Дело № 2-206/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нерюнгри 17 марта 2016 г.
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутии) в составе председательствующего судьи Подголова Е.В., при секретаре Олбутцевой Е.В., с участием представителя истца Зубцова Ю.А., действующего на основании доверенности, ответчика Большанина И.Ф., представителя ответчика Хусаиновой Л.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Валитовой Г.Р., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению БольшА. А. П. к Большанину И. Ф., Администрации МО «Город Нерюнгри» о признании договора мены незаключенным, признании записи о государственной регистрации договора мены недействительной, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Большанина А.П. обратилась в суд с иском к Большанину И.Ф. в котором указывает, что 14 апреля 2015 года между Большаниным И.Ф. и МО «Город Нерюнгри» был заключен договор мены жилых помещений расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>. Решением мирового судьи судебного участка № 38 по г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) 06 ноября 2013 года в пользование истице была выделена жилая комната площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная в квартире по адресу: <адрес>. Оспариваемый договор мены не содержит перечня лиц, сохраняющих право пользования продаваемым жилым помещением, в связи с чем, он ущемляет права истицы на проживание, фактически она была лишена жилья. В связи с тем, что оспариваемым договором мены не разрешены права истицы на жилье, данный договор является оспоримым и просит признать договор мены жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес> от 14 апреля 2015 года, заключенный между МО «Город Нерюнгри» и Большаниным И.Ф. недействительным и применить последствия недействительности сделки в виде двухсторонней реституции.
В последствии истица изменила свои требования и в окончательном виде просит суд признать договор мены жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес> от 14 апреля 2015 года, заключенный между МО «Город Нерюнгри» и Большаниным И.Ф. незаключенным, запись о государственной регистрации договора мены от 14 апреля 2015 года признать недействительной, взыскать солидарно с ответчиков компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Администрация МО «Город Нерюнгри» представила суду отзыв на исковое заявление в котором указала, что Большанина А.П. заявлением от 20.03.2015 года отказалась от вселения в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и не является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Просит в удовлетворении иска отказать.
Истица Большанина А.П. в судебном заседании не участвовала, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истца Зубцов Ю.А. на судебном заседании исковое заявление поддержал в полном объеме, просит удовлетворить. Уточнил адрес жилого помещения, приобретенного ответчиком - <адрес>.
Ответчик Большанин И.Ф. и его представитель Хусаинова Л.В. с исковым заявлением на судебном заседании не согласились, просят в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Валитова Г.Р. с иском не согласилась, просит отказать в иске по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ранее стороны проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ответчику на праве собственности.
Решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2014 года исковое заявление Большанина И.Ф. было удовлетворено и на администрацию МО «Город Нерюнгри» была возложена обязанность предоставить Большанину И.Ф. жилое помещение на праве собственности взамен непригодного для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Договором мены квартир, заключенным между Большаниным И.Ф. и МО «Город Нерюнгри» 14 апреля 2015 года, стороны пришли к соглашению о передаче в собственность друг другу квартир, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>.
27 апреля 2015 года зарегистрирован переход права на указанные квартиры к сторонам договора мены.
Согласно п. 2 ст. 567 ГК РФ к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
В соответствии с п. 1 ст. 558 ГК РФ существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.
Оспариваемый договор перечня лиц, проживающих и сохраняющих в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением не содержит.
Вместе с тем, в апелляционном определении от 23 сентября 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что право пользование жилым помещением Большаниной А.П. неразрывно связано с правом собственности Большанина И.Ф. на жилое помещение и в связи с прекращением права собственности Большанина И.Ф. было прекращено право пользования Большаниной А.П. жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Следовательно, поскольку право пользования Большаниной А.П. жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, было прекращено в связи отчуждением его Большаниным И.Ф., истица не могла быть указана в оспариваемом договоре в качестве лица, сохраняющего право пользования данным жилым помещением.
Кроме того, Большанина А.П. ранее не проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, а значит не могла сохранить право пользования им при отчуждении, следовательно, она также не подлежала включению в перечень лиц, сохраняющих право пользования данным жилым помещением.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требования Большаниной А.П. о признании договора мены квартир, заключенным между Большаниным И.Ф. и МО «Город Нерюнгри» от 14 апреля 2015 года незаключенным, а также требования о признании записи о государственной регистрации договора мены от 14 апреля 2015 года признать недействительной как вытекающего из основного, поскольку сторонами при заключении оспариваемого договора нарушений закона допущено не было.
Согласно п. 1 ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из объяснений представителя истца и текста искового заявление следует, что моральный вред причинен истцу нарушением его права пользования жилым помещением.
Учитывая, что данные правоотношения носят имущественный характер, а ЖК РФ не предусматривает возможность компенсации морального вреда, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о взыскании компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах, исковое заявление Большаниной А.П. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления БольшА. А. П. к Большанину И. Ф., Администрации МО «Город Нерюнгри» о признании договора мены незаключенным, признании записи о государственной регистрации договора мены недействительной, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия).
Судья Е.В.Подголов
Решение принято в окончательной форме 22 марта 2016 года.