Дело № 2-1073
Мотивированное решение изготовлено 29.07.2015 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2015 г. г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Плескачевой Л.И.
при секретаре Сливинской Т.В.
с участием помощника прокурора г. Кандалакши Свильпова Э.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по заявлению
Костенкова Ю.Е.
об обжаловании действия Кандалакшской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата,
УСТАНОВИЛ:
Костенков Ю.Е. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий Кандалакшской территориальной избирательной комиссии (далее по тексту – Кандалакшская ТИК). В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в июле 2015 г. он обратился в Кандалакшскую ТИК и лично к председателю Кандалакшской ТИК ФИО4 для реализации своего конституционного права на участие в выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района в качестве кандидата в депутаты. Им в Кандалакшскую ТИК были представлены заявления и другие требуемые документы с внесением дополнений и исправлений. Однако в рассмотрении заявления по существу ему было отказано и принято решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты. Заявитель полагает, что Кандалакшская ТИК умышленно, по сговору с заинтересованными лицами отнимает у него право участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты, совершая дискриминацию и унижая его человеческое достоинство. Свидетелями данного неправового деяния являются участники Кандалакшской ТИК, присутствовавшие на совещании 22 июля 2015 г. Дискриминация и систематическое нарушение его избирательных прав подтверждается также имеющимися в Кандалакшской ТИК по нему документами по выборам в поселке Зеленоборский в 2014 году.
Заявитель просит признать действия Кандалакшской ТИК незаконными, зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты по избирательному округу № 3 и предоставить возможность проводить мероприятия в соответствии с Законом по работе с избирателями.
В судебном заседании Костенков Ю.Е. поддержал заявленные требования. Уточнил, что им оспаривается решение Кандалакшской ТИК об отказе ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты, а также бездействие Кандалакшской ТИК, выразившееся в невыдаче ему соответствующего подтверждения подачи им 22 июля 2015 г. заявления о самовыдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша и в нерассмотрении данного заявления. Указал, что оснований для отказа в регистрации его в качестве кандидата в депутаты не имелось, т.к. все недостатки документов, указанные ему Кандалакшской ТИК он устранил своевременно, о недействительности подписных листов он не был уведомлен Кандалакшской ТИК. При этом в случае если бы его уведомили о недействительности подписных листов своевременно, у него была бы возможность предоставить новые подписные листы. Полагал, что Кандалакшская ТИК препятствует реализации его права на участие в выборах.
Представитель ТИК Пискарева И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Костенкова Ю.Е. по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В частности, указала, что 09 июля 2015 г. в 17 час. 30 мин. Костенков Ю.Е. обратился в Кандалакшскую ТИК с заявлением о выдвижении себя кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района с приложением копии паспорта и копии диплома об образовании. 14 июля 2015 г. в 17 час. 10 мин. обратился в Кандалакшскую ТИК с документами для регистрации кандидата и дополнением к заявлению о выдвижении от 14 июля 2015 г. В ходе заседания Рабочей группы по проверке документов было установлено, что в представленных Костенковым Ю.Е. при выдвижении и регистрации кандидата документах имеются неточности и некоторые сведения отсутствуют. В соответствии с требованиями законодательства заявитель 18 июля 2015 г. был письменно уведомлен о наличии выявленной неполноты сведений о кандидате и о несоблюдении требований закона к оформлению предоставленных кандидатом документов. 20 июля 2015 г. Костенков Ю.Е. внес изменения в сведения о себе, устранив все выявленные несоответствия в представленных документах. При этом в представленных 20 июля 2015 г. Костенковым Ю.Е. сведениях об изменении сведений о кандидате указана информация о наличии еще одной судимости по статье 206 Уголовного кодекса РСФСР «Хулиганство». Данная информация также не была отражена Костенковым Ю.Е. в представленных в Кандалакшскую ТИК подписных листах. Решением Кандалакшской территориальной комиссии от 22 июля 2015 г. № 117/474 Костенкову Ю.Е. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Пискарева И.В. отметила, что внесение изменений в подписные листы действующим законодательством не допускается. Относительно подачи Костенковым Ю.Е. 22 июля 2015 г. нового заявления о самовыдвижении пояснила, что данное заявление было представлено Костенковым Ю.Е. во время заседания Кандалакшской ТИК до голосования и оглашения решения по вопросу регистрации Костенкова Ю.Е. на основании ранее поданных им документов. Непосредственно сразу после этого заявитель удалился с заседания Кандалакшской ТИК, вследствие чего не имелось возможности оформления письменного подтверждения о принятии соответствующего заявления. При этом в Кандалакшской ТИК установлены часы приема документов для регистрации в качестве кандидатов в депутаты, заседание ТИК проходило за пределами приемных часов. В последующем Костенкову Ю.Е. в письменном виде были направлены соответствующие разъяснения о порядке, сроках выдвижения и регистрации, а также перечень необходимых документов.
Выслушав заявителя, представителя ТИК Пискареву И.В., учитывая заключение помощника прокурора Свильпова Э.Ю., полагавшего требования заявителя необоснованными, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, решением Совета депутатов городского поселения Кандалакша Кандалакшский район от 17 июня 2015 г. № 832 на 13 сентября 2015 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования городского поселения Кандалакша Кандалакшского района четвертого созыва.
09 июля 2015 г. в 17 час. 30 мин. Костенков Ю.Е. обратился в Кандалакшскую ТИК с заявлением о выдвижении себя кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района с приложением копии паспорта и копии диплома об образовании. О приеме указанных документов Костенкову Ю.Е. было выдано письменное подтверждение.
14 июля 2015 г. в 17 час. 10 мин. Костенков Ю.Е. представил в Кандалакшскую ТИК документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты: первый финансовый отчет, уведомление о реквизитах специального избирательного счета, 3 подписных листа, протокол об итогах сбора подписей, сведения о размере и источниках доходов (имущества), справка с места работы (ООО «ЮНЕК»), дополнение к заявлению о выдвижении от 14 июля 2015 г. О приеме указанных документов Костенкову Ю.Е. также было выдано письменное подтверждение.
Решением Кандалакшской ТИК № 117/474 от 22 июля 2015 года Костенкову Ю.Е. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, а также порядок проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Мурманской области определяются Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав») и Законом Мурманской области от 09.03.2007 № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» (далее по тексту - Закон Мурманской области «О выборах депутатов»).
Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов (пункт 1 статьи 32); непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (пункт 2 статьи 32); в поддержку выдвижения кандидатов по единому избирательному округу могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может составлять менее 10 подписей (пункт 1 статьи 37); регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (за исключением случаев, когда в соответствии с законом субъекта Российской Федерации при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов) (пункт 1 статьи 38).
В соответствии с пунктом 3 статьи 19.3 Закона Мурманской области «О выборах депутатов» в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 20 настоящего Закона.
Таким образом, для реализации пассивного избирательного права гражданин, выдвинувший себя кандидатом в депутаты в Мурманской области, обязан, с соблюдением установленных правил собрать в поддержку своего выдвижения необходимое количество подписей избирателей и представить их в соответствующую избирательную комиссию для решения вопроса о регистрации в качестве кандидата.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 95-ФЗ) одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Положениями статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» также установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3).
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1).
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (пункт 6.3).
Недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности (подпункт "з" пункта 6.4).
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата.
Судом установлено, что решением Кандалакшской ТИК от 19.06.2015 г. № 112/452 создана рабочая группа по проверке документов (далее по тексту - Рабочая группа), в том числе подписных листов, представляемых в Кандалакшскую ТИК кандидатами, избирательными объединениями при выдвижении и регистрации кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района.
В ходе заседания Рабочей группы 17 июля 2015 г., о котором Костенков Ю.Е. был уведомлен под роспись (в подтверждении о получении документов для регистрации кандидата от 14 июля 2015 г.), было установлено, что в заявлении о выдвижении с учетом дополнительных сведений о наличии у него судимости по части 1 статьи 318 Уголовного кодекса Российской Федерации, представленных 14 июля 2015 г., и других документах, представленных заявителем в Кандалакшскую ТИК, имеются неточности и отсутствуют некоторые сведения, подлежащие в соответствии с законом указанию кандидатом.
В ходе проверки подписных листов установлено, что Костенковым Ю.Е. представлено 3 подписных листа, сформированных в 1 папку. Заявлено и представлено 14 подписей избирателей. Во всех трех подписных листах после отчества заявителя указано «ч. 1 ст. 318 УК РФ».
В связи с указанием избирателями в подписных листах сведений, не соответствующих действительности, на основании подпункта «в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав», пункта 8 статьи 21 Закона Мурманской области «О выборах депутатов» три подписи избирателей в подписных листах, представленных Костенковым Ю.Е., признаны недействительными. По окончании проверки подписных листов составлен итоговый протокол, в котором отражено, что число действительных и достоверных подписей из числа подписей, подлежащих проверке, составляет 11.
