Дело № 2-1407/2016                                    Изг. 12.02.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2016 года                                 г. Ярославль

    Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,

при секретаре Курбатовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Станция скорой медицинской помощи к Государственной инспекции труда в Ярославской области о признании незаконным предписания Государственного инспектора труда ( по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

    ГУЗ ЯО ССМП обратилось с исковыми требованиями к ГИТ в ЯО о признании незаконным предписания Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что ГИТ в ЯО на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная внеплановая проверка ГУЗ ССМП, по результатам которой был составлен акт и выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с предписанием ГУЗ ЯО ССМП обязано в соответствии со ст. 239 ТК РФ и п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденных приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, ст. 22 и ст. 129 ТК РФ время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно учитывать в качестве рабочего времени, обязано произвести водителям оплату времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также времени следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно за 2015 год. С указанным предписанием истец не согласен, указывает на то, что Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 « Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ. Предметом деятельности ГУЗ ЯО ССМП в соответствии с уставом является выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления полномочий учредителя в сфере здравоохранения- осуществление медицинской деятельности. Исходя из положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Минздрава России от 20.06.2013 № 388 н, Приказа ФФОМС от 01.02.2010 № 230 скорая помощь является экстренной службой, обеспечивающей срочность, доступность, своевременность оказания медицинской помощи в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью граждан. С учетом задач, стоящих перед скорой помощью и специфики организации службы скорой помощи Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров. В соответствии с указанным Порядком предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня ( рейса) с целью выявления признаков воздействия вредных и ( или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе выявления алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. В целях оперативности, охраны здоровья населения, обеспечения непрерывности оказания экстренной медицинской помощи в локальных нормативных актах ГУЗ ЯО ССМП (Правилах внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции водителя) были закреплены положения, устанавливающие обязанность водителей прибыть на работу до начала смены, пройти медосмотр и быть готовыми выехать на вызов в составе бригады скорой медицинской помощи. С указанными документами работники были ознакомлены при приеме на работу. В случае прохождения водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров после начала смены и до окончания смены, спецавтомобили скорой помощи на это время должны быть сняты с линии, врачебные и фельдшерские бригады будут простаивать, а оказание населению города неотложной, экстренной помощи на время прохождения медицинского осмотра водителями будет парализовано. Медицинские осмотры водителей проводятся непосредственно в здании ГУЗ ЯО ССМП, время следования к рабочему месту и обратно водителями не затрачивается. Фактически время прохождения медицинского осмотра водителями составляет от <данные изъяты> до <данные изъяты> минут. Послерейсовые осмотры водители проходят за <данные изъяты>-<данные изъяты> минут до окончания рабочей смены, следовательно, прохождение послерейсового медицинского осмотра не увеличивает продолжительность рабочей смены. Выводы ГИТ в ЯО о том, что время прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителям не оплачивалось, не соответствуют действительности. В силу неурегулированности вопроса оплаты медицинских осмотров водителей ГУЗ ЯО ССМП с учетом требований Приказа от 15.12.2014 № 835н, администрацией ГУЗ ЯО ССМП было принято решение об оплате времени прохождения медицинских осмотров в составе выплат стимулирующего характера. Данные выплаты предусмотрены «Положением об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений, функционально подчиненных департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области», утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 09.08.2008 № 340-п. На основании указанного постановления, п. Коллективного договора ГУЗ ЯО ССМП определено, что данные выплаты производятся, в том числе за дополнительный объем и специфику работы. Истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу искового заявления.

    В судебном заседании представители истца по доверенности Ч.Г.А., К.Л.Н., главный врач Ж.А.И. исковые требования поддержали в полном объеме, дав пояснения в соответствии с текстом искового заявления.

    Представитель ответчика ГИТ в ЯО в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором против удовлетворения требований искового заявления возражал.

    Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

    Судом установлено, что ГИТ в ЯО на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная внеплановая проверка ГУЗ ССМП, по результатам которой был составлен акт и выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с предписанием ГУЗ ЯО ССМП обязано в соответствии со ст. 239 ТК РФ и п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденных приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, ст. 22 и ст. 129 ТК РФ время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно учитывать в качестве рабочего времени, обязано произвести водителям оплату времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также времени следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно за ДД.ММ.ГГГГ.

    В соответствии с абз.1 ч.1 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абз.6 ч.1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках ст. 381-397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Предписания по трудовым спорам инспектор труда выдает с целью защиты нарушенного права работника. Для защиты этого права самим работником Трудовым кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок. Таким образом, действуя в интересах работника, инспектор труда также как и сам работник должен соблюдать установленные сроки для рассмотрения трудового спора.

    В соответствии со ст. 393 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Таким образом, требования предписания об оплате водителям времени проведения медицинского осмотра перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также времени следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно за весь ДД.ММ.ГГГГ без учета срока исковой давности являются незаконными.

В данном случае в части требований предписания об оплате водителям времени проведения медицинского осмотра перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также времени следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно за ДД.ММ.ГГГГ год ГИТ в ЯО разрешен индивидуальный трудовой спор, разрешение которого не отнесено к компетенции ГИТ в ЯО.

Вместе с тем, суд полагает, что требования предписания о необходимости в соответствии со ст. 239 ТК РФ и п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденных приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, ст. 22 и ст. 129 ТК РФ время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно учитывать в качестве рабочего времени соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии со ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 установлен перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. К числу указанных профессий отнесен водитель автомобиля. В соответствии с положением п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 « Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» рабочее время водителя состоит в том числе и из времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно. Указанное положение распространяется, в том числе и на водителей автомобилей скорой медицинской помощи. Обязанность по прохождению медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового) прямо включена в Правила внутреннего трудового распорядка ГУЗ ЯО ССМП и в должностную инструкцию водителя автомобиля скорой медицинской помощи и относится к должностным обязанностям водителя автомобиля ГУЗ ЯО ССМП. Следовательно, во время прохождения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового) водитель автомобиля непосредственно исполняет свои должностные обязанности, и время прохождения медицинского осмотра должно быть включено в рабочее время. Специфика организации работы ГУЗ ЯО ССМП и специфика организации деятельности скорой медицинской помощи не должна влечь ухудшения положения сотрудников данной организации по сравнению с требованиями, установленными ТК РФ.

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н, на который ссылается истец, обязывает проводить перед началом рабочего дня (рейса) с целью выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе выявления алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, но не указывает на то, что время прохождения медицинского осмотра водителем не должно включаться в рабочее время и не должно подлежать оплате в соответствии с положениями ТК РФ. Положения Приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н нельзя рассматривать в отрыве от положений ст. 22 ТК РФ и от положений Приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15 « Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

Истец указывает на то, что медицинские осмотры водителей автомобилей скорой медицинской помощи организованы непосредственно на рабочем месте водителей в помещении ГУЗ ЯО ССМП, в связи с чем время на следование от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно водителями автомобилей скорой медицинской помощи не затрачивается, в связи с чем оснований для учета времени следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно в качестве рабочего времени не имеется. Вместе с тем, предписание ГИТ в ЯО в данной части не требует учета времени следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно в том случае, когда оно фактически не затрачивается, а указывает на необходимость учета указанного пункта предписания в том случае, если данное время будет фактически затрачено. Требование предписания обязывает ГУЗ ЯО ССМП включать в табель учета рабочего времени время прохождения медицинских осмотров водителями в качестве рабочего времени, а также включать время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно в том случае, если оно фактически было затрачено.

То обстоятельство, что время прохождения медицинских осмотров учитывается истцом при определении выплат стимулирующего характера, никоим образом не влияет на обязанность работодателя вести учет рабочего времени сотрудников в соответствии с положениями ТК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ( ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.

░░░░░:                                            ░.░.░░░░░░░░

2-1407/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ГУЗ ЯО Станция Скорой Медицинской помощи
Ответчики
Государственная инспекция труда в Ярославской области
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Дело на сайте суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
20.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2016Передача материалов судье
21.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2016Судебное заседание
11.02.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее