Дело №2-2032/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2015 года Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Нагдасёва М.Г. при секретаре судебного заседания Ларионовой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щёкина Л.А. к Карасёвой И.А., Администрации Дмитровского муниципального района Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании постановления незаконным, обязании снять земельный участок с государственного кадастрового учёта объектов недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к Карасёвой И.А., Администрации Дмитровского муниципального района Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения объекта благоустройства по адресу: <адрес>» незаконным, обязании снять земельный участок с кадастровым номером № с государственного кадастрового учёта объектов недвижимости, признать недействительным и исключить из состава государственного кадастра недвижимости записи об описании местоположения границ указанного земельного участка. В обоснование иска ссылается на то, что ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № для личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>; в декабре 2014 года он решил произвести раздел принадлежащего ему земельного участка на два – площадью 700 кв.м. и 800 кв.м., однако в таком разделе ему дважды было отказано; в марте 2015 года ему стало известно, что примыкающий к задней части его участка земельный участок оформляется для благоустройства владельцем соседнего участка – Карасёвой И.А.; данный земельный участок площадью 500 кв.м. ограничил доступ к его земельному участку площадью 800 кв.м., который образовался в результате раздела участка площадью 1500 кв.м., однако данный раздел не зарегистрирован кадастровой палатой; в нарушение требований действующего законодательства ответчиком земельный участок формируется как для «благоустройства», однако такой вид разрешённого использования не предусмотрен классификатором, утверждённым Приказом Минэкономразвития РФ от 01 сентября 2014 года №540; при вынесении оспариваемого постановления ответчик незаконно руководствуется нормами, регулирующими порядок предоставления земельных участков для строительства – статьёй 31 Земельного кодекса РФ; местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № с ним не согласовывалось, что также нарушает его права.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, а также пояснил, что после 01 января 2015 года орган местного самоуправления не имел права выносить оспариваемое постановление, так как все вопросы по распоряжению земельными участками переданы Минимуществу Московской области; проезд к принадлежащему Щёкину Л.А. земельному участку имеется с фасадной стороны; сформированный земельный участок с кадастровым номером № не нарушает границ участка истца, однако препятствует проезду к земельному участку, образуемому в результате раздела земельного участка истца; в марте 2015 года истец узнал из газеты о предоставлении участка ответчику.
Представитель ответчика – Администрации Дмитровского муниципального района Московской области по доверенности в судебном заседании в удовлетворении иска возражал, ссылаясь на то, что какие-либо требования действующего законодательства при формировании участка не нарушены; ответчик наделён полномочиями на распоряжение земельными участками в установленном законом порядке; предоставление участков под благоустройство предусмотрено главой 8 Положения, регламентирующего порядок предоставления земельных участков в Дмитровском районе Московской области.
Ответчик Карасёва И.А. в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила, возражений не представила.
Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором в удовлетворении иска возражал.
Представитель третьего лица – Администрации городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области по доверенности в судебном заседании поддержал позицию ответчика Администрации Дмитровского муниципального района Московской области.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании установлено, что истцу Щёкину Л.А. на основании договора купли-продажи (купчей) земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № для личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> (л.д.10).
Решением ФФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено осуществление кадастрового учёта изменений объекта недвижимости, принадлежащего истцу, в связи с наличием противоречий в обозначении характерных точек границы смежного земельного участка с кадастровым номером № и земель неразграниченной государственной собственности в разделах межевого плана «Чертеж земельных участков и их частей», Акт согласования местоположения границы земельного участка, в реквизите «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» (л.д.12-13). Решением ФФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в снятии приостановления государственного кадастрового учёта изменений земельного участка с кадастровым номером № (л.д.14-15).
Решением ФФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено осуществление кадастрового учёта по результатам рассмотрения заявления истца о постановке на кадастровый учёт двух земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», так как отсутствует согласие собственника земельного участка с кадастровым номером № на осуществление беспрепятственного доступа к образуемом земельному участку № (л.д.76).
Постановлением Администрации Дмитровского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании места размещения объектов благоустройства по адресу: <адрес>» предварительно согласовано Карасёвой И.А. место размещения объектов благоустройства по адресу: <адрес>, при выполнении: условий ОАО «<данные изъяты>» МРФ «<данные изъяты>» ЛТЦ <данные изъяты> заявленных в акте выбора земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года; утверждены акт выбора земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, расположенного по указанному адресу; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (приложение к акты выбора земельного участка); земельный участок площадью 500 кв.м. в границах, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположен по адресу: <адрес>, вид разрешённого использования – для благоустройства, категория земель – земли населённых пунктов; постановлено, что предоставление земельного участка осуществлять после проведения кадастровых работ и государственного кадастрового учёта земельного участка (л.д.20).
Из представленных в суд документов следует, что земельный участок с кадастровым номером № сформирован из земель неразграниченной государственной собственности в связи с обращением Карасёвой И.А. по вопросу предоставления данного земельного участка ей для благоустройства, как собственнику смежного земельного участка с кадастровым номером №; земельный участок поставлен на государственный учёт с установлением его границ на местности, сведения о нём носят временный характер (л.д.30-42).
В соответствии с положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ, действующей на момент вынесения оспариваемого постановления, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;…. (пункт 1); граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2); в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3);орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5); договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6).
Согласно пункта 10 статьи 32 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Дмитровский муниципальный район Московской области, утверждённого решением Совета депутатов Дмитровского муниципального района Московской области от 22 февраля 2008 года №282/41 (далее Положение), предоставление земельных участков для благоустройства и озеленения может осуществляться при одновременном соблюдении следующих условий: земельный участок испрашивается правообладателем смежного земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, границы которого определены в соответствии с федеральными законами; земельный участок не может использоваться для строительства по основаниям, предусмотренным действующим законодательством; земельный участок необходим для обеспечения чистоты и порядка на соответствующей территории.
В соответствии со статьёй 33 Положения, юридические или физические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением на имя главы Дмитровского муниципального района. В заявлении указываются цель использования земельного участка, возможное место расположения, необходимые размеры, испрашиваемое право на землю. К заявлению может прилагаться технико-экономическое обоснование целесообразности предоставления земельного участка под заявленную цель. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 1); администрация Дмитровского муниципального района в течение 1 месяца рассматривает заявление и направляет его в отдел архитектуры и градостроительства администрации Дмитровского муниципального района для подготовки заключения (пункт 2); отдел архитектуры и градостроительства администрации Дмитровского муниципального района на основании обращения заявителя в случае наличия свободного земельного участка с учетом зонирования территории готовит предложение о возможном (невозможном) использовании земельного участка под заявленные цели, по установлению границ земельного участка для целей, не связанных со строительством, на ближайшее заседание земельной комиссии (пункт 3); комиссия, рассмотрев предложения отдела, принимает решение о возможном (невозможном) использовании земельного участка (пункт 4); комиссия вправе отказать в предоставлении земельного участка в случае невозможности его использования под заявленные цели (пункт 5); в случае положительного решения Комиссии отдел архитектуры и градостроительства на основании обращения заявителя утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка либо готовит отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в случае отсутствия свободного земельного участка или отказа в согласовании Комиссией (пункт 6); после получения на руки утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном федеральным законодательством (пункт 7); администрация Дмитровского муниципального района Московской области в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка обеспечивает подготовку и размещение информации о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в газете "Дмитровский вестник", принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Принятие решения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется по истечении десятидневного срока с момента опубликования информации в газете "Дмитровский вестник". Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие в адрес администрации Дмитровского муниципального района Московской области в указанный срок (пункт 8); договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 8 настоящей статьи решения (пункт 9); стоимость земельного участка и арендная плата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области и муниципальными актами Дмитровского муниципального района (пункт 10).
Суд также учитывает, что в силу положений части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года №107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» с 01 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по: принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, расположенного на территории муниципального района (пункт 5); распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 6). Согласно части 3 данной статьи, реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории прямо предусматривалось статьёй 34 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 01 марта 2015 года, и в данном случае сам по себе факт такого утверждения, изложенный в оспариваемом постановлении Администрации Дмитровского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № не нарушает права истца, так как данное действие произведено Администрацией Дмитровского муниципального района Московской области в рамках предоставленных законом полномочий.
Суд также учитывает, что постановка земельного участка на государственный кадастровый учёт и присвоение ему статуса «временный» предусмотрена положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в частности статьями 4,24.
В части доводов истца о том, что данным постановлением утверждены также акт выбора и предварительно согласовано место размещения объекта благоустройства, что не предусмотрено при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, то данные обстоятельства не нарушают права и законные интересы истца, так как утверждение указанных документов не влечёт за собой каких-либо неблагоприятных последствий для истца, не возлагает на него каких-либо обязанностей, при этом утверждение дополнительных документов само по себе не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов истца.
В части доводов истца о том, что предоставление земельных участков для благоустройства не предусмотрено требованиями действующего законодательства, то судом они также не принимаются, так как вышеуказанным Положением возможность такого предоставления предусмотрена, при этом Положение в указанной части не оспорено, незаконным или недействительным не признано.
В части доводов истца о том, что согласование границ образуемого земельного участка с ним не производилось, то они судом в качестве основания для удовлетворения иска не принимаются, так как принадлежащий истцу земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт с установлением его границ на местности, и сформированный земельный участок границы участка истца не нарушает, что подтвердил в судебном заседании представитель истца, и единственной причиной обращения истца в суд с иском является невозможность организации проезда к одному из образуемых в результате раздела участка истца участков.
Суд также учитывает, что раздел земельного участка истца на настоящее время не зарегистрирован в установленном законом порядке, доказательств обращения за получением согласия владельца земельного участка с кадастровым номером № на проезде к образуемому в результате раздела участку в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, формирование и постановка земельного участка с кадастровым номером № на государственный кадастровый учёт не противоречат требованиям действовавшего на момент такого формирования и постановки законодательства, в связи с чем не нарушают права и законные интересы истца исходя из заявленных им оснований иска.
В данном случае суд также учитывает, что доводы истца о невозможности в связи с формированием данного земельного участка произвести раздел принадлежащего ему земельного участка, не могут являться основанием для удовлетворения иска, так как из объяснений представителя истца и варианта раздела земельного участка (л.д.19) следует, что истец пожелал произвести раздел участка на два, при этом не предусмотрел проезд к одному из земельных участков с фасада участка, в отношении которого принял решение о разделе, а пожелал организовать его с другой стороны, однако в этом случае потребовалось согласие владельца земельного участка с кадастровым номером №, в связи с чем истец принял решение снять данный земельный участок с кадастрового учёта в целях формирования подъезда к одному из своих участков за счёт земель неразграниченной государственной собственности. Данные действия истца суд расценивает как злоупотребление правом применительно к требованиям статьи 10 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, суд находит законным и обоснованным отказать в удовлетворении заявленных требований.
С учётом отказа в иске, принятые обеспечительные меры подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.8,10,12,304 ГК РФ, ст.15 ЗК РФ, ст.4,24Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», ст.ст.56,57,67,139-144,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, – ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░