Дело № 2-717/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кабанск 12 мая 2016 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Паздниковой А.В.,
с участием истца Ивановой С.В., представителя ответчика Помазкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой С.В. к ОАО «Читаэнергосбыт» о признании незаконными перерасчета, начислений по ОДН,
УСТАНОВИЛ:
Иванова С.В. обратилась в суд с иском к ОАО «Читаэнергосбыт» о признании незаконными перерасчета, начислений по ОДН, указывая на то, что за период с 01.06.2014 г. по 31.12.2015 г. ей необоснованно начислили плату за ОДН в размере 5696 руб. 96 коп. и пени 15 руб. 75 коп., которые она не оплачивала как незаконные, но она значатся в ее лицевых счетах как долг. Общедомовой счетчик установлен в подвале дома в 2012 г., подвал запирается. Счетчик опломбировали 10.03.2016 г. за все это время ключи от подвала брали только один раз, для чего неизвестно. С августа 2014 г. плату взимали в пределах разумного. Перерасчет сделали в сентябре и ноябре 2015 г. В доме находится также на общедомовом счетчике магазин «Семерочка», но ОДН с него не взимают. В акте указаны неаффилированные лица, но А. в то время работала в Администрации МО СП «<адрес>» экономистом, а С. бухгалтером.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ПАО МРСК Сибири в лице его филиала Бурятэнерго.
В судебном заседании истец Иванова С.В. на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что их жилой дом ... г. постройки, капитального ремонта не было, квартиру приватизировала в ... г. Было ли собрание о выборе способа управления их многоквартирным домом (далее также - МКД) не знает. Когда счетчик установили не знает, допустили к эксплуатации его 31.10.2012 г. Уведомлений о дате и времени установки и допуска, договора на установку не было. Перед установкой ОДПУ не проводили обследование технической возможности этого, никто из собственников не участвовал при допуске. С доначислением ей за ОДН не согласна. Ранее им рассчитывали ОДН по формуле и сумма была разумная. В их доме три подъезда, ОДПУ был установлен в подвале первого подъезда, попасть в него из подвалов других подъездов невозможно, ключ от него брали только один раз, показания с ОДПУ не снимали. 10.03.2016 г. приехали двое парней из МРСК Сибири, Б. и С., с их слов ОДПУ был неисправен, они что-то сделали и снова его опломбировали. Договора на оплату электроэнергии, в т.ч. ОДН, с ОАО «Читаэнергосбыт» не заключала. Общего собрания об оплате электроэнергии непосредственно в ОАО «Читаэнергосбыт» не было.
Представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» по доверенности Помазкина О.А. исковые требования не признала, представила письменные возражения, суду пояснила, что установкой, допуском и обслуживанием ОДПУ занималось МРСК Сибири, которые снимали показания и передавали им в электроном виде. В сентябре 2015 г. они сделали доначисление за июнь, июль и август 2014 г., в ноябре 2015 г. – за сентябрь – декабрь 2014 г. Когда ОДПУ установлен не знает, полагает что не позднее чем за месяц до его допуска, переписки об этом у них нет. Документов о направлении собственникам помещений уведомлений, предложений о дате и времени установки, допуска в эксплуатацию у них нет. Проводилось ли техническое обследование дома до установки ОДПУ не знает.
Представитель третьего лица ПАО МРСК Сибири в лице его филиала Бурятэнерго в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о его времени и месте, о причинах неявки не сообщил, отзыва (возражений) не представил. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
При разрешении данного спора суд принимает во внимание требования ч.3 ст.196 ГПК РФ, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ (п.5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003 года №23 «О судебном решении»).
Судом установлено, что истец является собственником занимаемого ею жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, где проживает по постоянному месту жительства, пользуется коммунальной услугой – электроэнергия, и осуществляет ее оплату. При этом по информации Администрации МО СП «<адрес>» по МКД по адресу: <адрес> согласно протокола общего собрания от 08.08.2012 г. избран непосредственный способ управления домом.
В данном МКД ПАО МРСК Сибири (ранее ОАО «МРСК Сибири») установило общедомовой прибор учета потребленной электроэнергии (ОДПУ), что сторонами не оспаривается и ими подтверждается.
Согласно представленных истцом финансово-лицевых счетов за ней значится задолженность за предоставленную электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН), ей в сентябре и ноябре 2015 г. произведен перерасчет и сделано доначисление платы за ОДН.
В соответствии со ст. 153 Жилищного Кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроснабжение (ч.4 ст.154 ЖК РФ).
Согласно положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора (п. 6 Правил № 354), как заключенного в письменной форме, так и путем совершения потребителем конклюдентных действий.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Будучи исполнителем этой коммунальной услуги в понимании абзаца 7 пункта 2, подпункта «г» пункта 4, пунктов 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства от 06.05.2011 №354, организация, которая осуществляла электроснабжение, была обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ, об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт «с» пункта 31 Правил).
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Как следует из ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, до 01.07.2010 организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 N 178.
В п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, указано, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором, в том числе, указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа, от указанного собственника или при получении его ответа об отказе, сетевая организация вправе установить прибор учета, на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств. Понятия «установка и допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе X Основных положений. Так, согласно п.п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки, под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию, при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. В соответствии с п. 142, 152 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем. Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
Таким образом, показания прибора учета могут быть приняты к расчету за поставленную электроэнергию только в случае, если прибор установлен, введен в эксплуатацию и проходит периодические проверки на пригодность к использованию в установленном законодательством порядке.
В силу п.152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. Частью 2 ст. 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Кроме того, законодатель, определяя в ч.1 ст.13 Закона об энергосбережении общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, установил категории объектов, где такой учет не осуществляется. К ним относятся ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 №627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета (далее - Критерии).
Из данного документа следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ОДПУ в МКД истца по адресу <адрес>, был установлен без соблюдения вышеуказанных норм, суду не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение предусмотренной законом процедуры установки, введения в эксплуатацию прибора учета, актов поверки прибора учета электроэнергии. Суду не представлено также доказательств того, что при установке прибора учета, принимаемого в качестве расчетного, были проверены все необходимые условия, включая техническую возможность его установки, метрологические характеристики прибора учета, что является обязательным для признания ОДПУ пригодным для расчета платы за коммунальные услуги по потреблению коммунального ресурса на ОДН, учет которого осуществляют данные приборы.
Как следует из представленной суду копии актов допуска прибора учета электрической энергии ОДПУ в эксплуатацию в МКД по адресу: <адрес> был допущен к эксплуатации в присутствии работников ПАО МРСК Сибири, представителя администрации МО СП «<адрес>» и двух неафилированных лиц А. и С., 21.10.2012 года и подписан ими. При этом в акте указано, что представитель ОАО «Бурятэнергосбыт» не явился, сведения о собственниках помещений в МКД или их уполномоченном представителе, представителе Администрации МО СО «<адрес>», о их участии или о причинах неучастия вообще ничего не указано. При этом суду, в т.ч. по требованию суда в ПАО МРСК Сибири, указанному в извещении на судебное заседание, полученному им заблаговременно, не представлены доказательства, уведомлялись ли надлежащим образом и заблаговременно собственники помещений в данных МКД о дате и времени установки, а затем и допуска в эксплуатацию ОДПУ, о том, когда фактически были установлены ОДПУ. Кроме того, в качестве неаффилированных лиц в актах указаны А. и С., являвшиеся в то время работниками Администрации МО СО «<адрес>» - одного из собственников помещений в МКД – собственника квартир в муниципальной собственности, которые ввиду этого не могли быть допущены и указаны в качестве таковых.
Учитывая, что суду не предоставлена информация и документы о дате установки ОДПУ в МКД истца, суду не представлено доказательств соблюдения сетевой организацией месячного срока допуска ОДПУ в эксплуатацию с момента его установки. Также отсутствуют доказательства проверки места установки и схемы подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям в части его метрологических характеристик и связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Более того, согласно информации администрации МО СП «<адрес>» № от 26.04.2016 г., на момент установки общедомового прибора учета, здание данных МКД не обследовались, не проверялась техническая возможность монтажа оборудования, соответствующие акты не составлялись.
В связи тем, что прибор учета в данном МКД был установлен неправомерно, в нарушение требований действующего законодательства, он не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды, согласно требований ст.153, 154 ЖК РФ, предусматривающих, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе и плату за электроснабжение. Следовательно, расчет ОАО «Читаэнергосбыт» платы за электрическую энергию, начисленной потребителям электрической энергии, проживающим в многоквартирных домах, с учетом показаний ОДПУ, установленных ненадлежащими лицами, с нарушением процедуры, является не правомерным.
Кроме того, отсутствуют заключенные энергоснабжающей организацией с истцами договоры на оплату ОДН, обязательное заключение которых предусмотрено п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Норма закона о совершении конклюдентных действий в данном случае не применима, поскольку невозможно определить период, с которого ОДН по электроэнергии как коммунальная услуга подлежит оплате.
С учетом чего произведенный ОАО «Читаэнергосбыт» истцу перерасчет (доначисление) в сентябре и ноября 2015 г. является незаконным.
В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как следует из пояснений представителя ответчика и материалов дела, задолженность за потребленную электроэнергию на ОДН, была перерасчитана истцам за 2014 г. с 01.06.2014 г., т.е. с начала периода, когда на основании Приказа Минэнерго от 08.05.2014 года №252 статус гарантирующего поставщика электроэнергии был присвоен ОАО «Читаэнергосбыт». При этом, согласно финансово-лицевых счетов перерасчет платы за ОДН произведен в сентябре, а затем и в ноябре 2015 года.
Между тем, согласно требований ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно, до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вносится на основании:1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Таким образом, к вышеназванным основаниям удовлетворения иска, судом дополнительно установлено нарушение порядка и сроков определения размеров оплаты за коммунальные услуги и ее предъявления.
Истец, как следует из ее исковых заявлений, просит признать данный перерасчет незаконным и отменить оплату.
В настоящее время продолжает действовать Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия № 5/8 от 28.12.2012 г. «Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия» (с последующими изменениями и дополнениями), сверх нормативов, установленных им, начисление за ОДН не подлежало.
В связи с изложенным, суд считает необходимым признать оспариваемый перерасчет незаконным, а задолженность по нему отсутствующей.
На основании ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «<адрес> район» госпошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ивановой С.В. к ОАО «Читаэнергосбыт» о признании незаконными перерасчета, начислений по ОДН удовлетворить.
Признать произведенный ОАО «Читаэнергосбыт» Ивановой С.В. по квартире по адресу: <адрес>, в сентябре и ноябре 2015 г. перерасчет в виде доначисления за пользование электроэнергией, предоставленной на общедомовые нужды, за период с 01.06.2014 г. по 31.12.2014 г., незаконным, а предъявленную по нему задолженность за ОДН по электроэнергии отсутствующей.
Взыскать ОАО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «<адрес> район» государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья А.А. Максимов