Дело № 2-578/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2015 года с. Усть-Кокса
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретаре Гороховой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Коксинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Усть-Коксинский район» Республики Алтай об обязании устранить нарушения требовании законодательства, регламентирующего антитеррористическую защищенность объектов с массовым пребыванием людей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Коксинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Усть-Коксинский район» Республики Алтай об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства, регламентирующего антитеррористическую защищенность объектов с массовым пребыванием людей, а именно: создать межведомственную комиссию по обследованию мест массового пребывания людей; определить перечень мест массового пребывания людей; провести категорирование мест массового пребывания; результаты работы межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей оформить актами обследования и категорирования мест массового пребывания людей; на каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования составить паспорт безопасности по утвержденной постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 форме.
В обоснование иска истец указал, что по поручению прокуратуры Республики Алтай проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего антитеррористическую защищенность объектов с массовым пребыванием людей, в ходе которой выявлены нарушения Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, вступивших в силу с ДД.ММ.ГГГГ, допускаемые администрацией МО «Усть-Коксинский район». Так, не в полном объеме определены места, где при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек; отсутствуют сведения о согласовании списка объектов с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей решением главы МО «Усть-Коксинский район» не создавалась, категорирование мест массового пребывания людей на территории района не проводилось. Кроме того, в МО «Усть-Коксинский район» отсутствуют паспорта безопасности, составленные в соответствии с требованиями и по форме, утвержденной постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Помощник прокурора Усть-Коксинского района Козусева О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – глава администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай С.Н. обратился с ходатайством о рассмотрении дела без их участия, разрешение спора оставляют на усмотрение суда.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В судебном заседании установлено, что при проведении проверки прокуратурой Усть-Коксинского района выявлены нарушения Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №: на заседании муниципальной антитеррористической комиссии МО «Усть-Коксинский район» от ДД.ММ.ГГГГ определен список объектов, подлежащих антитеррористической защите, куда включены, в том числе объекты с массовым пребыванием людей: <данные изъяты>
МО «Усть-Коксинский район» не в полном объеме определены места, где при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.
Помимо образовательных организаций, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего общего образования, и трех образовательных организаций дошкольного образования, на территории района имеются иные дошкольные образовательные организации, а также образовательные организации основного общего образования, гостиница, туристические базы.
Кроме того, отсутствуют сведения о согласовании списка объектов с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, обязанности по определению мест массового пребывания людей, установленных вышеуказанными Требованиями, администрация МО «Усть-Коксинский район» надлежащим образом не исполнила.
Также установлено, что межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей решением главы МО «Усть-Коксинский район» не создавалась, категорирование мест массового пребывания людей на территории района не проводилось.
В соответствии с п. 2 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п. 6 Требований категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.
В соответствии с п.п. 8-13 Требований для проведения категорирования места массового пребывания людей решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей.
Комиссию возглавляет руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (глава муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо.
В состав комиссии включаются собственник места массового пребывания людей или лицо, использующее место массового пребывания людей на ином законном основании, представители территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему.
В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей:
а) место массового пребывания людей 1 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;
б) место массового пребывания людей 2 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;
в) место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.
Расчет количества людей проводится путем проведения мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории места массового пребывания людей в течение 3 дней, включая рабочие и выходные (праздничные) дни.
В зависимости от обстановки, складывающейся в районе расположения места массового пребывания людей, комиссией может быть принято решение о присвоении месту массового пребывания людей категории выше или ниже, чем это предусмотрено пунктом 10 настоящих требований.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей, который составляется в 5 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей.
В силу части III Требований на каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности. Паспорт безопасности составляется в 5 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главой муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей. Согласование паспорта безопасности осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки. Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей. Паспорт безопасности является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности. Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Первый экземпляр паспорта безопасности хранится в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации (администрации муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, остальные экземпляры хранятся в территориальном органе безопасности, территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и у правообладателя места массового пребывания людей. При невозможности обеспечения правообладателем места массового пребывания людей сохранности экземпляра паспорта безопасности он передается на хранение в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (администрацию муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.
Актуализация паспорта безопасности происходит не реже одного раза в 3 года, а также в следующих случаях: а) изменение основного назначения и значимости места массового пребывания людей; б) изменение общей площади и границ места массового пребывания людей; в) изменение угроз террористического характера в отношении места массового пребывания людей; г) возведение в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему каких-либо объектов. При актуализации паспорт безопасности согласовывается с территориальным органом безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение 30 дней со дня внесения в него изменений.
В МО «Усть-Коксинский район» отсутствуют паспорта безопасности, составленные в соответствии с требованиями и по форме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Аналогичное положение закреплено в ч. 1 ст. 4 Устава МО «Усть- Коксинский район», утвержденного решением сессии Совета депутатов МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Неисполнение администрацией МО «Усть-Коксинский район» законодательства в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей существенно нарушают неотъемлемые права и законные интересы граждан, влечет угрозу безопасности их жизни и здоровью, в связи с этим исковые требования прокурора суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает возможным установить срок до ДД.ММ.ГГГГ для исполнения решения, полагая его достаточным для устранения вышеуказанных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Коксинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Усть-Коксинский район» Республики Алтай об обязании устранить нарушения требовании законодательства, регламентирующего антитеррористическую защищенность объектов с массовым пребыванием людей, удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства, регламентирующего антитеррористическую защищенность объектов с массовым пребыванием людей, а именно:
создать межведомственную комиссию по обследованию мест массового пребывания людей;
определить перечень мест массового пребывания людей;
провести категорирование мест массового пребывания;
результаты работы межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей оформить актами обследования и категорирования мест массового пребывания людей;
на каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования составить паспорт безопасности по утвержденной постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 форме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Усть-Коксинский районный суд.
Судья С.Н. Шатина
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.