Дело № 2-816/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2016 года село Майма
Майминский районный суд Республики Алтай в составе судьи Бируля С.В., при секретаре Чедукаевой И.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Кучеренковой А. С. к Следственному Комитету Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности,
установил:
Кучеренкова А.С. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Республики Алтай о взыскании материального вреда в размере 82650 рублей и морального вреда 300000 рублей, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, указывая, что <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> руководителем Улаганского межрайонного следственного отдела СУСК РФ по РА в отношении истицы возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 159 УК РФ, которое впоследующем прекращено за отсутствие состава преступления, истице разъяснено право нареабилитацию. В ходе предварительного следствия истица пользовалась услугами адвоката, семь раз выезжала в Кош – Агач и обратно по вызову следователя, проживала в гостинице. В результате уголовного преследования нарушены деловые контакты истицы, после возбуждения уголовного дела обострилось заболевание истицы – гипертония. Умалены честь и достоинство истицы, усугубившиеся проживанием её в сельской местности, где её и членов её семьи знают жители района. Нравственные страдания истица оценила в 300000 рублей.
Впоследующем соответчиком по делу привлечен Следственный Комитет Российской Федерации, истица заявила к нему исковые требования о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 300000 рублей, в судебном заседании от иска к Министерству финансов отказалась, производство по делу в части прекращено определением суда.
В судебном заседании истец и её представитель на иске к Следственному Комитету Российской Федерации настаивали, указывая, что более 20 лет она проработала в государственных финансовых и контролирующих учреждениях, пользовалась уважением на работе, проводила многочисленные проверки бюджетных организаций. Ранее не привлекалась к уголовной и административной ответственности. Следователь направил в учреждения, где ранее работала истица, запросы о предоставлении характеристик на Кучеренкову А.С., указывая, что это связано с возбуждением уголовного дела. Запись в трудовой книжке истица повлекла невозможность трудоустройства. В результате уголовного преследования нарушены деловые контакты истца, уголовное преследование повлекло дискредитацию и подрыв её авторитета в глазах коллег, широкого круга лиц, известных ей в связи с профессиональной деятельностью. Бесконечные переживания, волнения привели к постоянной потере сна, аппетита, головным болям, депрессиям, был нарушен психоэмоциональный фон. Истицы была вынуждена сузить круг общения во избежание вопросов, переживаний.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о его времени и месте, о причинах неявки не сообщил, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
В силу статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46, статьи 52, 53 Конституции Российской Федерации).
Согласно статьям 151, 1101 Гражданского Кодекса Российской Федерации ( далее ГК) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со статьей 1069 ГК вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) в том числе государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации.
Существенными условиями, необходимыми для наступления гражданско-правовой ответственности, согласно статье 1069 ГК, являются вина и причинно-следственная связь между действием государственного органа и причинением вреда.
В судебном заседании установлено, что <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> руководителем Улаганского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ в отношении Кучеренковой А.С.
По сообщению и.о. прокурора Кош – <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> истица трижды была допрошена в качестве подозреваемой.
Постановлением того же должностного лица от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> уголовное преследование в отношении Кучеренковой А.С. в части подозрения по факту хищения денежных средств в размере 292239 рублей 88 копеек путем обмана прекращено по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием в её действиях состава преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ.
Таким образом, у истца возникло право на реабилитацию.
По смыслу статье 1069, 151 ГК, вред рассматривается как всякое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага, любое неблагоприятное изменение в охраняемом законом благе, которое может быть имущественным или неимущественным (нематериальным). Наличие морального вреда предполагает негативные изменения в психической сфере человека, выражающиеся в претерпевании последним физических и нравственных страданий, как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага.
Как следует из пояснений истицы, после возбуждения уголовного дела она постоянно находилась в состоянии стресса, испытывала головную боль, головокружения, плохой сон. Указанные обстоятельства подтверждены записями медицинской карты амбулаторного больного, из которой следует, что в августа, сентябре, октябре декабре 2015 года Кучеренкова А.С. обращалась с упомянутыми жалобами к терапевту, неврологу.
Указанное дает основание для вывода о том, что в течение длительного времени истец испытывала нравственные страдания в виде психоэмоциональных переживаний.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из степени нравственных страданий истца, конкретных обстоятельств дела, тяжести предъявленного ей обвинения, длительности уголовного преследования, принципов разумности и справедливости и определяет его размер в сумме 100 000 рублей.
Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 125 ГК от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 1071 ГК предусмотрено, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, в том числе по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов по ведомственной принадлежности.
Указанной нормой Бюджетного кодекса обязанность по представлению интересов Российской Федерации и казны Российской Федерации возложена на главных распорядителей средств бюджета по ведомственной принадлежности.
Согласно подпункту 18 пункта 7 Положения о Следственном комитете Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 38) Следственный комитет РФ является субъектом бюджетного планирования и осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
По смыслу приведенных положений закона и нормативно-правового акта по искам о возмещении причиненного в результате действий (бездействий) сотрудников Следственного комитета вреда за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации выступает Следственный комитет России как главный распорядитель бюджетных средств.
Следовательно, денежная компенсация морального вреда причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, подлежит взысканию со Следственного комитета Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кучеренковой А. С. к Следственному Комитету Российской Федерации удовлетворить в части.
Взыскать со Следственного Комитета Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Кучеренковой А. С. компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Иск Кучеренковой А. С. к Следственному Комитету Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Бируля С.В.
Мотивированное решение изготовлено <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>