РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
27.05.2019г. г.о.Самара
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Топтуновой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Шароватовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары к Щеглов А.И. о восстановлении процессуального срока на подачу административного заявления, взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Советскому району г.Самара обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что Щеглов А.И. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Советскому району г.Самара в качестве транспортного налогоплательщика.
Налоговый орган, руководствуясь положениями п. 2, 3 ст. 52 НК РФ исчислил сумму транспортного налога. Расчёт сумм налога указан в налоговом уведомлении, являющимся неотъемлемой частью настоящего заявления. Факт направления уведомления подтверждается реестрами исходящей заказной почтовой корреспонденции. Налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, уплата налогов осуществляется на основании налогового уведомления. Налоговым органом в отношении должника выставлено Требование № от ДД.ММ.ГГГГ в котором сообщалось о наличии у него задолженности и установлен с уплаты до ДД.ММ.ГГГГ Требование направлено через информационный ресурс «Личный кабинет налогоплательщика». ИФНС России по <адрес> обратилась с заявление вынесении судебного приказа в отношении должника Щеглов А.И. в мировой судебный участок № Советского судебного района <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Советского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ № о взыскании в доход бюджета недоимки по налогам. Должник обратился в суд с возражением на судебный приказ, в связи, с чем судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Щеглов А.И. недоимки по налогу был отменен определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Однако, до настоящего момента налогоплательщиком в бюджет не уплачена сумма недоимки. На основании изложенного, истец просил суд восстановить процессуальный срок на подачу административного искового заявления о взыскании с должника Щеглов А.И., ИНН <данные изъяты>, задолженность по транспортному налогу в доход бюджета в размере <данные изъяты> рублей, пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей, в общей сумме <данные изъяты> рублей, в том числе:
-транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год - 12 292 руб.,
-пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ - 57.26 руб.,
- транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ - 9 042 руб.,
-пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ - 42.12 руб.,
-транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ - 9 253 руб.,
-пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ - 43.10 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Агеева В.В., просила восстановить процессуальный срок на подачу искового заявления о взыскании с Щеглова А.И. налогов и пеней, пояснив, что срок пропущен, в связи с большим объемом работы, просила удовлетворить исковое заявление в полном объеме.
Административный ответчик Щеглов А.И. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом – судебной повесткой по адресу регистрации.
В силу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлено лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом в абзаце 3 пункта 76 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 отмечено, что копия решения (определения) суда считается доставленной лицу, участвующему в деле (полученной им), и в тех случаях, когда она поступила данному лицу, но по обстоятельствам, зависящим от него, не была ему вручена или адресат не ознакомился с ней.
Статьей 289 КАС РФ предусмотрено, что неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судом приняты все меры по уведомлению административного ответчика о рассмотрении административного искового заявления, явка административного ответчика в судебное заседание не является обязательной в силу закона и не признана таковой судом, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, изучив материалы дела, полагает, что требования ИФНС России по Советскому району г.Самара не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций прописаны в главе 32 КАС РФ.
Так, в статье 286 КАС РФ определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суду иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
В силу ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц.
В судебном заседании установлено, что Щеглов А.И. является плательщиком транспортного налога, в связи с наличием объектов налогообложения – транспортного средства <данные изъяты> гос.рег. знак <данные изъяты>, иных транспортных средств, было выставлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в котором произведен расчет транспортного налога за <данные изъяты> перерасчет транспортного налога за <данные изъяты>
Щеглов А.И., Согласно п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Должник является налогоплательщиком транспортного налога, т.к. на него зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения.
В связи с неуплатой налогоплательщиком налогов по данному уведомлению ИФНС России по <адрес> направлены в адрес Щеглов А.И. требование № от ДД.ММ.ГГГГ. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб., об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющих индивидуальными предпринимателями), в котором указан срок исполнения, до ДД.ММ.ГГГГ
В связи с неисполнением требований в установленный срок, Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка № Советского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ № вынесен ДД.ММ.ГГГГ
В связи с поступившими возражениями от Щеглов А.И. определением от ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Советского судебного района <адрес> было вынесено определение об отмене судебного приказа по административному делу №№ от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Щеглов А.И.
Административный истец – Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Советский районный суд <адрес> с рассматриваемым административным исковым заявлением к Щеглов А.И. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Между тем, исходя из положений ч.2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
То есть, административный истец должен был обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа до ДД.ММ.ГГГГ, данная обязанность выполнена истцом надлежащим образом, вместе с тем, в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть определено налоговым органом (таможенным органом) за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ о взыскании Щеглова А.И. суммы задолженности по налогам отменен 08.08.2018г., однако в суд с настоящим иском обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ., что свидетельствует о пропуске налоговой Инспекции процессуального срока на подачу иска.
Административным истцом в административном иске заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Однако, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не содержит каких-либо уважительных причин обосновывающих пропуск срока, к нему не приложены документы, подтверждающие уважительность этих причин. Доводы административного истца, о том, что срок пропущен в связи с загруженностью сотрудников инспекции, не могут служить основанием к признанию причин пропуска срока уважительными.
При таких обстоятельствах, суд не может счесть причины пропуска процессуального срока для подачи данного административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, уважительными, а, следовательно, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению.
Исходя из положений ч.5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары к Щеглов А.И. о взыскании обязательных платежей и санкций с ходатайством о восстановлении процессуального срока, следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары к Щеглов А.И. о взыскании обязательных платежей и санкций с ходатайством о восстановлении процессуального срока – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.В. Топтунова