Решение по делу № 2-203/2019 (2-2292/2018;) ~ М-2015/2018 от 22.10.2018

Дело № 2-203/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2019 года         г. Сарапул УР

Решение принято в окончательной форме 29 марта 2019 года.

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующий судья                         Косарев А.С.,

при секретаре                         Елесиной А.Е.,

с участием представителя ответчика                    Макшаковой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Электрические сети Удмуртии» о защите прав потребителя,

установил:

ФИО1 обратилась в Сарапульский городской суд к ООО «Электрические сети Удмуртии» о защите прав потребителя.

Требования мотивированы следующим. Истица является нанимателем трёхкомнатной квартиры <адрес> г. Сарапула. Квартира находится в двухэтажном деревянном доме. Отопление в доме печное. Из коммуникаций в доме имеются холодная вода и электроэнергия. В марте 2016 года ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» обратился к мировому судье судебного участка № 2 г. Сарапула УР с иском о взыскании с неё задолженности по оплате за потреблённую в квартире и местах общего пользования электроэнергию, исковые требования обосновал тем, что она как наниматель жилого помещения в период с 01.08.2013 года по 31.01.2016 года не оплатила электроэнергию на сумму 24 628,32 рублей. Из объяснений представителя ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» следует, что по действующему законодательству она как наниматель жилого помещения в доме несёт расходы по оплате потреблённой электроэнергии в квартире, а также обязана оплатить электроэнергию, потреблённую жильцами дома на общедомовые нужды, расход электроэнергии на ОДН определяется по формуле. Из формулы следует, что энергоснабжающая организация вычисляет сначала расход электроэнергии в целом по дому, затем исключает из этой цифры расход, который зафиксирован приборами индивидуального учёта, установленными в квартирах. Разница между этими двумя значениями представляет собой расходы на ОДН. Ответчик скрывает, что установка прибора учёта и его эксплуатация является незаконной. Сфальсифицированными являются и показания прибора учёта расходы электроэнергии в местах общего пользования, которые являются основанием начисления ей ежемесячной оплаты за потреблённую электроэнергию. нарушен приказ Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учёта и порядка её заполнения». Перед установкой прибора ОПУ в обязательном порядке проводится проверка технической возможности такой установки по трём критериям, перечисленным в приказе. Перед установкой ОПУ обязательно проводится предварительное обследование для определения наличия или отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учёта по установленной форме. В частности, не разрешается устанавливать приборы общедомового учёта, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт дома или создание новых внутридомовых систем. Приказ Минрегиона РФ № 627 вступил в законную силу 01.09.2012 года и при отсутствии на эту дату проведённых ремонтных имеется незаконное начисление ОДН, так как дом можно было неоднократно отремонтировать за этот промежуток времени. На 2018 год дом практически приведён в нежилое состояние, так как уже всё разрушено. Истица не живёт в квартире, так как местами обрушился потолок, протекает крыша, в плохом состоянии находятся стены, электроэнергия отсутствует, непонятно, за что она должна оплачивать электричество только потому, что истец не предпринимает меры по повышению уровня энергосбережения. Ответчик нарушил также Правила устройства электроустановок, так как прибор общедомового учёта без какой-либо надобности расположен на электрическом столбе, находящемся через дорогу от их дома. При этом нарушены пункты правил: 1.5.27 – счётчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях в достаточно свободном и не стеснённом для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 градусов; допускается размещение счётчиков в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них для обеспечения внутри колпака положительной температуры; 1.5.29 – счётчики должны размещаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройств, на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жёсткую конструкцию. Допускается установка на деревянных, пластмассовых или металлических щитках. Высота от пола до коробки зажимов счётчика должна быть в пределах 0,8 – 1,7 метров. Общий счётчик их дома установлен на высоте, не доступной для контроля жильцами дома. Показания, как правило, снимает только представитель энергоснабжающей организации, которому никто не мешает указать в документах искажённые (в сторону увеличения) данные, так как от этого зависит его зарплата; 1.5.6 – счётчики для расчёта электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности). Считает, что нарушены правила установки прибора учёта ОДН, а также правила снятия показаний прибора учёта ОДН, чем ответчик грубо нарушил её права потребителя услуг энергоснабжения. Дом, в котором находится квартира истицы, является самым старым жилым помещением в городе, никогда капитально не ремонтировался, является фактически аварийным и подлежит сносу или реконструкции. Согласно приказу Минрегиона РФ от 29.11.2011 года № 627 установка приборов общедомового учёта невозможна, если требуется капитальный ремонт или реконструкция здания, либо капитальный ремонт электрооборудования или электрических сетей. Ответчик установил прибор учёта ОДН на опоре линии электропередач, которая располагается через дорогу от их дома. Подобное расположение может влиять на показания прибора учёта и неверно определять количество фактически поставленной электроэнергии конечному потребителю. Ответчик не уведомил жильцов дома, в том числе истицу, кто именно отвечает за обслуживание счётчика, а также линии электроснабжения, которая соединяет их дом со счётчиком. Ответчик также не представил акт разграничения балансовой принадлежности линий электросетей. Сведений о том, кто именно устанавливал указанный прибор и принимал его в эксплуатацию, кто отвечает за его обслуживание, ремонт. Никаких документов, подтверждающих соответствие действующим нормам установки и эксплуатации прибора ОДН, ответчик не указал. При установке прибора учёта не присутствовали ни жильцы, ни представитель жильцов дома. Ответчиком не проводились никакие энергосервисные мероприятия. Не было проверено электрооборудование в местах общего пользования и квартирах дома. Все эти факторы в совокупности значительно искажают конечные показания прибора учёта. Истице предлагается оплатить услуги, которые ей фактически не предоставлялись. Считает, что приписываемые ответчиком долги рассчитаны на основании показаний незаконно установленного прибора учёта ОДН и не могут быть использованы при расчётах платежей за электроэнергию, начисляемую истице. ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» пытается взыскать с неё начисленные суммы, не установив правомерность показаний электросчётчика. Считает, что неверная установка прибора учёта ОДН наносит ей вред в виде убытков, причиняемых ей некорректными показаниями прибора учёта. Кроме того, ответчик до настоящего времени не определил, какие именно помещения дома относятся к местам общего пользования и какие электроприборы в этих помещениях установлены. Насколько сильно влияют на энергопотерю при передаче электроэнергии от счётчика к конечному потребителю устаревшие системы электросетей дома. В их доме имеются: не сколько сеней, веранда, два коридора, которые освещаются лампочками в количестве 7 штук на весь дом. Других электропотребляющих устройств в этих помещениях нет. Из представленных ответчиком расчётов по потреблению электричества в местах общего пользования следует, что в 2013-2016 годах за месяц на долю истицы приходилось до 1 000 кВт. Это больше того количества электроэнергии, которое жильцы дома в среднем потребляют за месяц с учётом всех электроприборов. Также в соответствии с действующими правилами показания прибора учёта ОДН снимаются ежемесячно в одно и то же время. Показания прибора фиксируются представителями энергоснабжающей организации в присутствии сотрудника управляющей компании и представителя от жильцов дома либо иных уполномоченных лиц. Также составляется акт, подтверждающий данные электросчётчика. Никаких подтверждений проведения данных мероприятий ответчиком не представлено.

Просит признать незаконной установку прибора учёта ОДН в доме <адрес> г. Сарапула.

Определением Сарапульского городского суда УР от 24.01.2019 года, содержащимся в протоколе судебного заседания от 24.01.2019 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Управление имущественных отношений г. Сарапула УР.

В судебное заседание истица ФИО1, третьи лица ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», ООО «УК «Лидер», Управление имущественных отношений г. Сарапула УР не явились, будучи извещёнными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель ответчика ООО «Электрические сети Удмуртии» - Макшакова Л.Ю., действующая на основании доверенности от 19.12.2018 года № 139, с исковыми требованиями не согласилась. Поддержала заявление о пропуске истицей срока исковой давности. Пояснила, что прибор учёта установлен на опоре воздушной линии электропередач на уровне человеческого роста – на уровне глаз.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд пришёл к следующему.

В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

При этом в соответствии со ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК РФ.

В соответствии со ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ наниматели жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Порядок внесения платы определен ст. 155 ЖК РФ, в силу которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно на основании платежных документов.

Частью 1 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (действовавших до 01.07.2016 года), предусматривается плата за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 22 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства № 491 от 13.08.2006 года, факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с приложением № 1 Приказа Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года № 627 «Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета» - установка прибора учета соответствующего вида невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих инженерных сетей, если это выявлено в ходе обследования.

Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В силу ч. 12 ст. 13 указанного Закона до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

После 01.07.2013 года (в отношении предусмотренных частью 5 настоящей статьи объектов в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.

Нормами Федерального закона № 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома до 01.07.2012 года, сетевые и ресурсоснабжающие организации обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах и лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, ТСЖ или УК, в которое объединились собственники, предложения по оснащению дома общедомовыми приборами учета (ч. 10).

И лишь с 01.01.2013 года сетевые и энергоснабжающие организации обязаны осуществить действия по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии в тех многоквартирных домах, собственники помещений в которых до 01.01.2013 года не выполнили свои обязанности по оснащению домов такими приборами.

Таким образом, приведёнными положениями закона предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном жилом доме установить общедомовые приборы учёта потребляемых ресурсов и не содержится указаний на освобождение от этой обязанности в отсутствие технической возможности, а при невыполнении собственниками этой обязанности предусмотрена принудительная установка таких приборов ресурсоснабжающей организацией.

Далее, на основании п.п. 72, 73 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442, действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином, указанным в пункте 71 настоящего документа, не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме. Договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и указанным гражданином может быть заключен также путем совершения этим гражданином, энергопринимающие устройства которого расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика, указанных в настоящем пункте действий, свидетельствующих о начале фактического потребления им электрической энергии.

Наличие заключенного гражданином, указанным в пункте 71 настоящего документа, договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком подтверждается документом об оплате этим гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение, период, за который внесена плата, и адрес местонахождения энергопринимающего устройства, потребление электрической энергии которым оплачивается. Кроме того, по желанию гражданина в документе могут быть указаны фамилия, имя и отчество этого гражданина.

В этом случае договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящим документом, с даты, соответствующей дате начала периода, за который гражданином произведена первая оплата электрической энергии этому гарантирующему поставщику.

С 01.09.2012 года Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 01.01.2015 года) в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.

В силу пунктов 2, 8, 9, подпунктов «а», «б» пункта 31, подпункта «а» пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать от потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истица ФИО1 является нанимателем жилого помещения по адресу: УР, <адрес>, и является потребителем электроэнергии, что усматривается из договора социального найма жилого помещения от 29.11.2016 года № 3197.

Факт подключения жилого дома к сетям и потребления истицей электроэнергии сторонами не оспаривается.

С 01.01.2014 года управление многоквартирным домом по <адрес> осуществляется путём непосредственного управления, договор на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома заключён с третьим лицом ООО «УК «Лидер», что также сторонами не оспаривалось и усматривается из протокола собрания собственников помещений дома от 28.12.2013 года.

Судом установлено, что ООО «Электрические сети Удмуртии», являющимся сетевой организацией, во исполнение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, за свой счёт была произведена установка и приёмка группы учёта электроэнергии относительно электрооборудования, расположенного в многоквартирном доме по адресу: УР, <адрес>, на границе балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, находящихся на опоре № 34 ВЛ-0,4 кВ от ТП № 13, ВРУ-0,23 кВ, что усматривается из акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 15.07.2014 года. При этом присутствовал представитель ООО «УК «Лидер», о чём свидетельствует подпись директора ООО «УК «Лидер» ФИО5 на схеме балансовой принадлежности электрических сетей.

То обстоятельство, что установка данного прибора осуществлена за счёт ООО «Электрические сети Удмуртии» и его силами, истицей в суде не оспаривалось.

Из акта от 06.12.2013 года № 06.12-2058/5 усматривается, что ООО «Электрические сети Удмуртии» по адресу: <адрес>, установлена группа учёта – счётчик электроэнергии ПСЧ-3А.067.112.1, заводской номер 05005176, год выпуска 2013. Указано, что группа учёта пригодна для ком. расчётов, установлена на границе балансовой принадлежности эл.сетей. При этом присутствовал техник ООО «УК «Лидер» ФИО6, о чём имеется его подпись.

Также из платёжного документа на оплату электроэнергии за январь 2014 года, выставленного ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» истице ФИО1, представленного суду последней, усматривается, что в качестве прибора учёта общ. электроэнергии указан ПСЧ-3А.067.112.1 заводской номер 05005176.

Аналогичные данные прибора учёта электроэнергии на общедомовые нужды по адресу: <адрес>, усматриваются и из акта проверки прибора учёта от 05.09.2017 года № 05.09-2052/1, который был признан пригодным к коммерческому расчёту.

Таким образом, суд находит установленным, что относительно многоквартирного дома по адресу: <адрес>, 06.12.2013 года установлен прибор учёта расхода электроэнергии ПСЧ-3А.067.112.1 заводской номер 05005176, проверен и принят эксплуатирующей организацией и представителем ООО «УК «Лидер», и по показаниям данного прибора учёта истице начисляется плата за электроэнергию на общедомовые нужды.

С учётом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ответчик ООО «Электрические сети Удмуртии» исполнил за собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, обязанность по приобретению и установке прибора учета, коллективный (общедомовой) прибор учёта электроэнергии установлен ответчиком на законных основаниях, в связи с чем доводы истицы о незаконности установки прибора учёта электроэнергии для общедомовых нужд суд находит несостоятельными.

Поскольку коллективный (общедомовой) прибор учёта электроэнергии, установленный на законных основаниях сетевой организацией на границе балансовой принадлежности, обеспечивает учёт количества электроэнергии, подаваемой в дом, его показания могут быть использованы для расчёта количества электроэнергии, потреблённой собственниками (нанимателями) квартир указанного дома на общедомовые нужды, освещения мест общего пользования в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.

Доводы истицы о том, что на момент установки прибора учёта электроэнергии на ОДН дом <адрес> г. Сарапула находился в аварийном состоянии, не нашли подтверждения в суде.

Требования Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты подлежащие сносу или капитальному ремонту.

Вместе с тем, доказательств того, что дом <адрес> г. Сарапула на момент установки прибора учёта нуждался в капитальном ремонте, истицей суду не предоставлено.

Согласно ч. 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В Межведомственной комиссии при Администрации <адрес> судом запрашивались материалы относительно <адрес>, по поводу признания его аварийным и подлежащим сносу, признании помещений непригодными для проживания и т.п.

На указанный запрос суду представлено заключение о признании непригодным для проживания помещения в указанном жилом доме, с приложениями, из которых усматривается, что предметом рассмотрения явилось исключительно помещение , но не весь дом; сведений о принятии заключения о признании всего дома <адрес> г. Сарапула аварийным и подлежащим сносу либо подлежащим капитальному ремонту, суду не представлено.

Соответственно, у суда отсутствуют основания считать как жилое помещение истицы, так и весь многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу либо капитальному ремонту.

Доводы истицы о нарушении ответчиком при установке прибора учёта электроэнергии ОДН Правил устройства электроустановок также не нашли подтверждения в суде.

Так, истицей указано на несоответствие установки прибора учёта пунктам 1.5.6, 1.5.27 и 1.5.29 Правил устройства электроустановок.

В соответствии с положениями Главы 1.5 Учёт электроэнергии Правил устройства электроустановок, утверждённой Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 20 октября 1977 года (в редакции от 20.06.2003 года):

- счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя (п. 1.5.6);

- счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C. Счетчики общепромышленного исполнения не разрешается устанавливать в помещениях, где по производственным условиям температура может часто превышать +40 град. C, а также в помещениях с агрессивными средами. Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. C (п. 1.5.27);

- счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию. Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках. Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8 - 1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м. (п. 1.5.29).

Как усматривается из Руководства по эксплуатации ИЛГШ.411152.168 РЭ на Счётчик электрической энергии трёхфазный статический ПСЧ-3АР.06Т, счётчик (в том числе ПСЧ-3А.06Т.112.1 – установленный ответчиком к дому по <адрес> 06.12.2013 года) предназначен для работы в закрытом помещении. По условиям эксплуатации относится к группе 4 ГОСТ 22261-94 с диапазоном рабочих температур: от минус 40 до плюс 60 град. C и относительной влажностью до 80 % при температуре 30 град. С и атмосферном давлении от 84 до 106,7 кПа.

Из представленных ответчиком фототаблиц усматривается, что прибор учёта электроэнергии ПСЧ-3А.06Т.112.1 установлен в ящике, расположенном на опоре воздушной линии электропередач.

Как из пояснений представителя ответчика в суде, так и из акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 15.07.2014 года следует, что прибор учёта электроэнергии ПСЧ-3А.06Т.112.1 установлен на границе балансовой принадлежности электроснабжающей организации (ООО «Электрические сети Удмуртии») и потребителя (многоквартирный дом <адрес> г. Сарапула»). также из пояснений представителя ответчика в суде следует, что данный прибор учёта установлен на уровне человеческого роста – на уровне глаз.

Каких-либо доказательств обратного истицей суду не представлено, все её доводы носят декларативный характер.

Таким образом, суд не усматривает нарушения каких-либо положений Правил устройства электроустановок при установке ответчиком прибора учёта электроэнергии ПСЧ-3А.06Т.112.1.

Далее, представителем ответчика ООО «Электрические сети Удмуртии» - Макшаковой Л.Ю. в судебном заседании от 25.02.2019 года заявлено о применении срока исковой давности. В обоснование этого требования указано на то, что срок исковой давности надлежит исчислять с даты допуска прибора учёта к эксплуатации – 06.12.2013 года, то есть срок истёк 06.12.2016 года.

Определением от 25.02.2019 года судом распределялось бремя доказывания сторонам по сроку исковой давности.

Согласно ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

В соответствии с ч. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

Из пояснений истицы ФИО1 в судебном заседании от 25.02.2019 года следует, что о начислении платы за ОДН, с которой она не согласна, ей стало известно в 2015-2016 году, когда стали приходить большие платёжки.

При этом из представленного самой истицей платёжного документа на оплату электроэнергии за январь 2014 года усматривается, что в нём указаны сведения о приборе учёта «общ. Электроэнергия» - тип ПСЧ-3А.067.112.1, заводской номер 05005176, приведены показания прибора учёта и размер начисленной платы за электроэнергию, в том числе ОДН. Также в платёжном документе указано, что оплаты учтены на 24.01.2014 года.

Точную дату получения истицей указанного документа ни истица, ни представитель ответчика суду сообщить не смогли, при этом на неполучение платёжных документов в установленный законом срок истица в суде не ссылалась, в связи с чем суд считает возможным исходить из максимально поздней даты для подсчёта срока исковой давности – 10.02.2014 года (дата внесения ФИО1 платы за коммунальные услуги в соответствии с положениями ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).

Исходя из этого, датой окончания срока исковой давности является 11.02.2017 года. Судом установлено, что истица обратилась в суд с иском к ООО «Электрические сети Удмуртии» 22.10.2018 года, то есть с пропуском срока.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о пропуске истицей срока исковой давности, что также является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1

Таким образом, всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Электрические сети Удмуртии» о защите прав потребителя надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Электрические сети Удмуртии» о защите прав потребителя – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, через Сарапульский городской суд УР.

        Судья Косарев А.С.

<данные изъяты>

2-203/2019 (2-2292/2018;) ~ М-2015/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гаугель Ольга Валерьевна
Ответчики
ООО "Электрические сети Удмуртии"
Другие
ОАО "Энергосбыт Плюс"
Управление имущественных отношений г. Сарапула
УК "Лидер"
Суд
Сарапульский городской суд
Судья
Косарев Александр Сергеевич
22.10.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2018[И] Передача материалов судье
26.10.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2018[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.12.2018[И] Предварительное судебное заседание
24.12.2018[И] Предварительное судебное заседание
24.01.2019[И] Предварительное судебное заседание
25.02.2019[И] Судебное заседание
19.03.2019[И] Судебное заседание
25.03.2019[И] Судебное заседание
29.03.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2019[И] Дело оформлено
04.10.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее