Дело № 2-369/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря 2015 г. с. Красноармейское
Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Семенова В.П., при секретаре Артемьевой Р.М., с участием прокурора <данные изъяты> Ивановой Е.А., ответчицы Васильевой М.И., ее представителя Васильева Г.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Красноармейского района Чувашской Республики в интересах Чувашской Республики к Васильевой М.И. о взыскании материального ущерба, причиненного преступлением,
у с т а н о в и л :
Прокурор Красноармейского района Чувашской Республики в интересах Чувашской Республики обратился в суд с иском к Васильевой М.И. и просил взыскать в доход республиканского бюджета Чувашской Республики материальный ущерб в размере <данные изъяты> рублей.
Исковые требования были мотивированы тем, что Васильева М.И., являющаяся ДОЛЖНОСТЬ, из республиканского бюджета Чувашской Республики, под видом создания рабочего места для устройства инвалида, заключив ДД.ММ.ГГГГ договор с Казенным учреждением Чувашской Республики «Центр занятости населения Красноармейского района» Государственной службы занятости населения Чувашской Республики о реализации мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов из числа безработных граждан и граждан, ищущих работу, зарегистрированных в органах службы занятости населения, и возмещении расходов, произведенных работодателем на оборудование ( оснащение) рабочих мест для приема на работу инвалидов, неправомерно получила <данные изъяты> рублей бюджетных средств, которые использовала не на создание и оснащение рабочего места для трудоустройства инвалидов, а на установку оконных рам из ПВХ в своей квартире по адресу: <адрес> Чувашской Республики, на закупку мебели и установку видеонаблюдения в своем доме. Тем самым, она совершила мошенничество при получении выплат, т.е. хищение денежных средств при получении субсидий, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений и умолчания о фактах, влекущих прекращение выплаты этой субсидии, т.е. преступление, предусмотренное ч.1 ст.159.2 УК РФ, причинив республиканскому бюджету Чувашской Республики материальный ущерб на сумму <данные изъяты> рублей. Уголовное дело, возбужденное в отношении Васильевой М.И. по факту хищения этих денежных средств путем мошенничества, было прекращено ДД.ММ.ГГГГ на основании п.3 ч.1 ст.27 УПК РФ вследствие акта об амнистии – в соответствии с подпунктом 1 п.6 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В силу изложенного, причиненный Васильевой М.И. указанный выше материальный ущерб в размере <данные изъяты> рублей, прокурор просит взыскать с нее в доход республиканского бюджета Чувашской Республики.
На судебном заседании прокурор Иванова Е.А. просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным выше.
Ответчица Васильева М.И. и ее представитель Васильев Г.Г. исковые требования признали частично. Заявили, что согласны возместить материальный ущерб в размере около <данные изъяты> рублей, причиненный Васильевой М.И. в результате установки в своей квартире оконных рам из ПВХ. А в остальной части возмещать ущерб в денежном выражении не согласны. Считают, что возмещение ущерба в этой части возможно путем возврата ими установленной у них системы видеонаблюдения.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Минфина России в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, Минфина Чувашской Республики, Государственного комитета занятости населения Чувашской Республики в лице КУ Чувашской Республики «Центр занятости населения Красноармейского района» на судебное заседание не явились. При этом представители Минфина Чувашской Республики и Государственного комитета занятости населения Чувашской Республики в лице КУ Чувашской Республики «Центр занятости населения Красноармейского района» направили заявления о рассмотрении дела без их присутствия, а представитель Минфина России в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике в суд об уважительности причин не явки на судебное заседание не известил, ограничившись направлением отзыва на исковое заявление ( л.д<данные изъяты>).
Из отзыва третьего лица- Минфина России в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике следует, что, по его мнению, причиненный Васильевой М.И. материальный ущерб подлежит взысканию не в доход республиканского бюджета Чувашской Республики, а в доход федерального бюджета в соответствии с п.20 Правил предоставления и распределения в 2014 и 2015 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, утв. постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2013 г. №1198 ( <данные изъяты>).
Представитель третьего лица- Минфина Чувашии в своем отзыве на исковое заявление заявил, что причиненный Васильевой М.И. ущерб подлежит взысканию в доход республиканского бюджета Чувашской Республики, указав, что бюджетные средства на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости, направленные, в частности, на оказание содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудование ( оснащение) для них рабочих мест, из федерального бюджета выделялись при условии софинансирования этих мероприятий также из республиканского бюджета Чувашской Республики, что согласно Закону Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы» и постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 августа 2011 № 362 «О Государственной программе Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012 – 2020 годы» на реализацию дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, кроме межбюджетных субсидий, предоставленных из федерального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики, были направлены также средства республиканского бюджета Чувашской Республики. В силу же положений ст.47 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные субсидии, предоставленные из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, становятся собственными доходами бюджета субъекта Российской Федерации и не относятся к средствам федерального бюджета ( л.д.<данные изъяты>).
Выслушав прокурора Иванову Е.А., объяснения ответчицы Васильевой М.И. и ее представителя Васильева Г.Г., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из исследованных судом материалов уголовного дела в отношении Васильевой М.И. по ч.1 ст.159.2 УК РФ, в частности постановления дознавателя Отделения полиции по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении в отношении Васильевой М.И. уголовного дела по ч.1 ст.159 ч.2 УК РФ вследствие акта об амнистии, Васильева М.И., являющаяся ДОЛЖНОСТЬ, из республиканского бюджета Чувашской Республики, под видом создания рабочего места для устройства инвалида, заключив ДД.ММ.ГГГГ договор с Казенным учреждением Чувашской Республики «Центр занятости населения Красноармейского района» Государственной службы занятости населения Чувашской Республики о реализации мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов из числа безработных граждан и граждан, ищущих работу, зарегистрированных в органах службы занятости населения, и возмещении расходов, произведенных работодателем на оборудование ( оснащение) рабочих мест для приема на работу инвалидов, неправомерно получила <данные изъяты> рублей бюджетных средств, которые использовала не на создание и оснащение рабочего места для трудоустройства инвалидов, а на установку оконных рам из ПВХ в своей квартире по адресу: <адрес> Чувашской Республики, на закупку мебели и установку видеонаблюдения в своем доме, причинив тем самым республиканскому бюджету Чувашской Республики материальный ущерб на сумму <данные изъяты> рублей. По данному факту в отношении Васильевой М.И. было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.159.2 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за мошенничество при получении выплат, т.е. хищение денежных средств при получении субсидий, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений и умолчания о фактах, влекущих прекращение выплаты этой субсидии, которое, с согласия Васильевой М.И., было прекращено ДД.ММ.ГГГГ на основании п.3 ч.1 ст.27 УПК РФ вследствие акта об амнистии – в соответствии с подпунктом 1 п.6 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Таким образом, материалами указанного выше уголовного дела полностью подтверждается факт причинения Васильевой М.И. материального ущерба республиканскому бюджету Чувашской Республики на сумму <данные изъяты> рублей.
Пунктом 12 Постановления Государственной Думы Российской Федерации от 24 апреля 2015 года N 6578-6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»» установлено, что лица, подпадающие под Постановление об амнистии, не освобождаются от обязанности возместить вред, причиненный в результате совершенных ими противоправных действий.
При установленных выше обстоятельствах, в соответствии с положениями ст.1064 ГК РФ требования прокурора о взыскании с Васильевой М.И. причиненного ею материального ущерба в размере <данные изъяты> рублей в доход республиканского бюджета Чувашской Республики суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя третьего лица -Минфина России в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике о том, что причиненный Васильевой М.И. материальный ущерб подлежит взысканию не в доход республиканского бюджета Чувашской Республики, а в доход федерального бюджета в соответствии с п.20 Правил предоставления и распределения в 2014 и 2015 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, утв. постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2013 г. №1198, действовавшего в период предоставления Васильевой М.И. субсидии, суд признает несостоятельными.
Как следует из п.20 указанных выше Правил, субсидия, в случае установления фактов нарушения органом государственной власти субъекта Российской Федерации условий ее предоставления, установленных соглашением и названными Правилами, подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Между тем, Васильевой М.И. субсидия была получена не в результате нарушения органом государственной власти Чувашской Республики условий ее предоставления, а в результате совершения ею противоправных действий, предусмотренных ч.1 ст.159.2 УК РФ, уголовное дело по факту которого в отношении нее было прекращено ДД.ММ.ГГГГ на основании п.3 ч.1 ст.27 УПК РФ вследствие акта об амнистии – в соответствии с подпунктом 1 п.6 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Согласно пункту 2 ст.7 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные, в частности, на оказание содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов.
В развитие названного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2013 г. № 1198 были утверждены Правила предоставления и распределения в 2014 и 2015 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения.
Подпунктом «б» пункта 3 этих Правил было установлено, что условиями предоставления субсидии из федерального бюджета является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации по реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в текущем финансовом году.
Согласно Закону Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы» и постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 августа 2011 № 362 «О Государственной программе Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012 – 2020 годы» на реализацию дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов в республиканском бюджете Чувашской Республики, кроме межбюджетных субсидий, предоставленных из федерального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики, были предусмотрены также средства республиканского бюджета Чувашской Республики.
Таким образом, на реализацию дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, в т.ч. при предоставлении субсидии Васильевой М.И., кроме межбюджетных субсидий, предоставленных из федерального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики, были направлены также средства республиканского бюджета Чувашской Республики.
В силу положений ст.47 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные субсидии, предоставленные из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, становятся собственными доходами бюджета субъекта Российской Федерации и не относятся к средствам федерального бюджета.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ и п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчицы Васильевой М.И. в доход бюджета Красноармейского района Чувашской Республики подлежит взысканию также госпошлина в размере <данные изъяты> рублей, от уплаты которой при подаче искового заявления в суд в силу закона был освобожден прокурор.
Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, районный суд
р е ш и л:
Взыскать с Васильевой М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в доход республиканского бюджета Чувашской Республики материальный ущерб в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Васильевой М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в доход бюджета Красноармейского района Чувашской Республики госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Красноармейский районный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме 11 января 2016 г.
Председательствующий