Решение по делу № 2-311/2018 ~ М-342/2018 от 26.09.2018

Дело № 2-311/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2018 года             с. Петропавловское

Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Шкурупий Е.А.,

при секретаре Заздравных Л.Ю.,

с участием истца Драничникова М.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Драничникова Михаила Яковлевича, Драничниковой Валентины Прокопьевны к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - паводка, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Драничников М.Я., Драничникова В.П. обратились в суд с иском к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в марте 2018 года на территории Алтайского края, признании права на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в марте 2018 года на территории Алтайского края.

В обосновании требований истцы указали, что в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края произошла чрезвычайная ситуация, связанная с подтоплением домовладений паводковыми водами. Истцы проживают в квартире, расположенной по адресу: Алтайский край, Петропавловский район, с. Петропавловское, ул. Чапаева, д.26, данное домовладение попало в зону подтопления в марте 2018 года. Согласно постановлению Администрации Петропавловского района от 09.04.2018 № 105 "Об утверждении списков населенных пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края", домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, включено в зону затопления, таким образом, истцы являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации. В июне 2018 года истцы обратились в межведомственную комиссию при Администрации Петропавловского района с заявлением о включении в списки граждан на получение единовременной материальной помощи.

В связи со снятием 06.08.2018 на территории Алтайского края режима чрезвычайной ситуации, обусловленной паводковой обстановкой на территории Алтайского края, комиссия лишена возможности принимать какое-либо решение, касаемое включения граждан в списки лиц, нуждающихся в единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.

Однако, истцы считают себя пострадавшими в результате паводка, поскольку в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Петропавловский район Алтайского края в марте 2018 года, были нарушены условия их жизнедеятельности: подвергся затоплению приусадебный участок, вода длительное время стояла в подполе дома, зашла в погреб, затопив все овощи, находящиеся в нём, была ограничена возможность свободного перемещения по ограде домовладения. Водой были затоплены все хозяйственные постройки, баня, курятник, доступ к ним был ограничен. Кроме того, вода подмыла фундамент жилого дома, от чего от просадки основания в фундаменте образовались трещины.

В судебном заседании истец Драничников М.Я. на заявленных исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что в период паводка водой была покрыта вся территория, прилегающая к дому, уровень воды был не менее 20 см., передвигаться по территории домовладения было возможно только в высоких резиновых сапогах, что в силу его возраста (76 лет) и возраста его жены (72 года) было очень тяжело, вода зашла в подпол, высота её достигала 1 м 70 см., в связи с нахождением воды близко в полу, в доме было очень сыро, что отразилось на здоровье его супруги-истца Драничниковой В.П., которая страдает гипертонией. Кроме того, высотой около метра, вода стояла в погребе, где хранились овощи, которые пришли в негодность и их пришло выкинуть, затоплен был дровяник и курятник.

Истец Драничникова В.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, до судебного заседания по телефону просила о рассмотрении дела без её участия, на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме, о чем составлена соответствующая телефонограмма.

Представитель ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, до судебного заседания предоставили отзыв на исковое заявление, в котором просят приять решение на усмотрение суда.

Представители Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. От начальника Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району поступило заявление о рассмотрения дела без их участия. От временно исполняющего обязанности министра Министерства труда и социальной защиты Алтайского края поступил отзыв на исковое заявление.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца Драничниковой В.П., представителя ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края, представителей третьих лиц: Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что истцы являются её соседями, ей известно, что в марте 2018 года вода затопила усадьбу Драничниковых. Уровень воды достигал 20 см., надворные постройки, погреб и подпол, были полностью затоплены. Воды было много, к дому Драничниковых не возможно было подъехать, по территории домовладения было затруднено перемещение из-за воды, истцы являются пожилыми людьми, к тому же Драничникова В.П. страдает гипертонией, которая обострилась в период наводнения, вода стояла в подполе, в связи с чем в доме присутствовала сырость. Был затоплен погреб, с хранящимися в нем овощами, которые впоследствии пришлось выкинуть.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснила, что истцы проживают с ней по соседству, в результате паводка в марте 2018 года дорога возле домовладения истцов была затоплена, вода стояла в ограде их усадьбы, по которой истцы могли передвигаться только в броднях, однако, это было достаточно затруднительно, в силу их пожилого возраста, была затоплена углярка и находящийся в ней уголь, вода была в огороде, сараях. Водой затопило подполье, где хранилась картошка, которую потом пришлось выкинуть, в подполе дома, где уровень воды был 1,7 метра, вода стояла очень долго.

Суд, выслушав пояснения истца, показания свидетелей, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что собственниками жилого <адрес>, распложенного по <адрес> в <адрес> являются истцы Драничников М.Я. и Драничникова В.П., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности <адрес>.

В суде установлено и подтверждено материалами дела, что в период паводка, произошедшего в марте 2018 года, истцы фактически проживали по адресу: <адрес>, что подтверждается отметкой в паспорте о регистрации, сведениями, содержащимися в домовой книге, свидетельскими показаниями о фактическом проживании истцов.

Постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от 26.03.2018 №78 на территории муниципального образования Петропавловский район введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с повышением уровня талых вод.

Режим чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий введен на территории Алтайского края постановлением Администрации Алтайского края № 103 от 27.03.2018.

В силу ст. 18 Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ (далее – Закон) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федерального Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. «л» п. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Аналогичные положения закреплены в Законе Алтайского края от 17.03.1998 №15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее-Закон Алтайского края).

На основании ст. 25 закона Алтайского края граждане, проживающие и пребывающие на территории края, имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, вследствие чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 (в редакции от 30.05.2018 года) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее-Правила), которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 N 627 внесен ряд изменений в Правила.

В соответствии с п. 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (подп. «г»).

В соответствии с п. 2(1) Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;

На основании распоряжения Правительства РФ от 24.05.2018 г. № 969-р выделены Правительству Алтайского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 г. на территории Алтайского края, бюджетные ассигнования.

Администрацией Алтайского края разработан Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, утвержденный Постановлением №179 от 25.05.2018 (далее - Порядок).

Данный Порядок предусматривает:

а) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.

Согласно п. 1.2 Порядка, единовременные денежные выплаты, предоставляются за счет средств, полученных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Из утвержденного Порядка следует, что получателями единовременной материальной помощи являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке (п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п. 2.3.). Списки граждан, указанных п.2.3 настоящего порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссиями или их заместителями (п.д.2.5). Основанием для отказа в предоставлении денежных выплат является: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п.2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержания в заявлении или документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка (п. 2.11).

Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение вышеуказанной единовременной материальной помощи в связи с наводнением в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края необходимо наличие одновременно следующих условий:

-постоянно проживать в жилом помещении, которое находилось в зоне затопления, где были нарушены условия жизнедеятельности гражданина, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от 09.04.2018 (в редакции от 13.07.2018 № 220) были утверждены границы и зоны затопления в границах муниципального района, образовавшихся в результате паводка в марте 2018 года, согласно которому домовладение, расположенное по <адрес>, в котором истцы проживали на момент наводнения, вошло в зону затопления.

Постановлением Правительства Алтайского края от 06.08.2018 № 311 режим чрезвычайной ситуации, обусловленный паводковой обстановкой, на территории Алтайского края был отменен.

Акт обследования домовладения Администрацией Петропавловского района Алтайского края не составлялся.

Как следует из информации, предоставленной Администрацией Петропавловского района Алтайского края, территория приусадебного участка, расположенного в <адрес> была подтоплена талыми и дождевыми водами.

Из пояснений истца, свидетелей, следует, что земельный участок, расположенный по <адрес>, полностью был покрыт водой, затоплены надворные постройки, вода зашла в погреб высотой около 1 м. и уничтожила, находящиеся там овощи, кроме того вода была в подпол (высота достигала 1 м. 70 см.) в связи с чем в доме до настоящего времени присутствует сырость, перемещение по территории домовладения было затруднено, уровень воды на территории домовладения был не менее 20 см.

В судебном заседании установлено, что во время чрезвычайной ситуации в марте 2018 года, в результате паводка были нарушены условия жизнедеятельности истцов Драничникова М.Я. и Драничниковой В.П., они были лишены возможности свободно передвигаться по участку, отапливать жилье, овощи, находящиеся в погребе были утрачены. Судом так же принимается во внимание возраст истцов, Драничников М.Я. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Драничникова В.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают вдвоем и поэтому суд приходит к выводу, что у истцов имелись нарушения условий нормальной жизнедеятельности, что явилось последствием природного явления-наводнения.

Условия, предусмотренные п.2(1) Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 года №110 (в ред. от 30.05.2018 года) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» соблюдены.

При таких обстоятельствах, с учетом включения комиссией домовладения истцов в зону затопления, суд полагает требования истцов правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Драничникова Михаила Яковлевича, Драничниковой Валентины Прокопьевны к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - паводка, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации удовлетворить.

Признать Драничникова Михаила Яковлевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Драничникову Валентину Прокопьевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Петропавловский район в марте 2018 года.

Признать за Драничниковым Михаилом Яковлевичем, Драничниковой Валентиной Прокопьевной право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10000 рублей 00 копеек на человека в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Обязать Администрацию Петропавловского района Алтайского края включить Драничникова Михаила Яковлевича, Драничникову Валентину Прокопьевну в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, с целью получения выплат за счет средств резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Петропавловский районный суд Алтайского края.

Судья Е.А. Шкурупий

Решение суда в окончательной форме принято 29 октября 2018 года.

2-311/2018 ~ М-342/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Драничников М.Я.
Драничникова В.П.
Ответчики
Администрация Петропавловского раойна
Другие
Министерство труда и социальной защиты Алтайского края
Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району
Суд
Петропавловский районный суд
Судья
Шкурупий Е.А.
26.09.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2018[И] Передача материалов судье
28.09.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2018[И] Судебное заседание
29.10.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2018[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее