Судья Болочагин В.Ю. адм.дело №33а-14083/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 ноября 2018 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей: Вачковой И.Г., Сивохина Д.А.,
при секретаре: Моревой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Матвеева М.Н. на решение Ленинского районного суда г.Самары от 31.10.2018 года по делу по административному исковому заявлению Матвеева М.Н. к Администрации г.о. Самара, Главе г.о. Самара об оспаривании отказа в согласовании публичного мероприятия,
с участием административного истца Матвеева М.Н., действующего за себя и за Федорова М.А., представителя Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара Мамедли М.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Матвеев М.Н., являясь депутатом Самарской Губернской Думы, обратился в суд с административным исковым заявлением к Главе г.о. Самара и Администрации г.о. Самара, указав, что 23.10.2018 им как организатором и Федоровым М.А. как уполномоченным лицом подано Главе г.о. Самара уведомление о проведении 03.11.2018 с 10 часов 00 минут до 13 часов 00 минут встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия - митинга с использованием флагов, плакатов, транспарантов, накидок, с использованием звукоусиливающей аппаратуры с предполагаемым количеством участников 300 человек в г. Самаре на площади Козлова (специально отведенное место для проведения встреч депутатов с избирателями) в целях информирования избирателей о своей деятельности, высказывания избирателями предложений депутату и ответам на их вопросы. В ответе от 26.10.2018 №06-17/311-439 Администрация г.о. Самара со ссылкой на нахождение на расстоянии менее 150 метров детского сада «Мир детства» отказала в согласовании проведения публичного мероприятия, предложив провести встречу с избирателями в форме публичного мероприятия в сквере «Родина».
По мнению административного истца, отказ является неправомерным, поскольку заявленное место проведения публичного мероприятия определено постановлением Администрации г.о. Самара №26 от 26.01.2018 в качестве специально отведённого для проведения встреч депутатов с избирателями. При этом предложенное администрацией место проведения публичного мероприятия – сквер «Родина» также подпадает под запрет регионального законодательства в связи с нахождением на расстоянии менее 150 метров религиозного сооружения.
Полагая свое право как депутата высшего представительного органа государственной власти Самарской области на встречу с избирателями нарушенным, административный истец просил признать решение Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара об отказе в согласовании публичного мероприятия незаконным, обязать административных ответчиков не препятствовать проведению публичного мероприятия.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, с которым Матвеев М.Н. не согласился, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как постановленного при неправильном толковании и применении закона. Указывает, что заявленное место проведения публичного мероприятия является специально отведенным для встреч депутатов с избирателями и нормы регионального закона на него не распространяются.
В заседании суда апелляционной инстанции Матвеев М.Н. доводы жалобы поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным в ней.
Представитель Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара просил решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем на основании ст.150, ст.307 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Административное судопроизводство осуществляется на принципах законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел (ст. 6 КАС РФ).
Согласно ст. 9 КАС РФ законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Судебная коллегия полагает, что, вопреки доводам апелляционной жалобы, при разрешении настоящего дела судом первой инстанции неправильного толкования и применения законов и нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, не допущено.
В целях осуществления права на проведение публичного мероприятия Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) устанавливает возможность проведения согласительных процедур между организаторами публичных мероприятий и органами публичной власти, направленных на определение места, времени, формы и иных условий проведения публичных мероприятий, отвечающих достижению законной цели планируемого публичного мероприятия и соблюдению интересов иных лиц, обеспечению общественного порядка и безопасности.
В силу п.7 ст.2 указанного Федерального закона N 54-ФЗ информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Аналогичные сроки подачи уведомлений предусмотрены статьей 3 Закона Самарской области от 06.04.2005 N 105-ГД "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области" (далее – Закон Самарской области N 105-ГД).
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Из материалов дела следует, что 23.10.2018 депутат Самарской Губернской Думы Матвеев М.Н. обратился с уведомлением на имя Главы г.о. Самара о проведении 03.11.2018 с 10.00 часов до 13.00 часов публичного мероприятия в форме митинга на пл. Козлова в целях информирования избирателей о своей деятельности с использованием звукоусиливающей аппаратуры, флагов, плакатов, транспарантов, накидок.
Письмом от 26.10.2018 №06-17/311-439 за подписью руководителя Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации г.о. Самара в согласовании публичного мероприятия отказано со ссылкой на то, что указанное в уведомлении место проведения публичного мероприятия подпадает под запрет, установленный Законом Самарской области N 105-ГД, поскольку расположено на расстоянии менее 150 метров от детского сада «Мир детства» (ул.Ново-Садовая, 139). Заявителю предложено изменить место проведения митинга и провести его на территории сквера «Родина».
Установив в ходе рассмотрения дела, что дошкольное образовательное учреждение находится в пределах 150 метров от места проведения публичного мероприятия, указанного в уведомлении, что административным истцом не оспаривалось, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности отказа в согласовании проведения публичного мероприятия ввиду наличия прямого запрета на проведение публичных мероприятий в указанном месте.
Доводы административного истца о том, что заявленное место является специально отведенным для проведения встреч депутатов с избирателями, судом обоснованно отклонены.
Статья 2 Федерального закона N 54-ФЗ определяет, что публичным мероприятием является открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Федеральным законом от 7 июня 2017 года N 107-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях, путем определения порядка проведения встреч депутатов всех уровней с избирателями.
Так, частями 5.2 – 5.4 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (введенными Федеральным законом от 07.06.2017 N 107-ФЗ) установлено, что встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Уведомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения (часть 5.2).
Органы местного самоуправления определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами местного самоуправления для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления (часть 5.3).
Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (часть 5.4).
Аналогичные положения предусмотрены частями 4 - 6 статьи 11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (введенными Федеральным законом от 07.06.2017 N 107-ФЗ) в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Уведомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения (часть 4).
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления) определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления (часть 5).
Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (часть 6).
Из системного анализа приведенных законоположений следует, что действующее правовое регулирование предусматривает две формы проведения встреч депутатов с избирателями: в форме публичного мероприятия, проводимого в порядке Федерального закона N 54-ФЗ в виде собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, либо в форме встречи с избирателями, определенной Федеральным законом от 7 июня 2017 года N 107-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях", которым определен порядок проведения встреч депутатов всех уровней с избирателями.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.11.2017 N 27-П "По делу о проверке конституционности положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях", о том, что законодателем предусмотрен вариативный порядок проведения встреч депутатов с избирателями. В Постановлении указано, что конкретизировав в Федеральном законе от 7 июня 2017 года N 107-ФЗ (пункт 2 статьи 1 и пункт 1 статьи 4) вытекающее из Конституции Российской Федерации назначение встреч депутатов с избирателями как заключающееся в информировании депутатом избирателей о своей деятельности и, соответственно, в доведении избирателями до его сведения пожеланий (предложений, рекомендаций, оценок, иных правомерных позиций) относительно осуществления им депутатской деятельности и работы представительного органа, в состав которого он входит, федеральный законодатель предусмотрел вариативный порядок их проведения - в зависимости от предполагаемого формата конкретного мероприятия и особенностей места его проведения, включая объективную пригодность для реализации задач, которые ставятся перед подобными встречами, а также от оценки наличия и степени существующих (возможных) опасностей и угроз в связи с их проведением.
Во исполнение ч. 5.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации г.о. Самара от 26.01.2018 №26 определены специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями на территории г.о. Самара. В Октябрьском районе г.о. Самара в качестве такого места определена площадь им. Д.И. Козлова.
Таким образом, данная площадь относится к числу специально отведенных мест для проведения встреч депутатов с избирателями, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2017 года N 107-ФЗ.
В свою очередь специально отведенные места для проведения публичных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", определяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 8 указанного Закона).
В Самарской области органом, уполномоченным определять специального отведенные места для проведения публичных мероприятий, является департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области (ст. 3.2 Закона Самарской области N 105-ГД).
Приказом департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области от 20.02.2013 N 8-п утвержден Перечень единых специально отведенных или приспособленных мест на территории Самарской области для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Согласно Перечню к числу специально отведенных мест в г. Самаре относится территория сквера «Родина» в границах лиц Победы, Воронежской, Калинина, Свободы. Площадь им. Д.И. Козлова в данный Перечень не входит.
Из уведомления о проведении публичного мероприятия от 23.10.2018, а также сообщения Матвеева М.Н. от 29.10.2018 об отказе от изменения места проведения публичного мероприятия следует и не оспаривалось Матвеевым М.Н. в суде, что им заявлено проведение встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия, проводимого в порядке Федерального закона N 54-ФЗ.
При таком положении, рассматривая уведомление о проведении публичного мероприятия, административный ответчик правомерно руководствовался положениями Федерального закона N 54-ФЗ, а равно нормами Закона Самарской области N 105-ГД, и обоснованно отказал в проведении публичного мероприятия в заявленном месте на площади им. Козлова, поскольку оно не относится к числу специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий, при этом оно подпадает под действие Закона Самарской области N 105-ГД, устанавливающего запрет на проведение публичных мероприятий на расстоянии ближе 150 метров от зданий, занимаемых дошкольными образовательными организациями (ст. 3.4 данного Закона).
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявленное место проведения публичного мероприятия является специально отведенным для встреч депутатов с избирателями, судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Ссылка в жалобе на то, что предложенное ответчиком место проведения публичного мероприятия – сквер «Родина» не соответствует региональному закону, поскольку находится в пределах 150 метров от храма, выводы суда не опровергают. Указанная территория отнесена к числу специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий, следовательно, предложение его в качестве альтернативного места проведения публичного мероприятия нарушением закона не является. Нормативный правовой акт об отнесении данной территории к числу специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий в установленном порядке недействующим не признан.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Самары от 31.10.2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Матвеева М.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи