Советский районный суд г.Махачкалы
Судья Джунайдиев Г.Г. Дело №7-157\2015
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2015 г. № 7-157/2015, г. Махачкала
Судья Верховного суда Республики Дагестан ФИО5 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката ФИО4 в интересах гражданина Республики Узбекистан ФИО1 Абдуисомиддин Оглы на постановление судьи Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
<дата> ведущим специалистом экспертом ОИК УФМС России по Республике Дагестан ФИО3 в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО1 Абдуисомиддин Оглы составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в соответствии с которым в вину ФИО1 вменялось его незаконное нахождение на территории Российской Федерации в отсутствие полиса медицинского страхования, действительного на территории РФ, что является нарушением п. 5 ст. 27 Федерального закона N 114-ФЗ от <дата> "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Правонарушение было выявлено <дата>.
Постановлением судьи Советского районного суда г. Махачкалы от 01 октября 2015 г. года гражданин Республики Узбекистан ФИО1 Абдуисомиддин Оглы признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере № рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, с содержанием до фактического выдворения в специальном приемнике УФМС России по Республике Дагестан.
В жалобе на указанное постановление суда защитник ФИО4 в интересах гражданина Республики Узбекистан ФИО1 ссылаясь на необоснованность и несоразмерность назначенного наказания, просит постановление судьи Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить.
Гражданин Республики Узбекистан ФИО1 - лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, содержащийся в специальном приемнике УФМС России по <адрес>стан, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, его интересы в судебном заседании Верховного Суда Республики Дагестан защищает адвокат ФИО4
В судебном заседании Верховного Суда Республики Дагестан адвокат ФИО4 доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения адвоката ФИО4, судья Верховного Суда Республики Дагестан не находит оснований для отмены постановления судьи районного суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно пункту 5 ст.27 Федерального закона N 114-ФЗ от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан.
В силу положений ст. 25.10 названного Федерального закона иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Имеющиеся в деле доказательства подтверждают тот факт, что ФИО1 незаконно находится на территории Российской Федерации в отсутствие полиса медицинского страхования, действительного на территории РФ, что является нарушением п. 5 ст. 27 Федерального закона N 114-ФЗ от <дата> "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № от <дата>, пояснениями иностранного гражданина в указанном протоколе и в постановлении по делу об административном правонарушении, копией паспорта.
Согласно подписям, учиненным ФИО1 в протоколе об административном правонарушении, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ ему разъяснены, в услугах переводчика ФИО1 не нуждается, русским языком владеет на должном уровне.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судья районного суда усмотрел в действиях ФИО1 признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, хотя фактически имело место совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Санкция указанной статьи влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Санкция ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает назначение в виде административного штрафа с выдворением иностранного гражданина за пределы Российской Федерации либо без такового.
Пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не лишен возможности переквалификации действий привлекаемого к ответственности лица с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку санкция ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ является более мягкой, чем санкция за вмененный районным судом ФИО1 состав административного правонарушения.
Каких-либо других нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 допущено не было.
Доводы жалобы о том, что судом должно было быть применено Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств от <дата>, а не нормы Федерального закона от <дата> № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", следует считать необоснованными.
На основании статьи 12 указанного Соглашения, оно вступает в силу со дня его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи депозитарию соответствующего уведомления. На момент вынесения постановлений Соглашение не подписано Российской Федерацией, уведомления о выполнении внутригосударственных процедур или уведомления об отсутствии необходимости их выполнения от Российской Федерации депозитарию не поступало.
В связи с чем указанное Соглашение считается не вступившим в силу для Российской Федерации.
Таким образом, приведенные в жалобе доводы не опровергают выводы о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, установленных Кодексом.
В силу статей 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Таким образом, обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности сомнений не вызывает.
Согласно ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ административное наказание в виде административного выдворения может быть назначено в форме принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации или контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Поскольку районный судья принял решение о помещении гражданина Республики Узбекистан ФИО1 в специальное учреждение для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации, в целях исполнения назначенного иностранному гражданину наказания в соответствии с ч. 5 ст. 3.10 КоАП РФ, есть основания для вывода о том, что судья избрал наказание в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, а не в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 3.10 КоАП РФ.
При этом, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если форма, в которой должно исполняться административное наказание в виде выдворения, не была указана в постановлении о назначении этого административного наказания, то указанный вопрос может быть разрешен судьей, вынесшим постановление об административном выдворении, на основании ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ по заявлению органа, должностного лица, приводящих постановление в исполнение, а также по заявлению лица, в отношении которого оно вынесено.
С учетом изложенных обстоятельств и руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила
постановление судьи Советского районного суда г. Махачкалы от 01 октября 2015 г. по делу об административном правонарушении в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО1 Абдуисомиддин Оглы изменить, переквалифицировать его действия с ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой назначить наказание в виде штрафа в размере № рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Судья Верховного суда
Республики Дагестан ФИО5