Дело № 2-45/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воркута, Республика Коми 22 января 2019 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе судьи Машковцевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,
с участием представителя ответчика Котельникова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михониной Д.М. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» о возложении обязанности привести общедомовое имущество в надлежащее состояние, о взыскании расходов по приобретению электросчетчика, оплате услуг по его установке, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Михонина Д.М. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» (далее ООО «УК»), в котором просит возложить обязанность привести электрощит в подъезде дома, расположенного по адресу: <адрес> (4 подъезд) в надлежащее состояние, взыскать расходы по приобретению электросчетчика и расходы по оплате услуг по его установке в размере 2299 руб., компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.
В обоснование иска указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В подъезде расположен электрощит, который по её мнению находится в ненадлежащем состоянии: открытый, не имеет замка и защитного стекла, что представляет опасность для проживающих, а также свободный доступ для противоправных действий. Неоднократные просьбы к ответчику привести электрощит в надлежащее состояние остались без удовлетворения. В результате халатного отношения ответчика было несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, был составлен соответствующий акт и ею приобретен новый электросчётчик.
Определением суда от 19.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада».
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. До судебного заседания представил отзыв, в котором указал, что исковые требования могут быть удовлетворены при условии доказанности факта причинения вреда личности, и (или) имуществу истца, а также установления вины ответчика в причинении такого вреда и соответствующей причинно-следственной связи.
Истец Михонина Д.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, дело просила рассмотреть в свое отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Представитель ответчика в судебном заседании и в отзыве на иск в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку единственное обращение истца было рассмотрено и исполнено, факт бездействия управляющей компании отсутствует.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество Михонина Д.М. с 29.05.2006 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Во время выполнения контрольных мероприятий по проверке состояния и работы индивидуального прибора учета электроэнергии, установленного на лестничной клетке в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес> работниками Сетевой организации было обнаружено нарушение: на корпусе электрического счетчика отсутствует пломба государственной поверки, так же на клемной крышке зажимов счетчика отсутствует пломба ЭСК.
По данному факту был составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета электроэнергии от 13.08.2018 серия КЭ №000017. Акт составлен в присутствии жильцов <адрес>.
В силу п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (далее, Правила №354), прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
- целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений,
отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное
прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.
Согласно п. 81(12) Правил № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: не отображения приборами учета результатов измерений; нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; механического повреждения прибора учета; превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
В соответствии с п. 81(13) Правил №354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Таким образом, отсутствие контрольных пломб на приборе учета электрической энергии по адресу: <адрес>, зафиксированное актом от 13.08.2018 серия КЭ №000017, свидетельствует о его неисправности в связи с чем, прибор учета электроэнергии подлежал замене.
В связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета электроэнергии истец 12.09.2018 произвела замену указанного прибора, стоимость составила 1274 руб., что подтверждается товарной накладной от 05.09.2018. Из счета на оплату №КМ0101/00001990 от 31.08.2018 усматривается, что услуга по замене одноразового прибора учета электроэнергии составляет 1025 руб.
Из договора от 01.01.2018 № УК-2018/13 следует, что управление многоквартирным домом № 23 по ул. Лермонтова г. Воркуты осуществляет ООО «УК».
Содержание и ремонт жилых домов осуществляется в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27.09.2003 (далее Правила № 170 от 27.09.2003) обязанность по выполнению которых, в силу ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагается на управляющие компании, руководители которых должны надлежащим образом организовать их деятельность в целях соблюдения правил.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила от 13.08.2006 № 491), которыми урегулированы отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 7 указанных Правил установлено, что в состав общего имущества включается, в том числе внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В силу подпункта «з» пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в числе прочего текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» – «д» пункта 2 данных Правил.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу приведенных положений законодательства обязанность по надлежащему содержанию электрических сетей многоквартирного дома, относящихся к общему имуществу, включая этажные щитки, возложена на ответчика как на управляющую организацию.
28.09.2018 Михонина Д.Д. обратилась в ООО «УК» с заявлением о приведении электрощита в надлежащее состояние, а именно установить стекло и замок. В этот же день обратилась с претензией, в которой просила в срок до 01.10.2018, выполнить заявку по установке стекла и замка на щиток.
На основании обращения Михониной Д.Д. 01.10.2018 работнику Щ. был выдан наряд-задание закрыть межэтажный электрощит на замок по адресу: <адрес>, на наряде стоит отметка об исполнении, удостоверенная подписью мастера ООО «УК».
В ответ на обращение Михониной Д.Д. ООО «УК» 30.10.2018 сообщило, что работы по остеклению поэтажных электрощитовых приборов договором управления многоквартирным домом не предусмотрены.
В договоре управления с управляющей организацией, в том числе должен содержаться перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также порядок внесения такой платы (ч. 2, 3 ст. 162 ЖК РФ).
Из содержания п. 10.4 в приложении № 8 к договору управления многоквартирным домом усматривается, что управляющая организация производит замену этажных щитов и шкафов.
В силу п.3.2.1 Правил № 170 от 27.09.2003 управляющая компания осуществляет техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования).
Из искового заявления не следует, что требуется замена этажного щита, более того, из представленных истцом фотографий усматривается, что электрощит закрыт на навесной замок.
Из графика планов предупредительных ремонтов и плановых осмотров внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей ВРУ-0,4 кв(ВУ-0,4 кВ), утвержденного 31.07.2018 усматривается, что 03.08.2018, то есть до выявления несанкционированного подключения, в <адрес> был проведен осмотр. Сведений об открытой поэтажной щитовой не имеется.
Таким образом, доводы об открытом электрощите не состоятельны, материалами дела не подтверждены.
Согласно ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, лицом, причинившим вред.
В силу п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании абз. 3 п. 145 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
Согласно п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в целях учета потребленных коммунальных услуг на потребителя данных услуг возложена обязанность использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку.
В силу пунктов 80 - 81 данных Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81 Правил).
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
При этом под индивидуальным прибором учета в данных Правилах понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм закона, обязанность по оснащению жилых помещений в многоквартирных жилых домах индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников указанных помещений.
Таким образом, требование о взыскании с ответчика расходов по приобретению электросчетчика и расходов по оплате услуг по его установке в размере 2299 руб. является необоснованным.
В обоснование исковых требований о приведении электрощита в надлежащее состояние в том числе, путем установки в дверцах окна из прозрачного ударопрочного материала, истец ссылается на ГОСТ 51628-2000.
Действительно, в соответствии с п. 6.2.17 и 6.2.23 ГОСТ 51628-2000 дверцы этажных щитков, а также дверцы квартирных щитков с предохранителями должны запираться на ключ. Дверцы квартирных щитков с автоматическими выключателями по заказу потребителя могут быть запирающимися на ключ или без него. Необходимое количество ключей для замка устанавливается в технических условиях на щитки конкретных типов. В этажных учетно-распределительно-групповых щитках в дверцах, запираемых на ключ, по требованию потребителя могут быть выполнены люки с закрывающимися дверцами (на ключ или без ключа) для доступа только к органам управления вводных аппаратов каждой квартиры. В этажных щитках со счетчиками электрической энергии в дверцах из непрозрачного материала должны предусматриваться окна из прозрачного ударопрочного материала для снятия показаний счетчиков.
Однако в настоящем стандарте содержатся требования, касающиеся обеспечения возможности применения щитков в электроустановках вновь строящихся жилых зданий и действующего жилого фонда с системами заземления TN-S, TN-C-S и TN-C в соответствии с ГОСТ 30331.2-95/ГОСТ 50571.2-94.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Анализ исследованных в судебном заседании доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что исковые требования о возложении обязанности привести электрощит в подъезде дома в надлежащее состояние в соответствии с п.п. 6.2.17, 6.2.23 ГОСТа Р 51628-2000 являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
В виду того, что в судебном заседании не установлено нарушение прав истца со стороны ответчика, оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда также не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Михониной Д.М. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» о возложении обязанности привести электрощит в подъезде дома, расположенного по адресу: <адрес> (4 подъезд) в надлежащее состояние, взыскать расходы по приобретению электросчетчика и расходы по оплате услуг по его установке в размере 2299 руб., компенсацию морального вреда в размере 20000 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воркутинский городской суд Республики Коми.
Председательствующий
Мотивированное решение суда изготовлено 22.01.2019.