РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2015 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судья Прасоловой Ж.А. с участием пом.прокурора города Ангарска Сугак И.Д., при секретаре Яковлевой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3170А/2015 по заявлению ФИО4 об отмене регистрации ФИО3 в качестве кандидата на должность главы Ангарского городского муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с заявлением об отмене регистрации ФИО3 в качестве кандидата на должность главы Ангарского городского муниципального образования и указал в обоснование требований, что Решением Ангарской территориальной избирательной комиссии от ** № он зарегистрирован кандидатом на должность главы Ангарского городского муниципального образования. Решением Ангарской Территориальной избирательной комиссии от ** № кандидатом на должность главы Ангарского городского муниципального образования также был зарегистрирован ФИО3. В газете «Ангарские ведомости» № от ** ФИО3 обнародовал Отчет о действиях, предпринимаемых им в качестве президента хоккейного клуба «Ермак». В газете «Время» № от ** ФИО3 обнародовал отчет о работе, проделанной им в качестве главы Ангарского муниципального образования. Аналогичный отчет о работе, проделанной им в качестве главы Ангарского муниципального образования, ФИО3 обнародовал в газете «Мой Ангарск» за № от **. В газете «Ангарские ведомости» № от ** ФИО3, являясь кандидатом на должность главы Ангарского городского муниципального образования, обнародовал отчет о своей деятельности на должности мэра Ангарского муниципального образования. Аналогичный отчет был напечатан в газете «Время» за № от **. Все указанные отчеты не были оплачены из средств избирательного фонда кандидата на должность главы Ангарского городского муниципального образования ФИО3. Полагает, что ФИО3 тем самым использует преимущества своего должностного положения, поскольку в силу п.1 ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты, замещающие государственные иливыборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организацией независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в Законе понимается, в частности, обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, агитационных печатных материалах, отчетов о проделанной работе, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда. Учитывая, что ФИО3, являясь кандидатом, неоднократно использовал преимущества своего должностного положения, просит отменить регистрацию ФИО3 в качестве кандидата на должность главы Ангарского городского муниципального образования.
В судебном заседании заявитель ФИО4 поддержал доводы заявления, дополнительно пояснил, что указанные им публикации являются отчетами ФИО3 о своей работе перед населением. Любая публикация или выступление ФИО3 должны быть оплачены из средств избирательного фонда, так как он является действующим мэром и публикации являются «агитацией» кандидата. Информация о кандидате ФИО3 содержится в нескольких публикациях, в то время как сведения о другом кандидате отсутствуют, что расценивается как предвыборная агитация. Полагает, что указанными публикациями нарушено равенство кандидатов.
Представитель заинтересованного лица председатель Ангарской территориальной избирательной комиссии ФИО2, действующая на основании прав по должности, с заявленным требованием не согласилась. Представила письменные возражения, доводы которых в полном объеме поддержала в судебном заседании. Письменные возражения приобщены к материалам дела.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ФИО3 – ФИО8, действующий на основании доверенности, с требованиями заявителя ФИО4 не согласился. Пояснил в судебном заседании, что ФИО3 не относится к лицам, которые освобождаются от исполнения основных обязанностей на период избирательной кампании и обязаны уйти в отпуск. ФИО3 на период избирательной кампании осуществляет свои полномочия и профессиональную деятельность как мэр Ангарского муниципального образования.Опубликованные в газетах статьи с упоминанием ФИО3 носят информативный характер о работе органов местного самоуправления, и потому не могут расцениваться как использование преимуществ должностного положения, поскольку освещают работу ФИО3 как главы муниципального образования.Распространение информации о профессиональной деятельности кандидата не является предвыборной агитацией. Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрена форма Отчета главы муниципального образования о своей деятельности, порядок предоставления отчета и его опубликования. Информация, содержащаяся в газетах, не распространялась ФИО3, он не давал интервью, не получал преимуществ доступа к распространению информации.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение участвующего в деле прокурора ФИО6, полагавшей отказать в удовлетворении заявленных требований, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО4. Выводы суда основаны на следующем.
Согласно статье 259 Гражданского процессуального кодекса РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Федеральным законом от ** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон ** № 67-ФЗ) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно пункту 1HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=989BEA6AC583356FD587C834AD2B3F5A55E76F3E527FE0C98FEB0ADE48ACB96DB7FA9802BC4671E8M0W5D" статьи 38 названного Федерального закона, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержкувыдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Судом установлено, что Постановлением Избирательной комиссии ... № от ** сформирована Ангарская территориальная избирательная комиссия и назначен ее состав.
Постановлением Избирательной комиссии ... от ** № председателем Ангарской территориальной избирательной комиссии назначена ФИО2.
Постановлением Избирательной комиссии ... от ** № полномочия избирательной комиссии Ангарского городского муниципального образования возложены на Ангарскую территориальную избирательную комиссию.
Решением Ангарской территориальной избирательной комиссии от ** № назначены выборы главы Ангарского городского муниципального образования на **.
Решением Ангарской территориальной избирательной комиссии от ** № в качестве кандидата на указанную должность зарегистрирован действующий мэрАнгарского муниципального образования ФИО3.
РешениемАнгарской территориальной избирательной комиссии от ** № в качестве кандидата на названную должность зарегистрирован заявитель ФИО4.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Аналогичная норма установлена п.6 ч.7 ст. ... от ** № 116-ОЗ « О муниципальных выборах в ...».
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.
В соответствии с ч.2 ст. ... «О муниципальных выборах в ...» зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в муниципальных выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.
Из приведенных норм следует, что лицо, занимающее выборную муниципальную должность, может не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей. При этом указанное лицо не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
В соответствии с Уставом Ангарского муниципального образования (Наделенного статусом муниципального района), утвержденного решением Думы Ангарского муниципального образования от ** № в структуру органов местного самоуправления Ангарского муниципального образования входит, в частности, мэр муниципального района - глава Ангарского муниципального образования, именуемый в Уставе как мэр Ангарского муниципального образования.
Таким образом, поскольку ФИО3 является мэромАнгарского муниципального образования, то есть занимает выборную муниципальную должность, то ограничения, установленные ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 7 ст. ... « О муниципальных выборах в ...» на него не распространяются.Следовательно, мэрАнгарского муниципального образования ФИО3 с ** продолжал осуществлять возложенные на него должностные обязанности на законных основаниях.
Как следует из пункта 5 статьи 40 названного Федерального закона под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается: а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов; б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям, не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда; г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов; д) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации, лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых засчет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок; е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом; ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий; з) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Как следует из разъяснений п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ** № «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», при решении вопроса о том, является ли использование служебного или должностного положения достаточным основанием для применения судом предусмотренных Федеральным законом от ** № 67-ФЗ неблагоприятных последствий для кандидата необходимо, в частности, выяснять кратность, характер, содержание, цель совершения этих действий. При этом следует учитывать, что основанием для отмены регистрации кандидата может служить только неоднократное (не менее двух раз) использование преимуществ должностного или служебного положения.
В качестве доводов, подтверждающих использование ФИО3 преимуществ должностного положения в процессе избирательной кампании, заявитель указывает напубликации в газетах «Время», «Ангарские ведомости», «Мой Ангарск» отчетов о работе в качестве президента хоккейного клуба «Ермак» и главы Ангарского муниципального образования, не оплаченных из средств избирательного фонда.
Разрешая заявление ФИО4, и давая оценку вышеперечисленным доводам, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона ** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 11.1 ст. 35 вышеприведенного закона представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 36 Закона глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (ч. 5 ст. 36 Закона).
Частью 5.1 статьи 36 Закона предусмотрено, что глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
В соответствии с п.4 ст. 35 Устава Ангарского муниципального образования (Наделенного статусом муниципального района) мэр Ангарского муниципального образования ежегодно не позднее чем через 4 месяца после окончания соответствующего календарного года мэр Ангарского муниципального образования отчитывается перед населением Ангарского муниципального образования. Отчет мэра Ангарского муниципального образования подлежит опубликованию в установленном порядке.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что отчет главы муниципального образования, а данном случае мэра Ангарского муниципального образования, носит регулярный, плановый характер, а именно, должен быть предоставлен ежегодно за истекшие 12 месяцев работы.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В силу пункта 2 ст. 48 названного Федерального закона предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
В соответствие с ч.5 указанной статьи расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов,
Аналогичная норма установлена и в ст. ... «О муниципальных выборах в ...».
Деятельность мэраАнгарского муниципального образования ФИО3 освещалась в средствах массовой информации, имелись публикации в газете «Ангарские ведомости» № от ** - статья «Новая жизнь «Победы», в газете «Мой Ангарск» № от ** – статья «Порядок в доме», газете «Время» № от ** – статья «Хозяйский подход».
Из материалов дела следует, что все публикации содержали сведения о реализации мэром Ангарского муниципального образования запланированных на весенний период 2015 года мероприятиях. Ни в одной из них не говорилось о ФИО3 как о кандидате на должность главы Ангарского городского муниципального образования. Ни одна из публикаций не агитировала за или против кого-либо из кандидатов, в том числе ФИО3. Ни одна из публикаций не заказывалась кандидатом на должность главы Ангарского городского муниципального образования ФИО3. Более того, ни одна из публикаций не является отчетом о проделанной работе мэра Ангарского муниципального образования за истекший 2014 год.
Анализ представленной суду публикации в газете «Ангарские ведомости» № от ** под названием «Губернатор поддержал успех «Ермака»» позволил суду сделать вывод о том, что она содержит информацию о ФИО3 в рамках его деятельности как президента хоккейного клуба «Ермак», то есть носит информационный характер.
Предвыборная агитация на указанных мероприятиях не проводилась, вопрос о предстоящих выборах не обсуждался, доказательств обратного стороной заявителя суду не представлено.
Таким образом, названные печатные материалы, на которые ссылается заявитель в обоснование своего требования, не связаны с целями избирательной кампании, не направлены на достижение какого-либо конкретного результата на выборах, побуждение избирателей голосовать за ФИО3, не могут расцениваться как предвыборная агитация или отчеты мэра Ангарского муниципального образования о проделанной работе за истекший период, и, следовательно, не подлежат оплате изего избирательного фонда.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений, являющихся основанием, предусмотренным подпунктом «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», для отмены регистрации кандидата на должность главы Ангарского городского муниципального образования ФИО3.
Таким образом, поскольку судом не установлено фактов использования своего должностного или служебного положения со стороны кандидата на должность главы Ангарского городского муниципального образования ФИО3, в удовлетворении заявления надлежит отказать по основанию отсутствия нарушений избирательного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО4 об отмене регистрации ФИО3 в качестве кандидата на должность главы Ангарского городского муниципального образования – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение пяти дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме, т.е. с **.
СУДЬЯ