По результатам работы Рабочей группы, в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» Костенкову Ю.Е. было вручено письменное уведомление о выявлении Рабочей группой неполноты сведений о кандидате и несоблюдении требований закона к оформлению предоставленных кандидатом документов. В частности, сообщалось, что в заявлении не указана дата выдачи паспорта и индивидуальный номер налогоплательщика, наименование образовательного учреждения в заявлении не соответствует копии представленного документа - диплома об образовании, в заявлении отсутствуют сведения о дате снятия или погашения судимости, также отсутствует наименование статьи, на основании которой был осужден кандидат; в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах не указаны: в графе 2 документ - паспорт, в графе 3 - источник выплат, в графе 4 - адрес земельного участка, в графах 7 и 8 - адреса, в графе 10 - вид транспорта, в графе 12 - адрес местонахождения организации.
Костенков Ю.Е. также был уведомлен о том, что он вправе внести уточнения и дополнения в представленные документы не позднее 19 час. 00 мин. 20 июля 2015 г.
20 июля 2015 г. в 12 час. 26 мин. Костенковым Ю.Е. в Кандалакшскую ТИК представлены сведения об изменении в сведениях о кандидате, устранив все выявленные несоответствия в представленных документах. При этом Костенков Ю.Е. дополнил сведения о судимости следующим образом: «ст. 206 «Хулиганство» снята 21.12.1976 г. ч. 1 ст. 318 «Применение насилия в отношении представителя власти» снята 11.06.2009 г.».
Таким образом, после проверки Рабочей группой 17 июля 2015 г. подписных листов, представленных Костенковым Ю.Е., Кандалакшской ТИК стало известно, что у заявителя имелась не одна, а две судимости, сведения об одной из которых (статья 206 Уголовного кодекса РСФСР) не были указаны в подписных листах.
Исходя из того, что в подписных листах Костенковым Ю.Е. были указаны не полные сведения о себе (не указана одна судимость), суд соглашается с доводами Кандалакшской ТИК о том, что в силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» все подписи в представленных Костенковым Ю.Е. подписных листах подлежали признанию недействительными.
Суд также учитывает, что сведения о судимости, указанные Костенковым Ю.Е. в подписных листах, не содержат наименования статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой он был осужден. В силу данных обстоятельств были нарушены закрепленные в избирательном законодательстве гарантии необходимого информирования граждан о кандидате с целью формирования выбора избирателя в поддержку того или иного кандидата. Исходя из этого, подписи избирателей в подписных листах в поддержку Костенкова Ю.Е. не могут быть признаны действительными.
При этом суд находит обоснованным выраженное Кандалакшской ТИК сомнение по вопросу времени внесения в подписные листы сведений о судимости Костенкова Ю.Е. по части 1 статьи 318 Уголовного кодекса Российской Федерацией, поскольку данные сведения в отличии от остальных сведений о кандидате внесены в подписные листы рукописным способом, вследствие чего не исключается вероятность их внесения в подписные листы после сбора подписей избирателей.
Доводы Костенкова Ю.Е. о том, что Кандалакшская ТИК в уведомлении от 18 июля 2015 г. о неполноте сведений либо иным способом должна была его известить о том, что все подписи в подписных листах признаны недействительными, и предоставить ему возможность до заседания Кандалакшской ТИК по вопросу его регистрации представить новые подписные листы, суд находит несостоятельными.
Суд отмечает, что отсутствие в подписных листах сведений о второй судимости Костенкова Ю.Е. было установлено Кандалакшской ТИК после проведения проверки подписных листов и составления итогового протокола проверки подписей. Вследствие этого, заявитель не мог быть 18 июля 2015 г. информирован о признании всех подписей в его подписных листах недействительными.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 95-ФЗ) при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» в случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом «д» пункта 24 или подпунктом «г» пункта 25 настоящей статьи, кандидат вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Из указанных положений статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» следует, что внесение каких-либо уточнений и дополнений в подписные листы после их проверки избирательной комиссией не допускается. При этом с учетом системного толкования положений указанной статьи, кандидату предоставлено право заменить оформленные с нарушением требований закона документы, в число которых подписные листы не входят. В случае недостаточности действительных подписей, влекущей отказ в регистрации, кандидату лишь предоставляется право получить в комиссии копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
22 июля 2015 г. на заседании Кандалакшской ТИК Костенков Ю.Е. был уведомлен о причинах, по которым подписи в представленных им подписных листах признаны недействительными. Данные основания отражены в протоколе заседания Кандалакшской ТИК и в решении об отказе в регистрации Костенкова Ю.Е. в качестве кандидата в депутаты. Факт получения копий указанных документов Костенковым Ю.Е. в судебном заседании не оспаривался.
