Дело № 2-825/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2017 года г. Кондопога
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи: Береговой С.В.,
при секретаре: Ивановой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зеленкова С. К. к Администрации Кондопожского городского поселения об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что зарегистрирован в жилом помещении: однокомнатной квартире общей площадью <...> кв.м., по адресу: ........, <...> ........-а, ........ по договору социального найма. В результате пожара данный дом был полностью уничтожен. Распоряжением Администрации Кондопожского городского поселения № ...-р от ХХ.ХХ.ХХ жилой дом признан непригодным для проживания граждан, аварийным и подлежащим сносу. Истец вынужден проживать в съемной квартире, и несет в связи с этим расходы. ХХ.ХХ.ХХ обращался к ответчику о предоставлении вне очереди жилого помещения, однако ему было отказано. С учетом уточненных исковых требований, истец просит обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в виде трехкомнатной квартиры, жилой площадью не менее <...> кв.м., общей площадью жилого помещения не менее <...> кв.м., расположенное в черте ........, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В судебное заседание истец не явился, направил в суд представителя.
Представитель истца Бакулин И.М., действующий на основании ордера, в судебном заседании поддержал позицию истца и уточненные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указал, что Зеленков С.К. в спорном жилом помещении зарегистрирован на основании ордера, который утрачен. Поскольку истец фактически проживал в трехкомнатной квартире, настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований. Указал, что документов, подтверждающих предоставление к ранее занимаемой квартире еще двух комнат не имеет, отсутствуют также документы по перепланировке квартиры. Считает, что поскольку имеется договор социального найма от ХХ.ХХ.ХХ, в котором указано на то, что истец занимает квартиру общей площадью <...> кв. м., в настоящее время состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Кондопожского городского поселения не явился, извещены надлежащим образом, ранее в судебном заседания представитель ответчика - Яковлев А.А., действующий на основании доверенности, иск не признал.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень является осуществление конституционного права гражданина РФ на жилище. В силу ст. 40 Конституции РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагается обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статьям 14 и 15 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.
Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение), предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении муниципального жилищного фонда осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса (абз. 4, 5, 6 п. 7 Положения).
При этом в соответствии с п. 33 названного Положения установлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Пунктом 34 Положения установлено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Исходя из положений статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан предоставить нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
Судом установлено, что в квартире № ... по <...> в ........, зарегистрирован постоянно с ХХ.ХХ.ХХ и занимает на условиях социального найма Зеленков С.К., ордер не сохранился.
Распоряжением Администрации Кондопожского городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р многоквартирный дом по адресу: РК, ........, <...>, ........-а признан аварийным и подлежащим сносу, на основании заключения межведомственной комиссии № ... от ХХ.ХХ.ХХ. В пункте <...> распоряжения предписано произвести расселение жильцов указанного дома в течение пяти лет в порядке, установленном действующим законодательством.
Из объяснения представителя истца следует, что в настоящее время Зеленков С.К. вынужден проживать в другой квартире, приобрести иное жилое помещение возможности не имеет, в собственности жилых помещений в ........ также нет, данные сведения подтверждаются сведениям филиала ФГБУ ФКП Росреестра по РК.
Истцом заявлены требования о предоставлении благоустроенного жилого помещения в виде трехкомнатной квартиры в ........, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не мене <...> кв.м. жилой площади и <...> кв.м. общей площадью в соответствии с представленным договором социального найма от ХХ.ХХ.ХХ.
Как установлено ранее квартира № ........ дома № № ... по <...> в ........, предоставлена Зеленкову С.К. на основании договора социального найма жилого помещения № ... от ХХ.ХХ.ХХ, квартирная плата, согласно расчетным листам начислялась, исходя из площади жилого помещения <...> кв.м. также в материалах дела имеется договор социального найма № ... от ХХ.ХХ.ХХ, предметом договора указано жилое помещение, состоящее из трех комнат в отдельной квартире общей площадью <...> кв.м., жилой <...> кв.м., по адресу ........, <...>, ........-а .........
В тоже время, согласно техническому паспорту на жилой ........-а по разъезду Нигозеро в г......... составляет № ... кв.м., ........- <...> кв.м. (включая пристройку- площадью <...> кв.м.) ХХ.ХХ.ХХ между истцом и ответчиком заключен договор социального найма на жилое помещение- однокомнатную квартиру, общей площадью <...> кв.м., жилой – <...> кв.м.
Данные обстоятельства подтверждены документально и не оспаривались сторонами.
При этом требование о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, в виде трехкомнатной квартиры, жилой площадью не менее <...> кв.м., общей площадью жилого помещения не менее <...> кв.м. основано лишь на сведениях, содержащихся в договоре социального найма жилого помещения от ХХ.ХХ.ХХ, вместе с тем технические характеристики жилого помещения не подтверждены документально, как указано в техническом паспорте в жилом доме имеется двухкомнатная квартира (№ ...) и однокомнатная квартира (№ ...), площадями <...> кв.м. и <...> кв.м. Таким образом в материалы дела не представлены документы в обоснование требований о предоставлении жилого помещения площадью <...> кв.м., документов по перепланировке также не имеется.
Оценив представленные сторонами доказательства и с учетом того, что жилой дом по адресу: РК, ........, <...>, № ..., признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, имеются основания считать, что пребывание истца в своей квартире сопряжено с наличием реальной опасности для его жизни и здоровья, что подтверждается материалами дела. Не имеется никаких оснований считать пригодным для проживания жилое помещение истца в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу.
В судебном заседании нашли свое подтверждение и не оспаривались ответчиком те обстоятельства, что спорный дом является аварийным и подлежит сносу, в связи с чем, проживание истцов в таком доме представляет опасность для их жизни.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что истец обращался в администрацию Кондопожского городского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Распоряжением администрации Кондопожского городского поселения № ...-р от ХХ.ХХ.ХХ Зеленков С.К., с составом состав семьи <...> человек, включен в отдельный список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях – список граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и которым жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди, с ХХ.ХХ.ХХ.
До настоящего времени истцу жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются вне очереди. Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Таким образом, приведенные правовые нормы обязывают орган местного самоуправления при признании дома непригодным для проживания предоставить гражданам, занимающим жилые помещения в таких домах, другое жилое помещение по договору социального найма пригодное для проживания.
В силу статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Исходя из содержания статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан предоставить нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 87 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Зеленков С.К. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку он является нуждающимися в жилом помещении в результате того, что спорное жилое помещение непригодно для проживания, спорный дом является аварийным и подлежит сносу, поэтому у органа местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить ему с учетом названных выше норм жилое помещение взамен занимаемого.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что в силу действующего законодательства на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию Кондопожского городского поселения, возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма, требования подлежат удовлетворению частично, в связи с чем, суд обязывает администрацию Кондопожского городского поселения предоставить Зеленкову С.К. на состав семьи из 1 человека вне очереди на условиях социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в ........ Карелия, отвечающее требованиям по благоустройству, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям ........, исходя из общей площади не менее ранее занимаемого жилого помещения <...> кв.м.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с администрации Кондопожского городского поселения в пользу истца подлежат взысканию понесенные расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию Кондопожского городского поселения предоставить на состав семьи из <...> человека: Зеленкову С. К., вне очереди, на условиях социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в ........, отвечающее требованиям по благоустройству, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям ........, исходя из общей площади не менее ранее занимаемого жилого помещения <...> кв. м.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Администрации Кондопожского городского поселения расходы по уплате государственной пошлины в пользу Зеленкова С. К. – 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись С.В. Берегова
Решение в окончательной форме принято 27 ноября 2017 года.