Дело № 15 сентября 2015 года
Мотивированное решение изготовлено 15.09.2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Гринь О.А.
при секретаре Виноградове В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с настоящим иском и просит с учетом уточнения заявленных требований обязать ответчика в 30 дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке по адресу: <адрес>, территория общего пользования, прилегающая к проезду вдоль коллективных гаражных стоянок <данные изъяты> обязать ответчика в 30 дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований истец указывает, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой было установлено, что на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, территория общего пользования, прилегающая к проезду вдоль коллективных гаражных стоянок <данные изъяты>», а также земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Фрунзенский район, севернее земельного участка по адресу: <данные изъяты> имеются несанкционированные свалки отходов. В полномочия администрации района входит участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления и ликвидация несанкционированных свалок. На указанных территориях прав на недвижимое имущество не зарегистрировано. Таким образом администрация района не реализовала полномочия в части ликвидации несанкционированной свалки по заявленным адресам.
На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела заявленные прокуратурой района по указанным предметам были объединены.
Ответчиком был представлен отзыв на иск, согласно которому они полагают заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку местонахождение свалки не определено, границы свалки не определены, объем свалочных мест не указан, не определен класс опасности отходов. В адресной программе на 2014 год указанные адреса отсутствовали, кроме того она прекратила свое действие в ДД.ММ.ГГГГ года. Организация ликвидации свалки не относится к полномочиям администрации района. Кроме того обязанность по ликвидации свалок возложена на внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга.
МО «Волковское» был представлен отзыв на иск, согласно которому они полагают, что они не являются исполнительно-распорядительным органом городского округа, а потому полномочиями по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов не обладают. В соответствии с положением об администрации района задачами администрации в том числе является участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок. В соответствии с п. 3.4.75 положения администрация уполномочена организовывать в соответствии с утвержденными адресными программами уборку и санитарную очистку территорий.
МО «Балканский» был представлен отзыв на иск, согласно которому они полагают, что они не являются исполнительно-распорядительным органом городского округа, надлежащим ответчиком является администрация района.
Комитетом финансов Правительства Санкт-Петербурга был представлен отзыв на иск, согласно которому они полагают, что указанные адреса не входили в адресную программу ликвидации свалок, а потому надлежащими ответчиками по делу являются соответствующие внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга.
Истец в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в суд явилась, иск не признает, по основаниям, указанным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица МО «Волковское» в суд явился, заявление поддерживает.
Представители других третьих лиц в суд не явились, извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие
Суд выслушав стороны, исследовав материалы дела считает иск подлежащим удовлетворению.
Выездной комиссией РШБ была проведена проверка в ходе которой установлено наличие несанкционированных свалок на территории Санкт-Петербург, <адрес>, территория общего пользования, прилегающая к проезду вдоль коллективных гаражных стоянок <данные изъяты>, а также <адрес> (л.д. 7-8).
Указанные адреса были включены в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок на 2014 год (л.д. 9-11).
Указанные в иске свалки отходов включены в перечень несанкционированных свалок на территории района в 2015 году (л.д. 51).
Из письма администрации района следует, что адресная программа по ликвидации свалок на 2015-2017 год отсутствует (л.д. 108).
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе, биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
На основании пункта 1.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 года № 1078 администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга.
Задачами администрации района являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством, участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидация несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством о местном самоуправлении (пункты 2.3.8, 2.3.9, 2.4.4).
В порядке пункта 3.4.75 – Администрация района обязана организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Также суд руководствуется пунктом 6.3 Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 15.02.2011 года № 196-Р, согласно которому администрация соответствующего района Санкт-Петербурга принимает меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории общего пользования Санкт-Петербурга, а именно организовывает проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок.
Учитывая, что ответчик организовывает проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок, включающих отходы производства и потребления, утверждает соответствующую адресную программу, он обязан ликвидировать заявленную в иске свалку отходов, так как указанными нормативными актами субъекта РФ установлена прямая обязанность Администрации района совершать данные действия.
Суд исходит из того, что стороной ответчика не была представлена в суд адресная программа ликвидации свалки на 2015 год, утвержденная администрацией района, в то же время указанные в иске адреса свалок были включены в адресную программу ликвидации свалок на 2014 год, однако мероприятия по их ликвидации выполнены не были, а потому администрация района обязана в установленном порядке совершить заявленные действия.
Доводы представителя ответчика суд находит не обоснованными, так как при распределении обязанностей между администрацией района и местной администрацией необходимо руководствоваться пунктом 6.3 Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 15.02.2011 года № 196-Р.
Ссылка ответчика на то, что границы свалки не определены, объем свалочных мест не указан, не определен класс опасности отходов не имеет правового значения, так как данные адреса входили в адресную программу в 2014 году и при ее утверждении согласовывались указанные вопросы.
Доводы ответчика относительно того, что в адресной программе на 2014 год указанные адреса отсутствовали не находит своего подтверждения, так как они в нее включены, что подтверждается материалами дела.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь данными положениями процессуального законодательства, суд, для реализации требований, с учетом разумности предоставляемого срока и его достаточности для исполнения решения суда, полагает необходимым предоставить ответчику 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу для совершения данных действий.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ), от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.
Таким образом, на Администрацию района в полной мере распространяется установленная подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ льгота по уплате государственной пошлины, а, следовательно, государственная пошлина согласно требованиям ч. 1 ст. 103 ГПК РФ не может быть взыскана.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.12, 45, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ 30 ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ 30 ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░