Судья Хадахане А.Д. дело № 33-1709/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 17 августа 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Баутдинова М.Т., Сат Л.Б.,
с участием прокурора С.А.,
при секретаре Кара-оол О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва Н.С. в интересах Д.О. к Управлению труда и социального развития Тоджинского района Республики Тыва о признании приостановления выплаты доплаты к трудовой пенсии незаконным, возложении обязанности произвести расчёт, начисление и выплату доплаты к трудовой пенсии, начислять и выплачивать доплату к трудовой пенсии ежемесячно по апелляционной жалобе представителя ответчика А.В. на решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 14 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тоджинского района Республики Тыва обратился в суд с иском в интересах Д.О. к Управлению труда и социального развития Тоджинского района Республики Тыва (далее - Управление труда) о признании приостановления Д.О. с 1 января 2014 года выплаты доплаты к трудовой пенсии незаконным, обязании произвести расчёт, начисление и выплату доплаты к трудовой пенсии в размере не менее фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости за период с 1 января 2014 года, возложении обязанности ежемесячно начислять и выплачивать доплату к трудовой пенсии в размере не менее фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указано, что прокурорской проверкой по заявлению Д.О. установлено, что он имеет стаж замещения муниципальной должности на постоянной основе ** года. С 01 января 2002 года Д.О., как лицу, замещавшему муниципальную должность, была назначена доплата к пенсии по старости в размере ** рублей в месяц. Выплата её прекращена с 01 января 2014 года в связи с принятием Указа Главы - председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» (далее - Указ № 145). Считает прекращение выплаты доплаты к пенсии незаконным, так как Указ № 145 от 04.05.2012 ухудшает его положение, вводя новые требования к получателям доплат, не предусмотренные законом, и обратной силы не имеет. Просит признать приостановление с 1 января 2014 года выплаты доплаты к трудовой пенсии Д.О. незаконным, обязать произвести расчёт, начисление и выплату доплаты к трудовой пенсии в размере не менее фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости за период с 1 января 2014 года, возложить обязанность в последующем ежемесячно начислять и выплачивать доплату к трудовой пенсии в размере не менее фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости.
Решением суда от 14 июня 2016 года иск прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах Д.О. удовлетворён. Приостановление выплаты доплаты признано незаконным. Суд обязал Управление труда произвести расчёт, начисление и выплату к трудовой пенсии в размере не менее фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости Д.О. с 1 января 2014 года, возложил на Управление труда обязанность ежемесячно начислять и выплачивать доплату к трудовой пенсии Д.О. в размере не менее фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости, взыскано ** рублей в счёт уплаты государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ответчик - Управление труда и социального развития Администрации Тоджинского района Республики Тыва подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что правовое регулирование пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов РФ возложено на органы государственной власти Республики Тыва, которые в пределах своих полномочий за счёт собственных бюджетных средств вправе устанавливать ежемесячные доплаты. Указом Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 года № 145 Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 года № 205 был признан утратившим силу. При последующих индексациях пенсии или перерасчёте пенсии, сумма выплаты, опредёленная с учётом минимального размера пенсии по старости, не увеличивается и постепенно поглощается. В связи с этим выплата доплаты к государственной пенсии истцу была прекращена. Фактически суд вынуждает Администрацию Тоджинского района к совершению незаконных действий, обязывая предоставить истцу доплату на основании недействующего нормативного правового акта, действие которого прекращено и, следовательно, основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являющийся и юридических последствий не порождающий.
Истец Д.О. в возражении просил оставить решение суда без изменения, сославшись на его законность.
Представитель ответчика - Управления труда и социального развития Тоджинского района Республики Тыва просила решение суда отменить по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.
Прокурор С.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Истец Д.О. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлённым о дате, времени и месте разбирательства. Судебная коллегия рассматривает дело в его отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведённые нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путём введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 42 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, а также ст.ст. 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности и выборные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления, в силу чего муниципальные органы имеют право корректировать правила исчисления доплат к государственной пенсии в зависимости от имеющихся у него финансовых возможностей.
Закон Республики Тыва от 12.01.2000 г. N 389 (ред. от 19.06.2013 г.) "О муниципальной службе» закрепил, что органы местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования могут устанавливать ежемесячные доплаты, в том числе с учётом стажа муниципальной службы, к пенсионному обеспечению муниципального служащего с использованием средств соответствующего местного бюджета в порядке, определяемом законом Республики Тыва. (статья 23 Закона).
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих органов местного самоуправления возложены федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые располагают полномочиями самостоятельно вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных бюджетных средств дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, предусматривая различные виды социальных гарантий этим служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Следовательно, муниципальное образование вправе при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных средств муниципальных служащих в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчёта таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Поскольку доплаты за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленной этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких доплат и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальным служащим, в том числе и Д.О.
Сторонами не оспаривается тот факт, что Д.О. имеет стаж муниципальной службы ** лет.
На основании решения Администрации Тоджинского района Республики Тыва с 01 января 2002 года Д.О. назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии, составляющая ** % месячного денежного содержания.
Решение Администрации Тоджинского района от 01 января 2002 года утратило силу в связи с утверждением пстановлением Администрации Тоджинского района от 23 октября 2012 года № 519 – «Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Тоджинского района РТ» (далее – Положение № 519).
Пунктом 5 Положения № 519 закреплялось, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа муниципальной службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего Тоджинского района РТ. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Тоджинского района РТ за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Тоджинского района РТ.
Стороны не оспаривают тот факт, что прекращение с 01 января 2014 года выплаты истцу доплаты к пенсии связано с утверждением Положением № 519 дополнительных условий для назначения указанной выплаты, которым истец не соответствовал.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Д.О., суд первой инстанции исходил из того, что положения предусматривающие, изменение органами местного самоуправления правил назначения доплаты к трудовым пенсиям и их размера, нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих не должно распространяться на истца, поскольку оно не имеет обратной силы.
С данным выводом судебная коллегия не согласна, поскольку он сделан на неправильном применении норм материального права.
Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением муниципальных служащих, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, и муниципальным служащим носят длящийся характер, условия и порядок расчёта получаемой истцом пенсии изменён на будущее время после издания органом местного самоуправления правового акта, направленного на обеспечение равенства лиц, замещавших выборные муниципальные должности, и муниципальных служащих независимо от момента назначения им указанной пенсии.
В контексте изложенного судебная коллегия исходит из того, что применение Положения № 519 в настоящем деле возможно в силу права органов местного самоуправления самостоятельно регулировать отношения по определению размера доплаты к пенсии, оснований для их назначения и выплат. То есть к спорным правоотношениям применимо правило о том, что старый нормативный акт отменяется принятием нового, и вновь принятый нормативный правовой акт может устанавливать новую норму, изменять, приостанавливать и даже отменять старую.
Поскольку Положением № 519 были введены новые критерии, на основании которых сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Тоджинского района РТ, то истец не соответствует данным требованиям.
Доводы ответчика о том, что сумма пенсии и доплаты к ней превысила 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего истцом не опровергнуты, доказательств обратного не предоставлено.
Помимо этого коллегия исходит из того, что Положение № 519 связывает невозможность выплаты доплаты лицам, имеющим стаж муниципальной службы менее 20 лет и оно никем оспорено не было, поэтому оснований для начисления и выплаты Д.О. ежемесячной доплаты к пенсии не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что с момента издания Положения № 519 у Управления социальной защиты и трудовых отношений Администрации Тоджинского района Республики Тыва имелись правовые основания для приостановления начисления и выплаты истцу доплаты к трудовой пенсии.
С учётом приведённых обстоятельств постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 14 июня 2016 года отменить, принять по делу новое решение следующего содержания:
«В удовлетворении иска прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах Д.О. к Управлению труда и социального развития Тоджинского района Республики Тыва о признании приостановления выплаты доплаты к трудовой пенсии незаконным, о возложении обязанности произвести расчёт, начисление и выплату доплаты к трудовой пенсии, начислять и выплачивать доплату к трудовой пенсии ежемесячно отказать».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 августа 2016 года.
Председательствующий
Судьи