Дело № 2-3622/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2014 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Рамазановой З.М.
при секретаре Ключко Е.Л.
с участием заявителей Ксенофонтова П. А., Головченко А.М.
представителя заявителя Ксенофонтова П. А. - Жуковой А.Р. на основании устного ходатайства заявителя Ксенофонтова П. А.
представителя заинтересованного лица Правительства Республики Башкортостан – Калеевой Н.О., действующей на основании доверенности № <адрес>5 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица Администрации Уфимского района Республики Башкортостан – Низамутдиновой Э.А. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г.
представителя третьего лица ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан» - Зиакаев Б.Р. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
представителя третьего лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – Кутлуахметовой Л.Ф. по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ксенофонтова П. А., Головченко А.М. к Правительству Республики Башкортостан о признании недействительным распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 361-р о переводе земельного участка площадью 298, 5502 га с кадастровым номером 02:47:081101:85, расположенного в административных границах сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения,
УСТАНОВИЛ:
Ксенофонтов П.А., Головченко А.М. обратились в суд с заявлением к Правительству Республики Башкортостан о признании незаконным распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 361-р о переводе земельного участка, площадью № га, с кадастровым номером № расположенного в административных границах сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее по тексту земельный участок с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 361-р).
В обоснование заявления Ксенофонтов П.А., Головченко А.М. указали, что распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 361-р принято в нарушение требований федерального закона о переводе земель, санитарно-эпидемиологического и градостроительного законодательства. Нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую является в соответствии с частью 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными актов о переводе земель из одной категории в другую.
Нарушение порядка перевода земельного участка с кадастровым номером № выразилось в наличии несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка с кадастровым номером № Схеме территориального планирования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденной Решением Совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Схемы территориального планирования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан», поскольку пункт 2.3.1 раздела 2.3 Положения о территориальном планировании (Приложение № к решению Совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 16) не содержит информации о создании промышленной зоны и производств в районе расположения земельного участка с кадастровым номером №. Установление данного несоответствия влечет в силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отказ в переводе земельного участка с кадастровым номером № в категорию земель промышленности.
Кроме того, в соответствии с Приложением № к решению Совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок, в границах которого находится земельный участок с кадастровым номером № обозначен как «ранее отведенный в производственные». Однако отведение земельного участка произведено в нарушение пункта 3.2.5 Республиканских нормативов градостроительного проектирования Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан», пункта 3.5 Гигиенических требований к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03», согласно которым размещение производственной территориальной зоны, новых производственных объектов не допускается в зоне санитарной охраны источников водоснабжения. Земельный участок с кадастровым номером № входит в третий пояс зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Уфы.
Также Ксенофонтов П.А., Головченко А.М. указали на то, что перевод земельного участка в целях строительства производственного объекта нарушает их право на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации. Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Размещение производственного объекта в третьем поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Уфы неминуемо повлечет ухудшение качества питьевой воды, ухудшение благоприятной окружающей среды.
В судебном заседании заявители требования поддержали, просили удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении. Кроме того, пояснили, что земельный участок с кадастровым номером № невозможно определить на Схеме территориального планирования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Представитель заявителя Ксенофонтова П. А. - Жукова А.Р., действующая на основании устного заявления, заявление поддержала, просила удовлетворить, в связи с нарушением Правительством Республики Башкортостан порядка перевода земель из одной категории в другую.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Башкортостан Калеева Н.О. требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, указав на то, что у Правительства Республики Башкортостан оснований для отказа в переводе земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности не имелось. Испрашиваемое целевого назначение земельного участка с кадастровым номером № (создание индустриального парка) соответствовало и соответствует утвержденным документам территориального планирования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. Решение о переводе земельного участка с кадастровым номером № из одной категории в другую принято в соответствии с законодательством.
Представитель третьего лица Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Низамутдинова Э.А. указала на необоснованность заявления Ксенофонтова П. А., Головченко А.М. Суду пояснила, что перевод земельного участка с кадастровым номером № осуществлен Правительством Республики Башкортостан в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Схема территориального планирования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан разработана в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждена Решением Совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Схемы территориального планирования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан». Вышеназванной Схемой на территории Кирилловского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан к югу от д. Дорогино предусмотрена производственная зона – П-1.
