Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Новый Торъял 13 сентября 2013 года
Советский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Александровой Р.Е.,
при секретаре Бастраковой Н.Б.
с участием истца Орехова В.В., его представителя Танерова Д.В.,
представителя ГУ - Управления пенсионного фонда в Новоторъяльском районе Республики Марий Эл Плотниковой З.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орехова В.В. к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоторъяльском районе Республики Марий Эл (далее – Пенсионный фонд) о назначении трудовой пенсии одновременно с выплатой пенсии по инвалидности
у с т а н о в и л:
Орехов В.В. обратился в районный суд с исковым заявлением к Пенсионному фонду о назначении трудовой пенсии одновременно с выплатой пенсии по инвалидности. Свои требования мотивируя тем, что он является получателем государственной пенсии по инвалидности как инвалид 2 группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Считая, что он имеет право на назначение второй трудовой пенсии по старости на основании п.п.1 п.3 ст. 3 выше указанного закона, Орехов В.В. обратился в Пенсионный фонд, однако в назначении второй пенсии ему было отказано.
В судебном заседании Орехов В.В. свои исковые требования поддержал и пояснил суду, что с 21 августа по 06 октября 1986 года он был призван на специальные сборы по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, где непосредственно участвовал в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. В 1993 году ему была установлена 3 группа, а 15.10.2007 года 2 группа инвалидности, причиной которой является заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей воинской службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС. В настоящее время является получателем государственной пенсии по инвалидности. Считая, что он имеет право на назначение второй трудовой пенсии по старости на основании п.п.1 п.3 ст. 3 выше указанного закона, Орехов В.В. обратился в Пенсионный фонд, однако в назначении второй пенсии ему было отказано. Просит признать недействительным отказ Пенсионного фонда в назначении второй трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить трудовую пенсию со 02.05.2013 года, с уменьшением на 10 лет возраста выхода на пенсию по старости, то есть с 50 лет.
Представитель ответчика – Плотникова З.А. исковые требования истца не признала и суду пояснила, что в соответствии с п.п. 1 п.3 ст. 3 Федерального Закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на одновременное получение двух пенсий предоставлено гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная п.п.1 п.2 ст. 15 данного Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. Согласно п.п.3 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы, то есть мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. Требование истца уменьшить на 10 лет возраст выхода на пенсию по старости является необоснованным, так как данное уменьшение возраста предусмотрено ст. 30 ФЗ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которое применяется к участникам ликвидации последствий катастрофы, а пенсионное обеспечение инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы урегулировано ст. 29 данного закона и снижение возраста выхода на пенсию по старости на 10 лет в ней не предусмотрено. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав стороны, изучив и оценив материалы гражданского дела, в совокупности с представленными доказательствами приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных случаях и размерах.
Как установлено в судебном заседании, Орехов В.В. является инвалидом 2 группы бессрочно, которая установлена ему в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей воинской службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС (л.д. 8,9,10,12).
Согласно абз.3 п.2 ст. 13 от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
В силу п.1 ст. 29 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным Законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» Орехов В.В. имел право выбора на получение пенсии по инвалидности в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренной п.п.2 п.1 ст. 10 данного закона и на получение пенсии по старости, предусмотренной п.п. 2 п.1 ст. 10 данного закона по достижении 50 при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Как следует из материалов дела, Орехов В.В. является получателем пенсии по инвалидности вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС на основании Федерального Закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (далее Закон № 166-ФЗ) и получает пенсию в размере определенной п.п.1 п.2 ст. 15 данного закона.
На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Закона N 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Одновременное получение пенсии по инвалидности и пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не допускается, поскольку с учетом положения пункта 3 статьи 10 указанного Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместо пенсии по инвалидности могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 этой же статьи.
В данном случае трудовая пенсия по старости могла быть получена истцом только на основании Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно ст. 7 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон № 173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии со ст. 28 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет при страховом стаже 20 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Как следует из материалов дела к моменту обращения за назначением второй пенсии - трудовой пенсии по старости, Орехов В.В. не достиг возраста 55 лет и не имеет трудового стажа не менее 25 лет, соответственно право на получение двух пенсий - трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности в силу приведенных выше правовых норм у него отсутствует.
Требование истца об уменьшении на 10 лет возраста выхода на пенсию по старости также удовлетворению не подлежит, так как Орехов В.В. является получателем пенсии как инвалид вследствие чернобыльской катастрофы, на основании пункта 2 ст. 13 Федерального закона № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
А пенсия по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения назначается согласно п.1 ст. 30 Закона № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы).
Таким образом суд пришел к выводу, что назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Одновременное получение пенсии по инвалидности и пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», не допускается, поскольку с учетом положения п.3 ст. 10 указанного Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ, граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместо пенсии по инвалидности могут получать пенсию по старости, предусмотренную п.п.1 или п.п.2 этой же статьи.
При таких обстоятельствах правовых оснований для назначения Орехову В.В. второй пенсии не имеется.
Кроме того, судом установлено, что официально в Управление Пенсионного Фонда РФ в Новоторъяльском районе Орехов В.В. не обращался. Как следует из материалов выплатного (пенсионного) дела, каких-либо заявлений о назначении второй пенсии по старости в Управление Пенсионного Фонда Орехов В.В. не подавал, в связи с чем отсутствует и решение об отказе в установлении пенсии по старости. Представленные суду ксерокопии заявлений в произвольной форме, не заверенные надлежащим образом и ответы Пенсионного фонда по сути являются перепиской и не могут служить доказательством обращения Орехова В.В. с заявлением о назначении второй пенсии и об отказе в назначении пенсии.
С учетом изложенных обстоятельств, исковые требования Орехова В.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Орехова В.В. к ГУ Управление пенсионного Фонда РФ в Новоторъяльском районе о назначении трудовой пенсии одновременно с выплатой пенсии по инвалидности отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через данный районный суд.
Судья - Александрова Р.Е.
Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2013 года.