Судья Григоренко А.М. Дело № 7-1226/2019
РЕШЕНИЕ
20 ноября 2019 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е., рассмотрел жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Тепловые сети западного вывода» Вахитова Р.Х. на постановление судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 октября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тепловые сети западного вывода» по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
11 октября 2019 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тепловые сети западного вывода» (далее по тексту – ООО «Тепловые сети западного вывода», Общество) государственным инспектором Челнинского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора Тухватуллиной Э.Р. составлен протокол об административном правонарушении № .... по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Постановлением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 октября 2019 года ООО «Тепловые сети западного вывода» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан генеральным директором Вахитовым Р.Х. ставится вопрос об изменении постановления судьи в части снижения размера назначенного административного штрафа.
Исследовав обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статьям 2, 7, 9 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:
I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:
до начала применения на опасном производственном объекте;
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности могут быть предусмотрены возможность, порядок и сроки опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности при условии соблюдения параметров технологического процесса, отклонения от которых могут привести к аварии на опасном производственном объекте.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Работники опасного производственного объекта обязаны:
соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что на основании распоряжения заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора от 26 сентября 2019 года № 2671 «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица» проведена внеплановая выездная проверка ООО «Тепловые сети Западного вывода». Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 4 октября 2019 года № ..... По результатам проверки установлено, что Обществом допущены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации теплопроводов Западного вывода от Набережночелнинской ТЭЦ до потребителей района Стройбаза, а именно:
1. в паспорта трубопроводов тепловых сетей, работающих под избыточным давлением, в графу - срок следующего освидетельствования, не внесены сведения по наружному и внутреннему осмотру и дате проведения следующего гидравлического испытания теплопроводов. Трубопроводы тепловых сетей разработаны не в соответствии с ФНП ОРПД;
2. нарушена тепловая изоляция трубопроводов на эстакаде в районе Парка Гренада;
3. нарушена целостность металлопокрытия на трубопроводах в районе Парка Гренада;
4. на магистральных тепловодах в районе Парка Гренада не производится вырубка деревьев и кустарников в соответствии с требованиями Свода Правил 42.13330.2016 таб. 9.1 «Планировка и застройка городских и сельских поселений» от 30 декабря 2016 года;
5. на ответвлениях от магистралей в Парке Гренада не указаны направления движения рабочей среды, отсутствует нумерация опор и тепломагистралей;
6. трубопроводы тепловых сетей, имеющие признаки опасного производственного объекта, не зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов и не поставлены на учет в органах Ростехнадзора;
7. не аттестованы в области промышленной безопасности специалисты, непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования под давлением (трубопроводы тепловых сетей, имеющие признаки опасного производственного объекта);
8. не представлена документация, подтверждающая соответствие оборудования под избыточным давлением (трубопроводы тепловых сетей, имеющие признаки опасного производственного объекта) требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ; не обеспечено проведение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию, техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту оборудования под давлением в соответствии с требованиями ФНП ОРПД; не контролируется состояние оборудования под давлением (в том числе металла, из которого изготовлено оборудование) в процессе его эксплуатации в соответствии с требованиями ФНП ОРПД;
9. не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации оборудования под избыточным давлением (трубопроводы тепловых сетей, имеющие признаки опасного производственного объекта);
10. не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
11. не заключены с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание;
12. не завершены работы по проведению планово-предупредительных ремонтов для обеспечения содержания оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии и предотвращения риска аварийных ситуаций (участки трубопроводов тепловой сети на площадке Парка Гренада и площадки Стройбазы);
13. нарушена антикоррозионная, тепловая и гидроизоляционная защита на участках трубопроводов тепловых сетей в районе площадки Стройбазы;
14. не обеспечена безопасность размещения тепловых сетей ООО «Тепловые сети Западного вывода», оснащение их элементами опорно-подвесной системы, устройство в их составе отдельных строительных конструкций и сооружений, осуществляется эксплуатация без проекта, разработанного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, а также технических регламентов, стандартов и строительных норм (содержащих обязательные требования);
15. трубопроводы тепловой сети в районе площадки Стройбазы не имеют маркировочные надписи и условные обозначения и не нанесена опознавательная окраска.
Эти обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами в совокупности, в том числе протоколом об административном правонарушении, протоколом о временном запрете деятельности, актом проверки, предписанием, фотоматериалами, и другими материалами дела, оцененными в совокупности согласно правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Такие действия (бездействие) нарушают положения Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и образуют состав административного правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
ООО «Тепловые сети Западного вывода» является надлежащим субъектом правонарушения.
ООО «Тепловые сети Западного вывода» назначено наказание в пределах санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не усматривается.
Процессуальных нарушений, не позволивших рассмотреть дело полно и объективно, не допущено.
В то же время, согласно части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом характера совершенного административного правонарушения и его последствий, финансового положения Общества – по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 9 месяцев 2019 года сложился убыток в размере 143000 рублей, сумма кредиторской задолженности на 31 сентября 2019 года составляет 1803000 рублей при наличии на счетах Общества финансовых средств в размере 1347000 рублей, суд считает возможным назначить ООО «Тепловые сети Западного вывода» наказание ниже низшего предела санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, определив размер штрафа в 100000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 октября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тепловые сети западного вывода» по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначить обществу с ограниченной ответственностью «Тепловые сети западного вывода» административный штраф в размере 100000 рублей.
Жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Тепловые сети западного вывода» Вахитова Р.Х. удовлетворить.
Судья: