Дело № 2-164/2019
Изготовлено в окончательной форме 30 марта 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2019 года п. Никель
Печенгский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Алимовой Е.В.,
при секретаре Феофановой Н.А.,
с участием
- прокурора помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Курлыковой О.С.
ответчика Ануфриева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Ануфриеву А.А. о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «СЗ ТУИО» Минобороны России, Учреждение) обратилось в суд с иском к Ануфриеву А.А. о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета.
В обоснование иска указано, что согласно книги регистрации жилищных договоров <данные изъяты> Ануфриеву А.А. в связи с прохождением военной службы в войсковой части № (пгт Печега) было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
На основании приказа командующего Северным флотом от 30.03.2017 Ануфриев А.А. исключен из списков войсковой части № и для дальнейшего прохождения военной службы убыл на новое место службы.
Вместе с тем, как следует из выписки финансового лицевого счета, справки формы № 9 и акта проверки права пользования жилым помещением, ответчик до настоящего времени остается зарегистрированным в указанном жилом помещении.
10.07.2018 в адрес ответчика направлено уведомление о предоставлении документов, подтверждающих право проживания в указанном жилом помещении. 31.07.2018 направлено требование об освобождении жилого помещения специализированного жилищного фонда Министерства обороны.
Однако в добровольном порядке освободить занимаемое служебное жилое помещение и сняться с регистрационного учета по указанному адресу ответчик отказывается, чем нарушает права третьих лиц (военнослужащих) в осуществлении своих законных прав в рамках обеспечения служебными жилыми помещениями, в том числе и помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, истец просит суд признать Ануфриева А.А. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселить ответчика из вышеуказанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, снять с регистрационного учета по указанному адресу.
Представитель истца ФГКУ «СЗ ТУИО» Минобороны России в судебное заседание не явился, заблаговременно и надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения, в заявлении просил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя истца в связи с территориальной отдаленностью (л.д. 29).
Ответчик Ануфриев А.А. в судебном заседании, согласился с исковыми требованиями истца, указал, что в настоящее время он проходит службу в иной военной части, расположенной в <адрес>, однако служебным жильем по месту службы он не обеспечен. Указал, что он является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Просил предоставить ему отсрочку для исполнения решения суда о выселении в связи со служебной занятостью, у него запланирована госпитализация в апреле в госпиталь Министерства Обороны в связи с чем, он не имеет возможности до 29.05.2019 освободить жилое помещение, вывезти свои вещи, иного жилого помещения у него в настоящее время не имеется.
Заслушав ответчика, заключение помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Курлыковой О.С., полагавшей иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению, изучив письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации и части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации каждый имеет право на жилище, и никто не может быть выселен либо ограничен в праве пользования жилым помещением, иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со статьями 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, передавшего ему в установленном порядке Российской Федерацией.
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда относится служебное жилое помещение.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В силу части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного Кодекса.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
При этом наймодатель вправе в любое время после увольнения нанимателя потребовать выселения последнего и членов его семьи из служебного жилого помещения.
В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета; военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от *.*.* № утверждено Положение «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти», в котором законом предусмотрена военная служба. Согласно пункту 4 данного Положения жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации - до окончания военной службы по призыву. При окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими или увольнении с военной службы по призыву - для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - жилищный договор прекращает свое действие. В случае заключения военнослужащими новых контрактов о прохождении военной службы командиры (начальники) воинских частей обязаны заключить с этими военнослужащими новые жилищные договоры на условиях не хуже условий предыдущих жилищных договоров.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, согласно ордеру№ от 21.02.2006 Ануфриеву А.А. военнослужащему в/ч № в должности <данные изъяты> на основании решения жилищной комиссии от 13.12.2005 на время службы предоставлено жилое помещение в доме Министерства обороны Российской Федерации по адресу: <адрес> был заключен договор № от 21.02.2006 сроком на 5 лет с 21.02.2006 по 21.02.2011.
Согласно информации ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по ОСК Северного Флота домоуправление ЖКО № 3 от 28.02.2019 (л.д. 28), и отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Мурманской области от 14.02.2019 (л.д. 24), в указанном жилом помещении с 26.03.2007 по настоящее время зарегистрирован Ануфриев А.А.. *.*.* года рождения.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 10.03.2017 № № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации и включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.
Согласно выписки из приказа Командующего Северным Флотом по строевой части №-ДД от 30.03.2017, <данные изъяты> Ануфриев А.А. освобождён от занимаемой должности в войсковой части № (<адрес>) и назначен на воинскую должность <данные изъяты>, исключен из списков в/ч № с 05.04.2017.
В ходе рассмотрения делаустановлено, что Ануфриев А.А. с 05.04.2017 проходил военную службу в в/ч № в <адрес>, с 22.09.2018 проходит службу в в/ч № <адрес>.
Вместе с тем, как следует из выписки финансового лицевого счета за период с ноября 2017 года по декабрь 2018 года, открытого на имя Ануфриева А.А. (л.д. 11), и акта проверки права пользования специализированным жилым помещением Министерства обороны Российской Федерации от 24.10.2018 (л.д. 12), ответчик до настоящего времени остается зарегистрированным в указанном жилом помещении.
10.07.2018 за исх. № в адрес Ануфриева А.А. было направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 14), а 31.07.2018 за исх. № в адрес Ануфриева А.А. направлено требование об освобождении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с утратой права проживания в жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 16), которое ответчиком до настоящего времени не исполнено.
Таким образом, установлено, что в добровольном порядке ответчик не освободил занимаемое служебное жилое помещение и снялся с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, чем нарушает права третьих лиц (военнослужащих) в осуществлении своих законных прав в рамках обеспечения служебными жилыми помещениями, в том числе и помещением, расположенным по адресу: <адрес>, поскольку жилые помещения специализированного жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу в войсковых частях, расположенных в указанных населенных пунктах, либо в других близлежащих населенных пунктах.
Поскольку Ануфриев А.А. проходит службу в <адрес>, он утратил право на пользование служебным жилым помещением в <адрес>, и имеет право на обеспечение равнозначным служебным жилым помещением по новому месту службы.
Таким образом, требование истца о признании Ануфриева А.А. утратившим право пользования служебным жилым помещением расположенным по адресу: <адрес> выселении его из указанного жилого помещения является законным и обоснованным.
Ответчиком Ануфриевым А.А. заявлено ходатайство о предоставлении ему отсрочки для исполнения решения суда, в связи с его служебной загруженностью, а также с плановой госпитализацией в госпиталь Министерства обороны Российской Федерации в апреле 2019 года.
В целях обеспечения баланса интересов сторон спорного правоотношения, учитывая, что у ответчика в настоящее время отсутствует иное жилое помещение, применяя аналогию закона статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 15 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодека Российской Федерации» учитывая мнение прокурора Курлыковой О.С., полагавшей возможным предоставить отсрочку исполнения решения суда на незначительный срок до 29 мая 2019 года, суд полагает, ходатайство подлежащим удовлетворению.
В связи с освобождением истца от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика, не освобожденного от этой уплаты, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования Печенгский район Мурманской области с учетом требований части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Признать Ануфриева А.А. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> выселить без предоставления другого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Предоставить Ануфриеву А.А. отсрочку исполнения решения суда до 29 мая 2019 года.
Решение суда о признании Ануфриева А.А. утратившим право пользования жилым помещением расположенным по адресу<адрес>, является основанием для снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Взыскать с Ануфриева А.А. в доход бюджета муниципального образования Печенгский район государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Алимова