Решение по делу № 2а-85/2019 ~ М-67/2019 от 01.02.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 февраля 2019 года Черемховский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Роговой И.В.

при секретаре Дрон А.В.

с участием прокурора Муклинова А.Р.,

административного истца Карнаухова Л.Н.,представителя административного истца -    Пономаренко Д.Н.,

представителя административного ответчика Тугариновой И.А. – Масаева Т.И.,

представителя заинтересованного лица Черемховской районной территориальной избирательной комиссии Кушнаревой Е.В. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-85/2019 по административному исковому заявлению Карнаухова Л. Н., зарегистрированного кандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования, кТугариновой И. А. об отмене регистрации в качестве кандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования, -

УСТАНОВИЛ:

Карнаухов Л.Н., зарегистрированный кандидат на должность мэра Черемховского районного муниципального образования обратился с административным иском к Тугариновой Ирине Александровне об отмене регистрации в качестве кандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования, в обоснование требований указал, что решением Думы Черемховского районного муниципального образования от 4 декабря 2018 года №249 на 3 марта 2019 года назначены досрочные выборы мэра Черемховского районного муниципального образования. Он зарегистрирован в качестве кандидата на должность мэра района решением Черемховской территориальной избирательной комиссии №86/768. Административный ответчик Тугаринова И.А. уведомила Черемховскую районную территориальную    избирательную комиссию о выдвижении своей кандидатуры на должность мэра муниципального района, и зарегистрирована в качестве кандидата решением указанной комиссии №89/776 от 30 января 2019 года.Административный истец полагает, что регистрацию административного ответчика следует отменить в связи неоднократным использованием кандидатом Тугариновой И.А. преимуществ своего должностного и служебного положения, несоблюдением ограничений, предусмотренных п.1 или 1.1 ст.56 ФЗ-67 ««Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Свои доводы административный истец Карнаухов Л.Н. мотивировал тем, что в газете «Мое село край Черемховский» №2 (718) от 17 января 2019 года на первой странице опубликована статья под заголовком «Праймериз. Определили кандидата на пост мэра от партии «Единая Россия», на второй странице этой же газеты    под заголовком «Разговор с сильной, надежной, нашей» опубликовано интервью с Тугариновой И.А.. Кроме того, в городе Черемхово размещены три баннера с текстом : «Ирина Тугаринова первый заместитель мэра Черемховского района,» с указанием телефона приемной и адреса электронной почты, а также на баннерах изображены логотипы социальных сетей «Одноклассники», «Instagram», «Вконтакте», «Yоutub». Указанные публикации и баннеры не оплачены из средств кандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования Тугариновой И.А. в нарушение требований ст.48 п.5 ФЗ-67, в то время как размещение указанных статей и баннеров формируют у избирателей положительное отношение к ней, как к кандидату, участвующему в выборах мэра административного района. Административный истец полагает, что своими действиями административный ответчик неоднократно нарушила положения ФЗ-67, запрещающего использовать преимущества своего должностного и служебного положения. Кроме того, незаконно использовала на размещенных баннерах логотипы социальных сетей, являющиеся зарегистрированными товарными знаками, в нарушение положений ст.1225,1229, 1447 ГК РФ и требования п.1.1 ст. 56 ФЗ-67, запрещающего использовать агитация с нарушениями законодательства РФ об интеллектуальной собственности. По указанным в административном исковом заявлении обстоятельствам административный     истец Карнаухов Л.Н. требует отменить регистрацию кандидата Тугариновой И.А..

В судебном заседании административный истец Карнаухов Л.Н. на удовлетворении заявленных требований настаивал, мотивируя тем, что административный ответчик Тугаринова И.А. неоднократно использовала преимущества своего должностного положения, как первый заместитель мэра Черемховского района, разместив о себе информацию на баннерах, установленных на въездах в город и в центре города Черемхово, с указанием номера телефона и адреса электронной почты, а также с использованием средств массовой информации газеты – «Мое село-край Черемховский», учредителем которого является Черемховское районное муниципальное образование, где на первой странице газеты от 17 января 2019 года в отношении нее, выдвинувшейся в качестве кандидата на должность мэра района 16 января 2019 года, указаны сведения о том, что она определена кандидатом на пост главы района от партии «Единая Россия», а в интервью, опубликованном в этой же газете, Тугаринова И.А. сообщила сведения о своей личной жизни, при этом публикации и баннеры не оплачены из фонда кандидата, созданного 16 января 2019 года.

Представитель административного истца Пономаренко Д.Н. полагает, что при изложенных в административном исковом заявлении обстоятельствах следует признать действия Тугариновой И.А. нарушающими избирательные права представляемого им административного истца, поскольку административный ответчик неоднократно использовала преимущества своего должностного положения, а также нарушила законодательство об интеллектуальной деятельности, незаконно использовав логотипы социальных сетей    на своих баннерах, без согласования с собственниками товарных знаков.

     Представитель административного ответчика Масаев Т.И., действующий на основании доверенности возражал относительно доводов административного истца и пояснил, что размещенная в газете «Мое село, край Черемховский» от 17 января 2019 года на первой странице статья «Праймериз.Определили кандидата на пост мэра от партии «Единая Россия» не содержит признаков предвыборной агитации, а носит информативный характер, в статье указано о процедуре и результатах предварительного голосования по определению кандидатов для выдвижения на должность мэра района от местного отделения политической партии «Единая Россия». Опубликованная на второй странице этой же газеты статья «Разговор с сильной, надежной, нашей» носит характер интервью с первым заместителем мэра Черемховского района Тугариновой И.А., не является агитационной, не содержит сведений о выборах и участии в них административного ответчика. Баннеры с изображением Тугариновой И.А. и с указанной в административном исковом заявлении информацией размещены в городе Черемхово 1 октября 2018 года администрацией Черемховского районного муниципального образования в лице временно исполняющего обязанности мэра района Луценко С.В. на основании договора ссуды с администрацией города Черемхово. Баннеры не являются предвыборной агитацией, поскольку носят информативный характер. Использование логотипов социальных сетей на баннерах не нарушает требования ст.56 п.1.1 ФЗ-67. Представитель административного ответчика полагает, что административным истцом не представлены доказательства об использовании административным ответчиком преимуществ должностного положения, и ее виновных действий, которые могли бы повлечь отмену регистрации в качестве кандидата на должность мэра района.

Представитель Черемховской районной территориальной комиссии Кушнарева Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных административным истцом требований об отмене регистрации кандидата Тугариновой И.А. по аналогичным основаниям.

Выслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства,суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии сКонституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены ЗакономN 67-ФЗ.

      Порядок организации и проведения выборов в муниципальные органы Иркутской области регулируется Законом Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».

        Постановлением избирательной комиссии Иркутской области от 14 декабря 2015 года №100/1174 сформирована Черемховская районная территориальная избирательная комиссия и определен ее состав. Постановлением избирательной комиссии Иркутской области 14 декабря 2015 года № 100/1175 назначен председатель Черемховской районной территориальной избирательной комиссии. Постановлением избирательной комиссии Иркутской    области от 24 августа 2017 года №163/1702 внесены изменения в состав Черемховской районной территориальной избирательной комиссии.

        4 декабря 2018 года решением Думы Черемховского районного муниципального образования №249 назначены досрочные выборы мэра Черемховского районного муниципального образования на 3 марта 2019 года.

        Административный истец Карнаухов Леонид Николаевич зарегистрирован в качестве кандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования, что подтверждается удостоверением №4 (л.д.11), выданном на основании решения Черемховской территориальной избирательной комиссии от 25 января 2019 года №86/768.

        Кандидат на должность мэра Черемховского районного муниципального образования Тугаринова И.А. зарегистрирован решением Черемховской территориальной избирательной комиссии от 30 января 2019 года №87/776.

В соответствии сподпунктом "в" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.В силу ст. 40 ч.1 ФЗ-67 Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Под использование преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 названного федерального закона.В силу подпункта "е" пункта 5 статьи 40 названного федерального закона под использованием преимуществ должностного или служебного положения, в частности, понимается доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такойже доступ в соответствии с названным федеральным законом, иным законом.

Судом исследованы опубликованные в газете «Мое село край Черемховский» №2 (718) от 17 января 2019 года на первой странице статья под заголовком «Праймериз. Определили кандидата на пост мэра от партии «Единая Россия» и на второй странице этой же газеты    под заголовком «Разговор с сильной, надежной, нашей» интервью с Тугариновой И.А.. Административный истец считает, что кандидат ТугариноваИ.А. проводила агитацию, воздействовала на избирателей посредством высказываний о том, что работает в должности первого заместителя мэра района и время работы во власти дает ейправо на знание всех проблем и способов их решений, нарушая его права как кандидата, поскольку все кандидаты в силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обладают равными правами и несут равные обязанности, в том числе право агитировать и обязанность вести агитацию в строгом соответствии с требованиями закона.

По мнению стороны административного истца, материалы вышли после дня выдвижения кандидата, не оплачены из средств избирательного фонда кандидата, носят агитационный характер, в них оказывается явное предпочтение кандидату, в интервью содержатся комментарии о личной жизни кандидата Тугариновой И.А., объем информации занимает значительную печатную площадь.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что судам необходимо разграничивать деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума от использования средств массовой информации для предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против них (него), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.В то же время организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, не лишены права высказывать свое мнение, давать комментарии по поводу проведения избирательной кампании, кампании референдума, но только за пределами информационных блоков, что не исключается статьей 45 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которой установлены основные требования к информационному обеспечению выборов.

     В соответствии со ст.48 ФЗ-67Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Согласно положений пункта 2 ст. 48 ФЗ-67 предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Суд с учетом анализа приведенных выше норм права, оценивает публикацию «Праймериз. Опредилили кандидата на пост мэра от партии «Единая Россия», на которую ссылается административный истец в подтверждение своих доводов, и приходит к выводу, что данная публикация не свидетельствуют о преимуществах должностного или служебного положения кандидата в мэры района Тугариновой И.А., поскольку не связана со специальной агитационной целью - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению, и добиться конкретного результата на выборах; публикация направлена на информирование жителей Черемховского района о проведенном внутрипартийном голосовании и о его результатах. Разрешая заявленные исковые требования, суд также исходит из того, что согласно указаний в статье политическое мероприятие – предварительное голосование – прошло 11 января 2019 года,

газета вышла в тираж после ее подготовки 17 января 2019 года.

Публикация интервью на второй странице газеты «Разговор с сильной, надежной, нашей» - интервью с первым заместителем мэра Черемховского района, а не с кандидатом на должность мэра Черемховского района.Сведений в интервью о проведении выборов мэра Черемховского районного муниципального образования и об участии в них административного ответчикане установлено.

Обе публикации в газете «Мое село, край Черемховский» не содержат признаков предвыборной агитации, предусмотренных ст. 48 ч.2 ФЗ-67, статьи не содержат призывов голосовать за кого-либо на предстоящих выборах, не содержит сведений о возможных последствиях в случае победы на выборах кандидата, в статьях отсутствует информации, в которой явно преобладают сведения о Тугариновой И.А., в сочетании с позитивными либо негативными комментариями.Публикация не связана со специальной агитационной целью - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, объединению, и добиться конкретного результата на выборах; публикация направлена на информирование жителей Черемховского района о развитии различных сфер и областей социально-экономической жизни района, являются констатацией фактов о происходящих событиях, что само по себе не может расцениваться как предвыборная агитация.

Оценивая доводы административного иска о размещении кандидатом Тугариновой И.А. баннеров с текстом «ИРИНА ТУГАРИНОВА первый заместитель мэра Черемховского района» с указанием телефона приемной и адреса электронной почты, а также с размещением на баннере логотипов социальных сетей «Одноклассники», «Instagram», «Вконтакте», «Yоutub», суд установил, что баннеры в количестве трех с аналогичной информацией, действительно установлены в городе Черемхово на въездах в город и в центре города. Это обстоятельство не отрицает представитель административного ответчика, как не отрицает и суть информации, опубликованной на баннерах.

Анализируя информацию, размещенную на баннерах, суд приходит к выводу, что признаки предвыборной агитации в них отсутствуют, поскольку фактически на данных баннерах размещены координаты заместителя мэра Черемховского района Иркутской области, что носит информационный характер. Упоминаний о предстоящих досрочных выборах мэра Черемховского района, об участии в этих выборах в качестве кандидата Тугариновой И.А. тексты баннеров не содержат.

      Представитель административного ответчика пояснил, а административный истец не оспорил, что, рекламные конструкции с размещенными на них баннерами установлены в октябре 2018 года, то есть до начала избирательной кампании. Договор на аренду рекламного места для рекламных баннеров заключен 1 октября 2018 года между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Черемхово и временно исполняющим обязанности мэра Черемховского района Луценко С.В..

        Доказательств размещения агитационного материала на баннерах административным ответчиком Тугариновой И.А. стороной административного истца не представлено.

Судом проверены доводы административного иска о нарушении кандидатом Тугариновой И.А. требований ст.56 ФЗ-67.

Пунктом 1.1 статьи 56Федерального закона N 67-ФЗ установлена норма, согласно которой при проведении предвыборной агитации также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 этой статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что при применении пункта 1.1 статьи 56 Закона о запрете агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, следует учитывать, что с 1 января 2008 г. отношения в сфере интеллектуальной собственности (охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации) регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Несоблюдение требований, установленных частью четвертойКодекса (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя - несоблюдение условий такого использования), должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Подпунктом 14 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются товарные знаки и знаки обслуживания.

В соответствии с положениями статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 статьи 1484 Кодекса. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

         В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

       Условия использования товарных знаков содержатся в пользовательских соглашениях "Instagram" (www.instagramm-brand.com/), "Одноклассники" (www.ok.ru/regulations), "ВКонтакте" (vk.com/licence), «Yоutub».

        Судом установлено, что на спорных баннерах использованы товарные знаки социальных сетей "ВКонтакте", «Yоutub», "Instagram", "Одноклассники" с указанием электронного адреса Тугариновой И.А.. Использование логотипов социальных сетей информируют о средствах связи с Тугариновой И.А., информирование не имеет цели побудить избирателей голосовать за определенного кандидата, а указывает на возможность связи с нею посредством сети Интернет.

Оценив исследованные доказательства, с учетом норм права, суд приходит выводу о том, что опубликованные в печатном издании статьи, а также информация, размещенная на трех баннерах в г.Черемхово, не могут расцениваться в качестве использования Тугариновой И.А. преимуществ своего должностного положения и осуществления ею предвыборной агитации, поскольку тексты публикаций не связаны с целями избирательной кампании, не направлены на достижение какого-либо конкретного результата на выборах, на побуждение избирателей голосовать за кандидата Тугаринову И.А., либо на создание у избирателей положительного отношения к ней, именно как к кандидату.

Отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства. Следовательно, такая мера может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата. Доказательств виновного поведения административного ответчика судом не установлено, суд не находит оснований к удовлетворению административного иска.

        На основании изложенного, руководствуясьст.ст. 175-180,       244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

          В удовлетворении административного искового заявления Карнаухова Л. Н., зарегистрированного кандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования, к Тугариновой И. А. об отмене регистрации кандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский районный суд в течение пяти дней.

Судья

2а-85/2019 ~ М-67/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Карнаухов Леонид Николаевич
Ответчики
Тугаринова Ирина Александровна
Другие
Масаев Тимур Игоревич
Пономаренко Дмитрий Николаевич
Черемховская районная территориальная избирательная комиссия
Суд
Черемховский районный суд
Судья
Рогова Ирина Валентиновна
01.02.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.02.2019[Адм.] Передача материалов судье
01.02.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.02.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2019[Адм.] Судебное заседание
05.02.2019[Адм.] Судебное заседание
05.02.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее