Дело № 2-962(2015)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2015 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Козловской В.Н., с участием заявителя ФИО1, представителя заинтересованного лица Комитета имущественных отношений Администрации <адрес> муниципального района ФИО4, представителя Администрации <адрес> муниципального района ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказ по предоставлению в аренду земельного участка,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказ Комитета имущественных отношений Администрации <адрес> муниципального района в предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, примыкает к земельному участку с кадастровым номером №, оформленного протоколом № № от ДД.ММ.ГГГГ., указав, что решением от ДД.ММ.ГГГГ. ей было отказано в предоставлении в аренду земельного участка, считает отказ незаконным, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящий статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территории в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Схема выдана не была. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок расположен в пределах территории общего пользования, либо доказательств отнесения его к территории общего пользования посредством установления красных линий, не представлено.
В судебном заседании заявитель ФИО1 настаивала на удовлетворении заявления, пояснив, что она неоднократно обращалась в Комитет имущественных отношений по предоставлению ей земельного участка для благоустройства территории. ДД.ММ.ГГГГ. Комиссией по земельным отношениям по её заявлению о предоставлении ей земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для благоустройства территории было принято решение о предоставлении ей в аренду земельного участка <данные изъяты> кв.м. для благоустройства территории. После получения данного решения, она обратилась к кадастровому инженеру по подготовке межевого плана на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., но постановка на кадастровый учет земельного участка была приостановлена в связи с тем, что согласно Правил землепользования и застройки <адрес> с/п, минимальный размер земельного участка для зоны Ж-3 составляет 400 кв.м. Земельный участок не относится к землям общего пользования, за забором пустырь. Срок на подачу заявления ею не пропущен, поскольку письмо из Комитета имущественных отношений Администрации <адрес> муниципального района почтальоном ей было доставлено ДД.ММ.ГГГГ. о чем почтальона расписалась в письме.
Представитель заинтересованного лица Комитета имущественных отношений Администрации <адрес> муниципального района ФИО4 в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что согласно генерального плана д. Кондратово, испрашиваемая территория относится к местам общего пользования, данной территорией пользуется неограниченный круг лиц, там имеется тропика. Просит применить срок на обжалование решения, поскольку решение состоялось ДД.ММ.ГГГГ., срок на обжалование истек ДД.ММ.ГГГГ., с заявлением в суд заявитель обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица Администрации <адрес> муниципального района ФИО5 в суде в удовлетворении заявления просила отказать, пояснив, что испрашиваемый земельный участок относится к территории общего пользования, он не может быть предоставлен в аренду заявительнице, поскольку данной территорией пользуется неограниченный круг лиц. Согласно акту осмотра территории на земельном участке имеется тропика.
Представитель заинтересованного лица Администрации <адрес> с/п в суд не явился, направили в адрес суда заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, решение по данному делу оставили на усмотрение.
Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, <адрес>, <адрес>, а также индивидуальный жилой дом, назначение жилое, 2-этажный (подземных этажей-1), общая площадь <данные изъяты> кв.м., инв. № №, лит. А, по указанному выше адресу, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в Комитет имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении ей в аренду на срок 4 года 11 месяцев земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> под благоустройство (л.д. 17).
ДД.ММ.ГГГГ. состоялось заседание Комиссии по земельным отношениям, протокол № №, на котором было принято решение об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка для благоустройства территории, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях общего пользования. Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (л.д. 16).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. за № № протокол был отправлен ФИО1 по месту жительства (л.д. 15).
Согласно реестру, отправленных писем за ДД.ММ.ГГГГ., письмо ФИО1 было отправлено ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 20-21).
На сообщении Комитета имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, отправленном в адрес ФИО1, имеется отметка почтальона, что письмо ею доставлено ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 7).
Учитывая, что решение комиссии по земельным отношения от ДД.ММ.ГГГГ. в адрес заявителя было отправлено ДД.ММ.ГГГГ., ею получено ДД.ММ.ГГГГ., в суд с заявлением ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается штампом на конверте (л.д. 9), суд полагает, что срок на обращение в суд, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, заявителем пропущен не был.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент рассмотрения обращения заявителя, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Положением о порядке предоставления незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 25.12.2009г. № 29, пунктом 1.8. предусмотрены критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются:
а) соответствие цели использования испрашиваемого земельного участка, указанной заявителем, видам разрешенного использования, а также территориальной зоне, определенной градостроительной документацией;
б) соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с градостроительной документацией.
Пунктом 1.9. вышеуказанного Положения предусмотрено, что предоставление земельного участка невозможно, если:
- испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц;
- на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимости;
- в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка;
- в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части имеются установленные в соответствии с законодательством ограничения, не позволяющие использовать его для заявленной цели;
- размеры и вид разрешенного использования не соответствуют требованиям, установленным градостроительной документацией;
- местоположение испрашиваемого участка не соответствует схеме размещения нестационарных торговых объектов (в случае, если земельный участок испрашивается для данной цели);
- испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположение застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
- испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположение границ, в отношении которого принято решение об образовании земельного участка (утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории);
- испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ смежного земельного участка;
- испрашиваемый земельный участок находится в нескольких территориальных зонах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 названного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из содержания указанной нормы закона, утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.
Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа.
В силу указанного вопрос о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка подлежит разрешению после составления и утверждения схемы расположения земельного участка, содержащей информацию о возможных установленных ограничениях, существующих на кадастровом плане спорной территории.
В данном случае, Комитет отказал ФИО1 в предоставлении земельного участка в аренду, не выполнив обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка
В отношении испрашиваемого земельного участка кадастровые работы не были проведены.
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания комиссии по земельным отношениям по вопросу предоставления земельного участка для целей не связанных со строительством, в аренду ФИО1 из категории земли населенных пунктов, находящему по адресу: <адрес>, <адрес>, примыкающий к земельному участку с кадастровым номером №, с разрешенным использованием – для благоустройства территории, примерной площадью <данные изъяты> кв.м., было принято решение о предоставлении ФИО1 в аренду по рыночной величине годовой арендной платы, сроком на 4 г. 11 мес. Земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., для благоустройства территории (устройство газонов, пешеходных дорожек и др. элементов благоустройства), без права выкупа, без права возведения объектов капитального строительства на участке, без права ограждения, без права смены разрешенного использования. В границах, указанных в приложении к настоящему протоколу.
Из заключения ООО «ФИО6» следует, что согласно Генеральному плану д. <адрес> испрашиваемый земельный участок не входит в границы зон с особым использованием территории, территории подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и не выходит за границы красных линий.
Согласно п. 12 ч. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Из представленной заинтересованным лицом фрагмента карты «Правила землепользования и застройки <адрес> с/п <адрес>».Карта градостроительного зонирования д. <адрес> и кадастровый план территории на кадастровый квартал №, следует, что испрашиваемый участок находится в зоне городских парков, скверов, садов, бульваров (л.д.22).
В соответствии с актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. на испрашиваемом земельном участке имеется кустарниковая растительность, пешеходная дорожка (тропинка). Вдоль испрашиваемого земельного участка установлен забор из профнастила примерно высотой 2 метра. В заборе установлена дверь. От забора до оврага расстояние около 3- 3, 5 метров. В овраге растет древесно-кустарниковая растительность, объектов капитального строительства нет. На испрашиваемом земельном участке установлен столб ЛЭП.
Учитывая, что кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка проведены, бесспорных доказательств, подтверждающих, что спорный земельный участок относится к территории общего пользования Комитетом имущественных отношений <адрес> и Администрацией <адрес> муниципального района не представлено не было.
Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., примыкающий к земельному участку заявителя был предоставлен в аренду ФИО1 на основании решения комиссии по земельным отношениям, в данном решении не было указано, что земельный участок расположен на землях общего пользования. Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. не был поставлен заявителем на кадастровый учет, поскольку из ответа кадастровой палаты следует, что данный участок входит в зону Ж-3, где минимальный размер участка составляет 400 кв.м., а не в зону Р-2, как утверждал представитель Комитета имущественных отношений.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ Комитета, основанный на том, что испрашиваемый земельный участок находится на землях общего пользования, является преждевременным, сделанным в нарушении положений статьи 34 ЗК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» №137-ФЗ (пункт введен ФЗ от 23.06.2014г. №171-ФЗ, вступил в законную силу с 01.03.2015г.) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Учитывая, что Правила землепользования и застройки <адрес> с/п утверждены, заявления по предоставлению земельных участков в аренду в д. <адрес> в соответствии с действующим законодательством рассматриваются органами местного самоуправления поселений, т.е. Администрацией <адрес> с/п.
В порядке восстановления нарушенного права заявителя суд обязывает Администрацию <адрес> с/п <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО1 с учетом правил статьи 39.14 ЗК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений Администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ., оформленный протоколом №, по предоставлению земельного участка ФИО1 для благоустройства территории.
Передать вопрос на новое рассмотрение в Администрацию <адрес> с/п <адрес> муниципального района.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья:/подпись/
Справка
Мотивированное решение составлено 15 апреля 2015 года.
Судья:/подпись/
Копия верна
Судья Пермского райсуда: О.В. Безматерных