Принимая решение, суд также учитывает, что согласно разъяснениям, данным в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Таким образом, в случае принятия Кандалакшской ТИК решения о регистрации Костенкова Ю.Е. в качестве кандидата в депутаты на основании представленных им в Кандалакшскую ТИК вышеуказанных документов, в частности подписных листов, при наличии у Кандалакшской ТИК на момент рассмотрения вопроса о регистрации кандидата информации о неполноте сведений о кандидате в подписных листах, данное решение являлось бы незаконным и подлежало бы безусловной отмене.
Оспариваемое же Костенковым Ю.Е. решение Кандалакшской ТИК от 22 июля 2015 г. № 117/474 принято в соответствии с вышеприведенными требованиями избирательного законодательства на основе полного и всестороннего исследования представленных Костенковым Ю.Е. в избирательную комиссию документов, основания отказа в регистрации, указанные в данном решении, предусмотрены федеральным законом. Исходя из этого, основания для признания незаконным данного решения и регистрации Костенкова Ю.Е. в качестве кандидата в депутаты на основании поступивших от него в Кандалакшскую ТИК в период с 09 по 20 июля 2015 г. документов отсутствуют.
Рассматривая вопрос о правомерности действий (бездействия) Кандалакшской ТИК при представлении Костенковым Ю.Е. 22 июля 2015 г. заявления о самовыдвижении суд учитывает, что согласно объяснениям представителя Кандалакшской ТИК Пискаревой И.В. указанное заявление было представлено во время заседания Кандалакшской ТИК по вопросам регистрации кандидатов в депутаты, до того как Костенкову Ю.Е. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты на основании ранее поданного заявления. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания Кандалакшской ТИК от 22 июля 2015 г., заявителем не оспорены.
Суд также учитывает, что в целях соблюдения равенства всех кандидатов в Кандалакшской ТИК установлены часы приема документов на регистрацию. Во время заседания Кандалакшской ТИК по вопросу регистрации кандидатов в депутаты прием документов на регистрацию не производился.
Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» и статьи 19.1 Закона Мурманской области «О выборах депутатов» к заявлению о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу прилагаются:
1) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных в соответствии с Федеральным законом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина.
При личном представлении кандидатом документов в избирательную комиссию муниципального образования, в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи, он предъявляет паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, копия которого изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
2) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Пунктом 9 статьи 19.1 Закона Мурманской области «О выборах депутатов» установлено, что окружная избирательная комиссия обязана выдать кандидату (иному лицу, указанному в пункте 6 настоящей статьи), представившему документы, необходимые для уведомления о выдвижении кандидата, письменное подтверждение получения данных документов. Указанное подтверждение выдается незамедлительно после представления документов.
В судебном заседании было установлено, что Костенковым Ю.Е. 22 июля 2015 г. было представлено избирательной комиссии только заявление о самовыдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района без приложения вышеуказанных документов. Заявление было зарегистрировано Кандалакшской ТИК (входящий № 8 от 22 июля 2015 г. 19 час. 18 мин.). На следующий день, 23 июля 2014 г., в связи с представлением указанного заявления без соблюдения вышеуказанных требований избирательного законодательства Костенкову Ю.Е. в письменном виде были разъяснены порядок и сроки представления документов на выдвижение и регистрацию, указан перечень необходимых для выдвижения и регистрации документов, разъяснено право на повторное выдвижение в качестве кандидата в депутаты.
24 июля 2015 г. Костенковым Ю.Е. повторно поданы в Кандалакшскую ТИК заявление о выдвижении с приложением необходимых документов и 27 июля 2015 г. - документы на регистрацию, о чем заявителю выданы соответствующие письменные подтверждения.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что при представлении Костенковым Ю.Е. 22 июля 2015 г. заявления о выдвижении Кандалакшской ТИК не были нарушены его избирательные права, не было создано препятствий в реализации данных прав.
Доводы Костенкова Ю.Е. о постоянной его дискриминации со стороны Кандалакшской ТИК объективно ничем не подтверждаются. Решение Кандалакшской ТИК об отказе Костенкову Ю.Е. в регистрации в качестве кандидата в депутаты в п. Зеленоборский в 2014 г. было предметом судебной проверки по заявлению Костенкова Ю.Е. от 01 августа 2014 г., признано законным как и иные действия Кандалакшской ТИК, оспаривавшиеся Костенковым Ю.Е. в ходе данной предвыборной кампании.
Других доводов и доказательств в обоснование своих требований Костенковым Ю.Е. не представлено, доводы ТИК заявителем не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Костенкова Ю.Е. об обжаловании решения Кандалакшской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района от 22 июля 2015 г. № 117/474, действий Кандалакшской территориальной избирательной комиссии, а также о регистрации в качестве кандидата в депутаты по избирательному округу № 3 оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение 5 дней со дня принятия решения.
Судья Л.И. Плескачева