Дело № 2-11-746/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Окуловка Новгородской области «26» декабря 2018 года
Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новиковой Н.В.,
при секретаре Бляшкиной И.П.,
с участием помощника прокурора Окуловского района Новгородской области Аверьяновой А.В.,
истцов Антиповой Р.В. и Антипова Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Окуловского района Новгородской области, предъявленного в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов Антиповой ФИО7 и Антипова ФИО8 к администрации Окуловского муниципального района Новгородской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Окуловского района Новгородской области в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов Антиповой Р.В. и Антипова Л.А. обратился в суд с иском к администрации Окуловского муниципального района Новгородской области (далее – «Администрация») о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке на основании договора социального найма.
В обоснование требований истец указал, что Антипова Р.В. и Антипов Л.А. проживают в квартире площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> на основании ордера. Постановлением администрации Окуловского городского поселения Новгородской области № от ДД.ММ.ГГГГ года указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Этим же постановлением предусмотрено расселение граждан в срок не позднее 31 декабря 2016 года. До настоящего времени Администрацией не исполнен пункт 2 указанного постановления, Антипова Р.В. и Антипов Л.А. не обеспечены другим жилым помещением на основании договора социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора Окуловского района Новгородской области Аверьянова А.В. и истцы Антипова Р.В. и Антипов Л.А. исковые требования поддерживали, пояснив, что ввиду признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, проживание в нем до настоящего времени создает реальную угрозу для безопасности жизни и здоровья граждан.
Представитель ответчика – администрации Окуловского муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения по иску, ссылаясь на отсутствие оснований для предоставления истцам жилого помещения на основании договора социального найма, поскольку они не относятся к категории малоимущих граждан и не признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело без ответчика, не явившегося в судебное заседание.
Суд, выслушав сторону истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Антипова Р.В. и Антипов Л.А. проживают в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО5 на семью из трех человек. ФИО5 умер.
Антипова Р.В. зарегистрирована в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, Антипов Л.А. – с ДД.ММ.ГГГГ.
Регистрация истцов по указанному адресу сохранена до настоящего времени.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Поскольку истцам жилое помещение предоставлено до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то, соответственно, они пользуются спорной квартирой на условиях договора социального найма с момента вселения и до настоящего времени.
Занимаемая истцами квартира числится в реестре муниципального имущества муниципального образования «Окуловского городское поселение», что подтверждено ответчиком в письменном отзыве на исковое заявление и не оспаривается в судебном заседании.
Таким образом, между сторонами возникли жилищные правоотношения, основанные на договоре социального найма жилого помещения.
Согласно акту обследования помещения №7 от декабря 2006 года – жилого <адрес> здание дома двухэтажное, 1959 года постройки, стены кирпичные, перекрытия деревянные, фундамент каменный. Деревянные перекрытия аварийные, имеют значительный прогиб, гниение, установлены подпорные балки во избежание обвала перекрытия, санузлы находятся в аварийном состоянии, кровля находится в аварийном состоянии. Выявленные дефекты обследуемых конструкций стен, фундаментов, перекрытий влияют на несущую способность и безопасную эксплуатацию здания. Конструкции имеют аварийное состояние, угрожающее здоровью и жизни людей. Эксплуатация в настоящее время не допустима. Жилое здание признано аварийным для проживания.
Постановлением администрации Окуловского городского поселения Новгородской области № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по указанному адресу, признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 2.1. названного Постановления предусмотрено расселение граждан, занимающих жилые помещения в многоквартирном доме по договорам социального найма, путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, в срок до 31 декабря 2016 года.
Многоквартирный жилой <адрес> в региональную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2013-2017», не включен.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время многоквартирный жилой <адрес>, не снесен, что не оспаривается сторонами, истцы продолжают в нем проживать.
Иных жилых помещений в собственности или в пользовании у истцов нет.
До настоящего времени истцам не предоставлено жилое помещение взамен занимаемого. Администрацией взятые на себя обязательства, не исполнены.
Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции РФ).
Статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу части 4 указанной статьи жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 28.01.2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании пункту 42 указанного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (часть 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (часть 2 статьи 89 ЖК РФ).
Малоимущими Антипова Р.В. и Антипов Л.А. в установленном Жилищным кодексом Российской федерации порядке не признавались.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Так, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Антипова Р.В. и Антипов Л.А. относятся к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, предусмотренной положениями пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку проживают в жилом помещении, признанном в установленном законом порядке непригодным для проживания.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
В пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 года № 376-О-П указано, что из предписаний статьи 1, части 1; статьи 7, части 1; статьи 18; статьи 19, частей 1 и 2 Конституции Российской Федерации, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Все вышеприведенные правовые нормы взаимосвязаны друг с другом, дополняют друг друга и направлены на защиту жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирном доме, признанном аварийным, проживание в котором создает реальную угрозу для их жизни и здоровья.
Вопреки положениям, предусмотренным статьями 55-57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлены суду доказательства, опровергающие позицию истцов.
При таких обстоятельствах, иск прокурора признается судом обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░░░░░░ ░░░10 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░11 ░ ░░░░░░░░ ░░░12 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░ 2019 ░░░░.