Мировой судья судебного участка гр. дело № <данные изъяты>
в административно - территориальных границах
всего Первомайского района Оренбургской области
Садчиков С.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
<данные изъяты> пос. Первомайский
Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Галегузовой С.Ю.,
при секретаре Белой В.В.,
с участием прокурора Первомайского района Хорохорина М.Г.,
представителя ответчика - администрации <данные изъяты> района Быстровой Е.А.,
представителя третьего лица - МБУЗ «<данные изъяты>» Тукаева Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации <данные изъяты> район на решение мирового судьи судебного участка в административно – территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области от <данные изъяты> по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Швецовой А.М. к администрации муниципального образования <данные изъяты> район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Первомайского района, действуя в интересах Швецовой А.М., обратился к мировому судье с вышеназванным иском, в котором просит взыскать с администрации муниципального образования <данные изъяты> район Оренбургской области в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> руб.
Исковые требования прокурора Первомайского района мотивированы тем, что Швецова А.М. с <данные изъяты> г. по настоящее время работает в МБУЗ «<данные изъяты>» <данные изъяты>, является работником здравоохранения, проживает в п. <данные изъяты>, то есть в сельской местности.
За период с <данные изъяты> по <данные изъяты> Швецовой А.М. в счет оплаты освещения было уплачено <данные изъяты> руб., за отопление было уплачено <данные изъяты> руб. В общей сложности Швецовой А.М. на оплату жилья с отоплением и освещением было потрачено <данные изъяты> руб. За указанный период Швецовой А.М. была выплачена ежемесячная компенсация на общую сумму <данные изъяты> руб.
В судебном заседании суда 1 инстанции пом. прокурора Первомайского района Брылев А.А. исковые требования поддержалв полном объеме.
Истец Швецова А.М., представитель ответчика - администрации <данные изъяты> район в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица МБУЗ <данные изъяты>» Тукаев Е.Н. возражал относительно заявленного требования.
Мировым судьей судебного участка в административно – территориальных границах всего Первомайского района решением от <данные изъяты> исковые требования прокурора удовлетворены. Постановлено взыскать с администрации муниципального образования <данные изъяты> район Оренбургской области в пользу Швецовой А.М. за счет средств муниципального бюджета расходы по оплате жилья с отоплением и освещением за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> руб.
Не согласившись с указанным решением, в апелляционной жалобе администрация <данные изъяты> района просит его отменить, указывая на то, что судом принято решение без учета положений Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, которым установлены нормы, дающие право органам местного самоуправления самостоятельно определять меры социальной поддержки данным категориям граждан. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения на основании части 6 статьи 63 Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в действующей редакции) органами местного самоуправления <данные изъяты> района Оренбургской области устанавливались путем ежегодного утверждения решениями о районном бюджете положения « О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности». Согласно Положению, право на получение компенсации имеют квалифицированные работники бюджетных учреждений, финансируемых из районного бюджета: педагогические работники; специалисты в области культуры; врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал. Данным Положением устанавливается в качестве меры социальной поддержки указанных категорий работников выплату ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате на наем жилого помещения, отопление и освещение. Таким образом, право Швецовой А.М. на социальную поддержку как медицинского работника, проживающего в сельской местности, реализовано путем ежемесячной денежной выплаты на основании вышеуказанного Положения. Более того, в соответствии с п.4 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Пункт 50 статьи 35 122-ФЗ утратил силу с 01.01.2012 года. Таким образом, правовое регулирование, установленное п. 50 ст. 35 122-ФЗ, не подлежит применению с 1.01.2012. Таким образом, ни законом 323-ФЗ, ни законодательством Оренбургской области не закреплены полномочия органов местного самоуправления муниципального района по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения. С 01.01.2012 властные полномочия в сфере здравоохранения переданы от органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов РФ. Просит решение мирового судьи <данные изъяты> отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Первомайского района Оренбургской области.
В настоящем судебном заседании прокурор Первомайского района Хорохорин М.Г. просил оставить решение мирового судьи без изменения.
Истец Швецова А.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика – администрации <данные изъяты> района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном заявлении представитель Быстрова Е.А., действующая на основании доверенности от <данные изъяты>, доводы жалобы поддержала.
Представитель третьего лица МБУЗ «<данные изъяты>» Тукаев Е.Н., действующий на основании доверенности от <данные изъяты>, жалобу администрации счел обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, заслушав мнение участников процесса, изучив представленные материалы, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции до 01.01.2005) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, статья 63 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В соответствии с действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пункт 1 статьи 153 названного Закона указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31.12.2004.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, подтверждается материалами дела, что Швецова А.М. с <данные изъяты> г. по настоящее время является работником здравоохранения, работает <данные изъяты> МБУЗ «<данные изъяты>», проживает в сельской местности по адресу: <данные изъяты> и пользовалась до 01.01.2005 льготами по 100% оплате жилья с отоплением и освещением в соответствие с Основами законодательства РФ об охране здоровья, утвержденными ВС РФ 22.07.1993 №5487-1.
Принимая решение о взыскании с администрации <данные изъяты> района компенсацию на возмещение расходов по оплате за коммунальные услуги, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлось нормой социальной поддержки до 01.01.2005. Медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 на основании ч. 1 ст. 63 Основ.
Имевшийся пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Положение части 1 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4.12.2007 N 965-О-П, согласно которому положения Федерального закона N 122-ФЗ, включая пункт 2 статьи 42 и часть 1 статьи 153, призванные обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не могут рассматриваться как не допускающие реализацию возникшего у заявителей до 1.01.2005 права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.05.2006 N 5-П, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления (пункт 2.3).
Конституционно – правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике. При этом требование ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения.
Следовательно, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, так как правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан.
Поэтому установленная с <данные изъяты> решением Совета депутатов Муниципального образования <данные изъяты> район Оренбургской области мера социальной поддержки квалифицированным работникам бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета выплата денежной компенсации расходов по оплате жилья за отопление и освещение в размере <данные изъяты> рублей носит символический характер по сравнению с фактическими затратами.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 № 383-О-П органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно – коммунальной сфере.
Исходя из изложенного, суд считает требования прокурора о взыскании в пользу Швецовой А.М. расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> подлежащими удовлетворению в сумме <данные изъяты>
Доводы апелляционной жалобы о том, что ни законом № 323-ФЗ, ни законодательством Оренбургской области не закреплены полномочия органов местного самоуправления муниципального района по установлению мер социальной поддержки медицинских работников, поскольку установленное п. 50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 на основании ч. 2 ст. 63 Основ.
Иные доводы жалобы, по сути, сводятся к несогласию с принятым судом решением и переоценке выводов суда, что не может служить основанием для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: