Дело № 2-111/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
31 января 2019 г. г. Дюртюли РБ
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галяутдинова Р.Р., при секретаре Сулеймановой Р.Н., истца Салимова Р.М., его представителя Галеева А.А., представителя ответчика Насибуллина И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Салимова Р.М. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
Салимов Р.М. обратился в суд с исковым заявлением к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ (далее УПФ) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии, указав, что он обратился с заявлением от 12.10.2018 г. в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г. Дюртюли РБ (далее – Управление ПФР) за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и тяжелыми (вредными) условиями труда. Решением от 24.10.2018 года № 76 комиссия Управления ПФР отказала в установлении пенсии, не включив в стаж в тяжелых (вредных) условиях труда и суммировав их к стажу работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера следующие периоды: с 15.05.1998 г. по 31.12.2004 г. (06 л. 07 м. 17 д.) - в качестве машиниста копра в ООО НГДУ «Чекмагушнефть»; с 01.01.2005 г. по 31.01.2007 г. (02 г. 01 м. 01 д.) - в качестве машиниста копра в ООО «Дюртюлинское управление технологического транспорта». Периоды, не засчитанные Управлением ПФР в специальный стаж по Списку № 2 – 08 л. 08 м. 18 д. Периоды, засчитанные Управлением ПФР в стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 09 л. 03 м. 24 д. Просит в судебном порядке включить в специальный стаж работы указанные периоды и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 12.10.2018 г.
В судебном заседании истец Салимов Р.М., его представитель Галеев А.А. исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме. Пояснили, что в периоды, не засчитанные в специальный стаж, истец также работал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Представитель ответчика по делу Насибуллин И.Р. исковые требования не признал, пояснил, что у Салимова Р.М. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникает по достижении возраста 57 лет. Просил в иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях), вступившего в силу с 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
В п. 2 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Из положений ч. ч. 1, 2 ст. 33 Закона о страховых пенсиях следует, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 1).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
В пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 1991 г.).
В Списке N 2 от 1991 г., в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" предусмотрена профессия "машинист-копра" (2290000а-13783).
Как установлено судом и видно из трудовой книжки истца, и архивных справок, что 15.05.1998 г. он был переведен на работу в качестве машиниста копра 5 разряда ООО НГДУ «Чекмагушнефть», уволен 31.12.2004 г.; 01.01.2005 был принят в качестве машиниста копра пятого разряда в ООО «Дюртюлинское управление технологического транспорта», дата переведен на работу межрегиональным вахтовым методом труда (адрес); 01.02.2007 г. был переведен машинистом бульдозера шестого разряда.
12.10.2018 г. Салимов Р.М. обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 24.10.2018 года № 76 комиссия Управления ПФР отказала в установлении пенсии, не включив в стаж в тяжелых (вредных) условиях труда и суммировав их к стажу работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера следующие периоды: с 15.05.1998 г. по 31.12.2004 г. (06 л. 07 м. 17 д.) - в качестве машиниста копра в ООО НГДУ «Чекмагушнефть»; с 01.01.2005 г. по 31.01.2007 г. (02 г. 01 м. 01 д.) - в качестве машиниста копра в ООО «Дюртюлинское управление технологического транспорта». Периоды, не засчитанные Управлением ПФР в специальный стаж по Списку № 2 – 08 л. 08 м. 18 д. Периоды, засчитанные Управлением ПФР в стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 09 л. 03 м. 24 д.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Гумеров М.Г., Шаяхметов М.А. суду показали, что Салимов Р.М. с 1998 г. работал в системе НГДУ в качестве машиниста копра, Работала его заключалась забивание свай под нефтяные качалки, работа была шумная, тяжелая, грязная.
В ч. 3 ст. 14 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Аналогичная норма содержалась и в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу изложенного, показания допрошенных свидетелей о том, что Салимов работал вместе с ними машинистом копра ООО НГДУ «Чекмагушнефть» и у него были тяжелые условия труда, не могли быть приняты судом в качестве допустимого доказательства.
Архивные справки от 08.11.2018 г., 10.12.2018 г., о перилде работы Салимова Р.М. также не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства, безусловно подтверждающая работу истца в тяжелых (вредных) условиях труда и суммировав их к стажу работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку опровергается представленными тем же работодателем сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2015 г., далее - Закон N 173-ФЗ) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положениями п. п. 1, 2 ст. 13 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (п. 1). При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 2).
Аналогичные положения предусмотрены Законом о страховых пенсиях.
В пп. "а" п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555 (утратили силу с 01.01.2015 г. в связи с изданием постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015, далее - Правила), указано, что в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица).
Из материалов дела следует, что Салимов Р.М. в качестве застрахованного зарегистрирован 09.11.1997 г., спорные периоды работы истца приходятся на период после его регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета за периоды работы с 15.05.1998 г. по 31.12.2004 г. (06 л. 07 м. 17 д.) - в качестве машиниста копра в ООО НГДУ «Чекмагушнефть»; с 01.01.2005 г. по 31.01.2007 г. (02 г. 01 м. 01 д.) - в качестве машиниста копра в ООО «Дюртюлинское управление технологического транспорта», представленные работодателями, не содержат кодов особых условий труда.
Доказательств работы в указанные периоды с особыми условиями труда истец не представил.
В связи с изложенным, суд находит решение УПФ № 76 от 24.10.2018 г. законным, исковые требования Салимова Р.М. – необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
В удовлетворении иска Салимова Р.М. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.Дюртюли РБ о признании незаконным решения № 76 от 24.10.2018 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 15.05.1998 г. по 31.12.2004 г. в качестве машиниста копра в ООО НГДУ «Чекмагушнефть», с 01.01.2005 г. по 31.01.2007 г. в качестве машиниста копра в ООО «Дюртюлинское управление технологического транспорта», и назначении досрочной страховой пенсии отказать за необоснованностью заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме составлено 05 февраля 2019 г.
Судья /подпись/ Р.Р. Галяутдинов
Копия верна.
Судья Р.Р.Галяутдинов