Представитель третьего лица ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан» Зиакаев Б.Р. не согласился с заявлением Ксенофонтова П. А., Головченко А.М., указав на то, что ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан» является собственником земельного участка с кадастровым номером № ООО «Корпорация развития Республики Башкортостан» в установленном порядке с приложением всех необходимых документов обратилось с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в целях создания индустриального парка. Впоследствии Правительством Республики Башкортостан было принято распоряжение Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 361-<адрес> того, права Ксенофонтова П. А., Головченко А.М. распоряжением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 361-р не нарушены, поскольку сам по себе перевод земельного участка из одной категории в другую не влечет нарушение прав, в том числе права на благоприятную окружающую среду.
Определением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Кутлуахметова Л.Ф. указала на необоснованность заявления Ксенофонтова П. А., Головченко А.М. суду пояснила, что в соответствии с предоставленными полномочиями Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее по тексту Министерство) осуществляет подготовку материалов о переводе земельных участков их одной категории в другую и готовит проекты решений о соответствующем переводе или отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую. ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан» являясь собственником земельного участка с кадастровым номером № в установленном порядке, приложив все необходимые документы, обратилось с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в целях создания индустриального парка. Министерство рассмотрело ходатайство и приложенные документы с точки зрения их полноты, комплектности, правильности оформления, соответствия действующему законодательству. Проект распоряжения был согласован с соответствующими министерствами и ведомствами Республики Башкортостан.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, к которым в том числе относятся земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1)и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3).
Абзац второй подпункта 4 пункта 1 статьи 8 названного Кодекса предусматривает, что перевод находящихся в частной собственности земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2 Закона Республики Башкортостан
ДД.ММ.ГГГГ № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» Правительство Республики Башкортостан переводит в установленном порядке земли из одной категории в другую.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № находится в частной собственности и принадлежит ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>.
Согласно выписке из кадастрового паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок отнесен к категории земли сельскохозяйственного назначения.
Следовательно, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 361-р издано Правительством Республики Башкортостан в пределах имеющейся у него компетенции.
В силу пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации основанием признания недействительными актов о переводе земель из одной категории в другую является нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую.
Таким образом, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 361-р может быть признано недействительным в случаях, если оно принято с нарушением норм Земельного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов, закрепляющих порядок перевода земель из одной категории в другую.
Однако таких обстоятельств судом при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии с абзацем 9 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Порядок перевода земель из одной категории, в том числе сельскохозяйственного назначения, в другую установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон о переводе земель).
Статья 2 Федерального закона о переводе земель предусматривает, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1).
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель (часть 2).
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок (часть 3).
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы: выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка; копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (часть 4).
Приведенные выше законоположения и предписания Постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию и состава документов, прилагаемых к нему» при переводе земельного участка с кадастровым номером № из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения были соблюдены, что подтверждается исследованными в судебном заседании документами.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан» обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, транспорта и иного специального назначения, к которому были приложены все необходимые документы.
Поскольку приложенные документы соответствовали требованиям законодательства, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подготовило и внесло в Правительство Республики Башкортостан проект распоряжения о переводе земельного участка с кадастровым номером № который впоследствии был принят, так как оснований для отказа в таком переводе не имелось.
Согласно статье 4 Федерального закона о переводе земель перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 7 Федерального закона о переводе земель п
еревод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи.
Проанализировав статьи 4, 7 Закона о переводе земель, суд приходит к выводу о том, что установленный порядок принятия решения о переводе земельного участка с кадастровым номером № из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения нарушен не был. Земельный кодекс Российской Федерации не содержит положений, запрещающих органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации - принимать акты о таком переводе земель или земельных участков.
Отсутствуют и какие-либо федеральные законы, предусматривающие обязательное проведение государственной экологической экспертизы в отношении актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в данном случае Правительства Республики Башкортостан о переводе земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения.
Доводы заявителей о том, что имелось основание для отказа в переводе земельного участка с кадастровым номером № из одной категории в другую, поскольку испрашиваемое целевое назначение земельного участка с кадастровым номером № не соответствовало утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации, судом проверены и отклонены в силу следующего.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документам территориального планирования муниципальных образований относятся схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Схема территориального планирования муниципального района в соответствии со статьей 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) (часть 1).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в схеме территориального планирования муниципального района, включает в себя:
сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования поселения, межселенной территории, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов), а также сведения о планируемых для размещения в указанных зонах объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения (часть 2).
К схеме территориального планирования муниципального района прилагаются материалы по ее обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 3).
Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в текстовой форме содержат:
сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения;
обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения муниципального района на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на комплексное развитие соответствующей территории;
утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на межселенных территориях объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;
перечень земельных участков, расположенных на межселенных территориях и включаемых в границы населенных пунктов или исключаемых из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;
перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на межселенных территориях в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 5).
Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают:
границы поселений, входящих в состав муниципального района;
границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального района;
объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, объектов федерального значения, объектов регионального значения, в том числе:
планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации;
особые экономические зоны;
особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
территории объектов культурного наследия;
зоны с особыми условиями использования территорий;
территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
иные объекты, иные территории и (или) зоны (часть 6).
Из вышеприведенных норм следует обязательность указания в положении о территориальном планировании, в текстовой форме материалов по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района сведений о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение, сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения.
К объектам местного значения в силу пункта 20 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации относятся объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Градостроительным кодексом Российской Федерации обязательность указания в положении о территориальном планировании, текстовой форме материалов по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района сведений о видах, местоположении иных объектов, которые не относятся к объектам местного значения, не предусмотрена. При этом материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт могут отображать иные объекты, иные территории и (или) зоны.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в административных границах сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Решением Совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Схемы территориального планирования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» утверждена Схема территориального планирования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Схема).
Указанное Решение официально опубликовано в газете «Уфимские нивы» от ДД.ММ.ГГГГ № № и размещено на официальном сайте Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан www.ufimadm.ru.
К Схеме приложена карта с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства, карта с отображением зон земель промышленности, энергетики, транспорта и связи, карта границ территорий объектов культурного наследия, карта существующих и планируемых границ поселений», являющаяся приложением № к Решению Совета муниципального района Уфимский район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Схемы территориального планирования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» (далее – Карта).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, в том числе пояснениями лиц, участвующих в деле, показаниями свидетелей Гизатуллина А.Р.
Николаева Д.А., что земельный участок с кадастровым номером 02:47:081101:85 отображен на представленной на обозрение Карте и расположен между железной дорогой, трассой М5, дорогой, слева, внизу от деревни Грибово Уфимского района Республики Башкортостан, внизу от деревни Кириллово Уфимского района Республики Башкортостан.
В письме отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, адресованном в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № № указано, что на территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 02:47:081101:85, предполагается размещение промышленных и логистических объектов.
На Карте территория Кирилловского сельского совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, на которой предполагается размещение промышленных и логистических объектов, расположена между железной дорогой, трассой М5, дорогой, слева, внизу от деревни <адрес>.
Из исследованной в судебном заседании Карты следует, что земельный участок, с кадастровым номером № с учетом вышеперечисленных ориентиров расположен в границах территории, предназначенной для размещения промышленных и логистических объектов.
Следовательно, испрашиваемое в ходатайстве ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан» целевое назначение земельного участка с кадастровым номером № (в целях создания индустриального парка) и указанное в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ № 361-р соответствует документам территориального планирования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (Карта с отображением территории для размещения промышленных и логистических объектов).
Таким образом, запреты, перечисленные в статье 4 Федерального закона о переводе земель, на перевод земельных участков из одной категории в другую, в ходе рассмотрения дела судом не установлены.
Установленный действующим законодательством порядок перевода земельного участка с кадастровым номером № из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли иного специального назначения Правительством Республики Башкортостан при издании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № 361-р не нарушен.
Далее, указывая на нарушение права на благоприятную окружающую среду Ксенофонтов П.А., Головченко А.М. ссылаются на то, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в третьем поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Уфы Республики Башкортостан и при его переводе нарушено санитарно-эпидемиологического законодательство. Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 361-р создает основания для размещения промышленного объекта, обуславливающего опасность загрязнения воды источника питьевого водоснабжения, поскольку Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Между тем, суд не может согласиться с указанным утверждением заявителей в силу следующего.
Ссылка заявителей лишь на презумпцию экологической опасности хозяйственной деятельности не является безусловным и достаточным доказательством экологической опасности хозяйственной деятельности.
Пункт 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Из приведенной правовой нормы следует, что проверка соблюдения санитарных норм должна осуществляться не при переводе земельных участков из одной категории в другую, а при выборе земельных участков под строительство, при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении транспортных и иных объектов.
Следовательно, само по себе решение о переводе земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения не может нарушать права на благоприятную окружающую среду.
В силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Учитывая изложенное, у суда нет оснований полагать, что распоряжение Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 361-р противоречит действующему законодательству и нарушает права заявителей на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие и охрану здоровья.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Ксенофонтова П. А., Головченко А.М. о признании незаконным распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 361-р о переводе земельного участка, площадью № га, с кадастровым номером № расположенного в административных границах сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья: З.М. Рамазанова
.