Решение по делу № 2-7534/2015 от 14.10.2015

Мотивированное решение

изготовлено 30 ноября 2015 года

Дело № 2-7534/2014

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    24 ноября 2014 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего Молчановой Е.В.,

при секретаре Марущак В. А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Лупанова Г. Н. к Администрации г. Мурманска, Комитету по развитию городского хозяйства администрации города о возложении обязанности включить мероприятия, предусмотренные схемой генерального плана в отношении земельного участка в муниципальную программу города Мурманска «Развитие транспортной системы»,

установил:

Лупанова Г. Н. обратилась в суд с иском к Администрации г. Мурманска, КРГХ администрации г. Мурманска о возложении обязанности включить мероприятия предусмотренные схемой генерального плана в отношении земельного участка расположенного по <адрес> в г. Мурманске в муниципальную программу города Мурманска «Развитие транспортной системы» на 2014 -2018 год.

В обоснование исковых требований указала, что она является собственником 1/5 доли в праве собственности на земельный участок, расположенный ориентировочно в <данные изъяты> на юг от <адрес> в городе Мурманске. Площадью <данные изъяты> (кадастровый номер – от ДД.ММ.ГГГГ). Совместно с ней собственниками указанного земельного участка являются Лупанова С. В., Лупанов Т. С., Макарова Е. А., Савинов И. А.

При предоставлении земельного участка ответчиками не были соблюдены требования законодательства РФ, не были выполнены мероприятия, предусмотренные генеральным планом, а именно не организован подъезд к данному участку с обустройством разворотной площадки. Кроме того, схемой генерального плана предусмотрена необходимость предварительной инженерной подготовки территории, в том числе: вынести существующие инженерные сети с территории застройки, включая ливневую канализации, возвести подпорную стенку для формирования земельных участков №, а также подсыпать грунт для организации подъезда к участку . Указанные мероприятия ответчиком произведены не были. Помимо не выполненных мероприятий, предусмотренных генеральным планом, также не был обеспечен проезд и проход к земельному участку. На основании изложенного, постройка объекта индивидуального жилищного строительства – жилого дома на указанном участке невозможна, что существенно нарушает ее права. Считает, что в соответствии с под.6 п.1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.5 ст.26 Градостроительного кодекса РФ, мероприятия, перечисленные в схеме генерального плана, подлежат реализации посредством соответствующей муниципальной программы.

Просит суд обязать ответчиков включить в муниципальную программу города Мурманска «Развитие транспортной системы» на 2014 -2018 годы мероприятия, предусмотренные схемой генерального плана в отношении земельного участка, расположенного по <адрес> в городе Мурманске, а именно организовать подъезд к земельному участку с обустройством разворотной площадки; вынести существующие инженерные сети с территории застройки, включая ливневую канализацию; возвести подпорную стенку для формирования земельного участка, подсыпать грунт для организации подъезда к участку.

Истец Лупанова Г. В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца Соловьев С. А. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснив, что пунктом «а» части 2 Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-бытовых услуг» от ДД.ММ.ГГГГ на органы исполнительной власти субъекта РФ возложена обязанность по разработке комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов РФ и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых, указанной категории граждан на бесплатной основе, что отсутствие обустроенного проезда к земельному участку истца - Лупанова Г. Н. препятствует началу работ по строительству жилого дома, а в последующем сделает невозможным проезд автомобилей пожарной службы, скорой помощи, что нарушает права многодетной семьи. В настоящее время строительство жилого дома на земельном участке невозможно, поскольку строительная техника и автомобили со стройматериалами, к участку подъехать не могут, в связи с чем, использовать участок по назначению - для индивидуального жилищного строительства, истец и ее семья не могут.

Обязанность по выполнению указанных мероприятий, не может быть возложена на истца и ее многодетную семью, так как это противоречит части 2 статьи 40 Конституции РФ, ч.1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации. Невыполнение ответчиками указанных мероприятий не позволяет Лупанова Г. Н. и ее многодетной семье начать строительство жилья, что фактически утрачивает смысл данной меры социальной поддержки многодетным семьям как первоочередное бесплатное предоставление земельных участков. Поскольку в соответствии с под.6 п.1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.5 ст.26 Градостроительного кодекса РФ, указанные мероприятия, подлежат реализации посредством соответствующей муниципальной программы истец, и просит возложить на ответчиков обязанность по включению указанных мероприятий в муниципальную программу города Мурманска «Развитие транспортной системы» на 2014-2018 год.

Представитель ответчика - Администрации города Мурманска в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Пояснив, что Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Мурманск, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Мурманск, сформированных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям В указанный перечень был включен земельный участок с кадастровым номером , образованный распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РП, и содержащий основное описание, в том числе разрешенное использование земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение (технологическое присоединение, то есть соответствующий критериям для предоставления многодетным семьям.

Указанный участок был образован путем раздела с учетом всех требований законодательства. При этом схемой генерального плана, являющейся частью проекта «разбивочный план под строительство жилых домов для многодетных семей», проектировщиками была предусмотрена возможность подъезда к указанному земельному участку, что не является безусловным утверждением об обязательности устройства проезда к нему при решении вопроса о распределении земельных участков. При этом при постановке на кадастровый учет каких-либо нарушений допущено не было. Земельный участок постановлен на учет. Земельный участок с кадастровым был предоставлен истцу в соответствии с требованиями и условиями, установленными Законом МО от ДД.ММ.ГГГГ -ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области». Истец обращалась в КРГХ администрации города Мурманска по вопросу осуществления работ, указанных в схеме генерального плана. Письмом комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ истцу было сообщено, что мероприятия по строительству подъездных путей, выносу инженерных коммуникаций с территории застройки и устройства Подпорной стенки муниципальными программами не предусмотрены. При формировании проекта бюджета муниципального образования город Мурманск на <данные изъяты> и плановый период 2017-2018 годов вопрос о включении указанных мероприятий будет рассмотрен. С учетом того, что на данный момент бюджет муниципального образования город Мурманск не принят, полагаем, что право истца, выражающееся в рассмотрении вопроса о внесении изменений в муниципальную программу города Мурманска «Развитие транспортной системы» на ДД.ММ.ГГГГ годы не нарушено, в связи, с чем обращение в суд преждевременно. В иске просил отказать в полном объеме.

Представитель ответчика – Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным представителем Администрации г. Мурманска.

Представитель третьего лица Комитета по экономическому развитию в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в соответствии со статьей 179 БК РФ порядок принятия решений о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу. Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Мурманск. В настоящее время ведутся работы по утверждению бюджета муниципального образования город Мурманск на ДД.ММ.ГГГГ. Считают, что требования истца заявлены преждевременно. В иске просил отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Управление финансов администрации города Мурманск возражал против удовлетворения исковых требований дав аналогичные пояснения, пояснениям представителя Администрации г. Мурманска.

Представитель третьего лица Комитета градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований истца, пояснив, что данный земельный участок ограничен с трех сторон земельными участками, с четвертой стороны имеются свободные земли, по которым обеспечен проезд и проход. Указанный земельный участок соответствует всем требованиям, поставлен на кадастровый учет. Каких – либо нарушений, в том числе предусмотренных п. 2.1 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», устанавливающий приостановление осуществления постановки на учет земельного участка в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, допущено не было. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования город Мурманск, а также привлекаемых для выполнения программ средств областного и федерального бюджетов, средств внебюджетных источников. Полагает, что право истца не нарушено. В иске просили отказать.

Третье лицо Лупанова С. В. в судебном заседании поддержал исковые требования истца в полном объеме.

Третье лицо Макаров Е. В. в судебном заседании поддержала исковые требования истца в полном объеме.

Представитель третьего лица КИО г. Мурманска в судебное заседание не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, письменного мнения не представил.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса Российской федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, которым регламентированы вопросы учета многодетных семей, формирования земельных участков и их предоставлении установлен Законом мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в <адрес>» (Закон -ЗМО).

В соответствии частями 1, 2 статьи 15.1. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в <адрес>» многодетные семьи, проживающие на территории <адрес> (далее - многодетные семьи), имеют право приобрести бесплатно без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности <адрес>, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в случае, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда <адрес> и (или) жилищных фондов муниципальных образований <адрес> и данные земельные участки предоставляются для осуществления дачного строительства (с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений) и индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - дачное строительство, жилищное строительство). Земельные участки предоставляются многодетным семьям бесплатно в собственность в соответствии с настоящей статьей однократно.

Порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, которым регламентированы вопросы учета многодетных семей, формирования земельных участков и их предоставлении установлен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в <адрес>» (далее Порядок).

В судебном заседании установлено, что Постановлением Администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ Лупанова Г. Н., Лупанова С. В., Макарова Е. А., Савинов И. А., Лупанов Т. С. предоставлен земельный участок из категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером , в Первомайском административном округе, по <адрес>, площадью <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства, в общую долевую собственность бесплатно на равных.

ДД.ММ.ГГГГ истец и члены его семьи зарегистрировали указанный земельный участок в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности (л.д.21-25).

Пунктом 3 статьи 17 Методических рекомендаций субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , установлены критерии отбора земельных участков для указанной категории граждан, согласно которым, земельные участки должны быть обеспечены объектами инженерной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для целей жилищного строительства предоставлению подлежат земельные участки, в отношении которых определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).

Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РП путем раздела земельного участка с кадастровым номером были сформированы <данные изъяты> в районе <адрес> с кадастровыми номерами .

В соответствии пунктом 2.1 статьи 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления постановки на учет земельного участка также в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.

Как следует из материалов в ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером Министерством строительства и территориального развития <адрес> поставлен на кадастровый учет. Следовательно, указанный земельный участок был представлен истцу в соответствии с требованиями, предусмотренными ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗМО.

Ссылка истца на требование Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» не может быть принята судом, так как указанный Закон регламентирует порядок предоставления земельных участков находящихся в федеральной собственности.

Вместе с тем, как пояснил истец, согласно схеме генерального плана под строительство жилых домов для многодетных семей по <адрес>, разработанного ООО «Проектно-сметная контора Мурманжилкоммунпроект» по заданию Министерства строительства и территориального развития <адрес>, с юга от земельных участков с кадастровым номерами предусмотрена организация подъезда к данным участкам, что также подтверждается ответом Комитета градостроительства и территориального развития от ДД.ММ.ГГГГ л.д.27). Однако до настоящего времени указанные мероприятия не выполнены.

Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа города Мурманска «Развитие транспортной системы» на <данные изъяты> годы. Заказчиком-координатором муниципальной программы является Комитет по развитию городского хозяйства.

Указанная муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Мурманска», в соответствии с которым, под муниципальной программой понимается документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск.

Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования город Мурманск, а также привлекаемых для выполнения программ средств областного и федерального бюджетов, средств внебюджетных источников.

Объем бюджетных ассигнований за счет средств бюджета муниципального образования город Мурманск на реализацию муниципальных программ утверждается решением Совета депутатов города Мурманска о бюджете муниципального образования город Мурманск на очередной финансовый год и на плановый период по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом администрации города Мурманска об утверждении муниципальной программы.

В <данные изъяты> года истец обратилась в КРГХ администрации города Мурманска по вопросу обеспечения доступа в виде проезда и прохода на предоставленный ей земельный участок.

В своем ответе КРХ администрации города Мурманска, указывает, что в настоящее время мероприятии по строительству подъездных путей, выносу инженерных коммуникаций с территории застройки, устройству подпорной стенки муниципальными программами не предусмотрены. При формировании проекта бюджета муниципального образования город Мурманск на <данные изъяты> и плановый период <данные изъяты> вопрос о включении в муниципальную программу «Развитие транспортной системы» на ДД.ММ.ГГГГ годы мероприятий по проектированию и строительству транспортной инфраструктуры будет рассмотрен.

При внесении изменений муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением Совета депутатов города Мурманска о бюджете города на текущий финансовый год и на плановый период, а также на очередной финансовый год и на плановый период не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Между тем, в настоящее время вопрос о включении указанных в схеме генерального плана мероприятий по организации подъезда к земельному участку с кадастровым номером не разрешен, бюджет муниципального образования город Мурманск не принят. Истицей не представлено доказательств того, что ответчик в настоящее время уклоняется от включения в муниципальную программу города Мурманска «Развитие транспортной системы» на ДД.ММ.ГГГГ года организацию подъезда к земельному участку с обустройством разворотной площадки.

Анализируя изложенные обстоятельства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Лупанова Г. Н. к Администрации г. Мурманска, Комитету по развитию городского хозяйства администрации города о возложении обязанности включить мероприятия по земельному участку в муниципальную программу города Мурманска «Развитие транспортной системы» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.    

Председательствующий     Е.В. Молчанова

2-7534/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лупанова Г. Н.
Лупанова Г.Н.
Ответчики
Администрация г. Мурманска
КРГХ
Другие
Комитет по экономическому развитию администрации г. Мурманска
Управление финансов г. Мурманчска
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Дело на странице суда
okt.mrm.sudrf.ru
14.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2015Передача материалов судье
15.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.11.2015Предварительное судебное заседание
24.11.2015Судебное заседание
30.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.01.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
22.01.2016Судебное заседание
27.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
24.10.2017Дело оформлено
24.10.2017Дело передано в архив
24.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее