допущенные при дисциплинарном производстве нарушения требований закона повлияли на его права и законные интересы, в связи с чем постановление о водворение его в штрафной изолятор не может быть признано законным. Просил признать незаконным и отменить постановление начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области от <дата> о водворении его в штрафной изолятор сроком на 7 суток.

Определением суда о принятии административного искового заявления к производству суда и подготовке административного дела к судебному разбирательству от <дата> к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен начальник ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Климов А.А.

Административный истец Иванов С.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о своем участии в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи не заявил, оснований для проведения судебного заседания с применением средств видеоконференц-связи в порядке, предусмотренном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации у суда не имеется.

Представитель административных ответчиков Клочкова К.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что решение о привлечении Иванова С.В. к дисциплинарной ответственности было принято обоснованно, в соответствии с установленными требованиями уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, надлежащим лицом после исследования всех имевшихся в распоряжении административной комиссии доказательств, оснований не доверять которым не имеется. Полагала, что вопреки приведенным в административном исковом заявлении доводам Иванова С.В., при дисциплинарном производстве нарушений прав и свобод Иванова С.В. ни учреждением, ни его начальником допущено не было, каких-либо жалоб на плохое самочувствие до применения дисциплинарного взыскания Иванов С.В. не обращался, освобождения от количественной проверки наличия осужденных и постельного режима не имел. Обратила внимание на пропуск административным истцом срока для обращения в суд с настоящим административным иском и отсутствие доказательств уважительности причин его пропуска. Просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что Иванов С.В. осужден к лишению свободы и отбывает наказание в исправительном учреждении системы ФСИН России, поэтому его правовое положение, как осужденного, регламентировано специальным законом – Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также принятыми на основании и во исполнение его положений Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее по тексту - Правила), утвержденными Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295.

Частью 1 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие, обеспечение выполнения осужденными требований Правил внутреннего распорядка.

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В силу статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Исходя из части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Порядок привлечения осужденного к ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания регламентирован статьями 115 - 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции России от 16.12.2016 № 295.

Указанные правила обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения. Нарушение указанных Правил влечет ответственность, установленную действующим законодательством.

В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания, в том числе водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.

Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы определен статьей 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.

Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно статье 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации правом применения перечисленных в статье 115 Кодекса мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.

Пунктом 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 установлено, что осужденные обязаны выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы, быть вежливыми между собой и в общении с сотрудниками УИС и иными лицами, а в силу пункта 167 вышеуказанных Правил при посещении осужденных, находящихся в камерах ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, администрацией ИУ, а также лицами, осуществляющими контроль за деятельностью ИУ и органов УИС, по их требованию осужденные обязаны поочередно представиться, назвать свои фамилию, имя и отчество (при наличии), дату рождения, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым осуждены, начало и конец срока, при этом осужденные должны встать, построиться у стены напротив входа в камеру.

В соответствии с пунктом 17 Правил осужденным запрещается, в том числе без разрешения администрации ИУ находиться на спальных местах в не отведенное для сна время.

Судом установлено, что постановлением начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Климова А.А. Иванов С.В. водворен в штрафной изолятор сроком на 7 суток.

Основанием для применения к Иванову С.В. дисциплинарного взыскания послужило то обстоятельство, что <дата> в 08 часов 30 минут, он, содержась в камере со строгими условиями отбытия наказания , во время утренней проверки находился на спальном месте под одеялом в неустановленное для сна время.

Материалами дела подтверждается, что до принятия решения о наложении дисциплинарного взыскания в соответствии с требованиями статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Иванову С.В. было предложено дать письменные объяснения по факту нарушения, однако административный истец, в присутствии старшего отряда и психолога, отказался что-либо пояснить, что подтверждается также актом от <дата>.

В целях установления обстоятельств допущенного нарушения, <дата> осужденным Г.И.А., С.А.Н., Б.В.А., также содержащихся в камере СУОН , было предложено дать пояснения по указанному факту, однако в присутствии старшего отряда и психолога, осужденные отказались от дачи пояснений, о чем составлен соответствующий акт.

Факт нахождения на спальном месте в не отведенное для сна время в указанное выше время Иванов С.В. не отрицал и не отрицает в настоящее время.

Согласно справке фельдшера Б.Н.С. от <дата> осужденный Иванов С.В., <дата>, на 08 часов 30 минут <дата> освобождения от количественной проверки наличии осужденных и постельного режима не имел, в медсанчасть не обращался.

По результатам проведенной проверки, начальником отряда ОВРсО Р.П.А. составлен рапорт от <дата> о необходимости применения к административному истцу мер дисциплинарного воздействия в соответствии с пунктом «в» статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Решением заседания административной комиссии ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области от <дата> принято решение о водворении осужденного Иванова С.В. за нарушение установленного порядка отбывания наказания в штрафной изолятор сроком на 7 суток.

С указанным решением Иванов С.В. ознакомлен <дата>, однако от подписи в ознакомлении отказался, о чем свидетельствует акт от <дата>, составленный сотрудниками исправительного учреждения Т.И.А., Л.М.В., Л.А.А.

Отметкой медсанчасти, а также психолога от <дата> подтверждается, что обстоятельств, препятствующих водворению Иванова С.В. в штрафной изолятор в помещение камерного типа, не выявлено.

Из характеристики на осужденного Иванова С.В. следует, что он характеризуется отрицательно, <данные изъяты>

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что действия Иванова С.В., ставшие причиной наложения дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, являются нарушением Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, в связи с чем, административный истец был обоснованно привлечен к дисциплинарной ответственности.

У суда оснований не доверять доказательствам, представленным административным ответчиком, отвечающим требованиям допустимости, относимости и достоверности, не имеется.

При этом оспариваемое постановление от <дата> о водворении Иванова С.В. в штрафной изолятор принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий должностного лица.

Меры взыскания применены к Иванову С.В. с учетом обстоятельств совершения нарушений, личности осужденного и его предыдущего поведения, о котором свидетельствуют материалы дела, тяжесть и характер нарушений.

Процедура применения мер дисциплинарной ответственности соблюдена.

Вопреки доводам административного истца, все представленные на административную комиссию документы, имеющие отношение к применению в отношении Иванова С.В. дисциплинарного взыскания составлены должностными лицами, обладающими полномочиями на их составление и выявление фактов нарушения правил внутреннего распорядка в исправительном учреждении.

В материалах дела не имеется доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, и достоверно свидетельствующих о невозможности нахождения Иванова С.В. в ШИЗО по состоянию здоровья, как их не представлено и административным истцом в судебное заседание.

Оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями статей 115, 116, 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, мера взыскания соразмерна тяжести и характеру нарушения и применена с учетом обстоятельств совершения нарушения, личности осужденного и его предыдущего поведения.

Объективных доказательств, свидетельствующих о том, что по состоянию здоровья либо иным причинам Иванов С.В. имел право в неустановленное время находиться на своем спальном месте, в том числе во время установленной проверки, суду представлено не было.

С учетом изложенного действия административного ответчика – начальника исправительного учреждения при вынесении оспариваемого постановления совершены в соответствии с действующим законодательством, поэтому оснований для удовлетворения заявленных Ивановым С.В. требований у суда не имеется.

Вопреки доводам административного истца все представленные документы, имеющие отношение к применению в отношении Иванова С.В. составлены должными лицами, обладающими полномочиями на их составление и выявление фактов нарушения правил внутреннего распорядка в исправительном учреждении.

Оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями статей 115, 116, 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, мера взыскания соразмерна тяжести и характеру нарушения и применена с учетом обстоятельств совершения нарушения, личности осужденного и его предыдущего поведения.

Приведенные административным истцом доводы о ненадлежащих условиях его содержания в СОУН, что, по его мнению, способствовало нахождению его на своем спальном месте в неустановленное время, не принимаются судом, поскольку указанные обстоятельства не снимали с него обязанности, как с осужденного, по выполнению вышеуказанных правил внутреннего распорядка исправительного учреждения.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для признания постановления начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Климова А.А. о водворении Иванова С.В. в штрафной изолятор сроком на 7 суток от <дата> незаконным и его отмене, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Материалами дела подтверждается, что административное исковое заявление об оспаривании постановления должностного лица исправительного учреждения от <дата> подано Ивановым С.В. в суд <дата>, то есть за пределами установленного законом трехмесячного срока для обжалования, о восстановлении пропущенного срока Ивановым С.В. не заявлено, доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд, не приведено.

Таким образом, Ивановым С.В. пропущен установленный законом срок для обращения в суд с настоящим административным иском, что в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 18 УФСИН России по Мурманской области», начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 18 УФСИН России по Мурманской области» Климову Алексею Алексеевичу о признании незаконным постановления от <дата> о водворении осужденного в штрафной изолятор Иванову Сергею Валерьевичу отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                подпись                А.В. Маренкова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-1473/2018 ~ М-1526/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванов Сергей Валерьевич
Ответчики
ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области
Суд
Кольский районный суд
Судья
Маренкова Анжела Викторовна
22.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
25.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2018[Адм.] Судебное заседание
13.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2018[Адм.] Дело оформлено
22.02.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее