РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Шентала 01 апреля 2019 года
Исаклинский районный суд Самарской области в составе председательствующего Суркова М.П.,
с участием прокурора Шенталинского района Самарской области Афанасьева В.П.,
представителя административного ответчика Администрации сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области Окладова Н.В.,
при секретаре Костючковой О.С.,
рассмотрев административное дело № 2а-3-251 по административному иску прокурора Шенталинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шенталинского района Самарской области первоначально обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области о признании незаконным бездействие Администрации сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский по непринятию мер по постановке на учет земельного участка, занятого кладбищем, расположенного в северо-западной части с. Каменка Шенталинского района Самарской области, возложении обязанности по отведению границ земельного участка для размещения кладбищ в установленном законом порядке, осуществлению межевания занятого под кладбищем земельного участка, установлению границ данного земельного участка на местности, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок, расположенного в северо-западной части с. Каменка Шенталинского района Самарской области. В судебном заседании иск уточнил, просил возложить на Администрацию сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области обязанность устранить нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно: осуществить мероприятия по отведению земельного участка, расположенного в северо-западной части с. Каменка Шенталинского района Самарской области, занятого кладбищем, с межеванием, установлением границ, постановкой на кадастровый учет и государственной регистрацией прав на него.
В судебном заседании прокурор уточненное заявленное требование поддержал и пояснил, что прокуратурой Шенталинского района Самарской области по заданию областной прокуратуры проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле Администрацией сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области. В ходе проверки установлено, что расположенное в северо-западной части с. Каменка Шенталинского района Самарской области кладбище собственника не имеет, в качестве бесхозяйного имущества на учет не поставлено, работы по межеванию, установлению границ и постановке на кадастровый учет земельного участка, занятого кладбищем, не проведены. Тем самым административным ответчиком нарушены требования действующего законодательства.
Административный ответчик Администрация сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области в лице представителя Окладова Н.В., иск признал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы и доказательства по делу, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 9 части 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», места погребения могут быть по принадлежности государственные либо муниципальные.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектом Российской Федерации» в статью 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, в том числе, статья дополнена частью 3, закрепляющей вопросы местного значения сельского поселения, среди которых вопросов, предусмотренных пунктом 22 части 1 данной статьи не значится.
Исходя из положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплен за сельским поселением.
Согласно статье 1 Закона Самарской области № 86-ГД от 03 октября 2014 года «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области», за сельскими поселениями Самарской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (за исключением выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства и направления уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений), 22, 24 - 27, 31, 32, 33.1 - 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
Как установлено судом, на территории сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области существующее кладбище расположено в северо-западной части с. Каменка Шенталинского района Самарской области. Документы, подтверждающие отвод земельного участка для гражданских захоронений, отсутствуют. Из чего следует, что земельный участок, используемый для размещения мест погребения, на кадастровый учет не поставлен. Заключение Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области – место захоронения не противоречит санитарным нормам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 115 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.
Отсутствие в установленном законом порядке решений по отведению земельного участка для размещения кладбища, находящегося на территории сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области, не постановка их на государственный кадастровый учет и не регистрация права на данный земельный участок, приводит к нарушению прав жителей сельского поселения Каменка на организацию и благоустройство территории кладбища, расположенного в северо-западной части с. Каменка Шенталинского района Самарской области.
При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Шенталинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – удовлетворить.
Возложить на Администрацию сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области обязанность устранить нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно: осуществить мероприятия по отведению земельного участка, расположенного в северо-западной части с. Каменка Шенталинского района Самарской области, занятого кладбищем, с межеванием, установлением границ, постановкой на кадастровый учет и государственной регистрацией прав на него.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Исаклинский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 01 апреля 2019 года.
Судья