Решение по делу № 2-180/2017 (2-3243/2016;) от 13.12.2016

Дело № 2-180/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Воркута Республика Коми 10 января 2017 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Осиповой К.А.,

с участием прокурора Маймановой Г.Г.,

представителя ответчика Вороновой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Воркуты в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа №12» о возложении обязанности обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Воркуты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка. Просил суд обязать ответчика в срок до 01 сентября 2017 г. обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой города Воркуты в рамках осуществления надзорных функций проведена проверка исполнения образовательными учреждениями требований законодательства о противодействии терроризму и об образовании, в ходе которой в деятельности МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты выявлены нарушения вышеуказанного законодательства. В МОУ «СОШ № 12» отсутствует охрана, имеющая лицензию на осуществление охранной деятельности и прошедшей профессиональную подготовку, что существенно снижает антитеррористическую безопасность объекта образования. Охрана МОУ «СОШ № 12» осуществляется собственными силами, а именно сотрудниками образовательного учреждения - вахтер, сторож, что противоречит законодательству о противодействии терроризму и об образовании. 15.02.2016 г. прокуратурой города в адрес директора МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты внесено представление об устранении указанных нарушений, однако до настоящего времени руководством учреждения нарушения не устранены.

Ответчик в отзыве на исковое заявление указал, что в МОУ «COШ № 12» г.Воркуты был разработан и утвержден Паспорт безопасности согласно форме паспорта безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272. По вопросу обеспечения физической охраной МОУ «COШ № 12» г.Воркуты был проведен мониторинг цен в городе на данный вид услуг, написано ходатайство на имя начальника Управления образования с просьбой выделить дополнительные денежные средства и оказать помощь в заключении договора. Также была внесена в проект бюджета на 2017 год потребность в размере 448550 руб. Вопрос об организации и финансовом обеспечении антитеррористической защищенности находится в компетенции администрации МО ГО «Воркута» согласно статье 9 пункта 5 федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и согласно Постановлению Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей».

Определением суда от 14 декабря 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Администрация МО ГО «Воркута», как учредитель Учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа «Воркута» (л.д. 17).

В судебное заседание представитель третьего лица не явился, отзыв не предоставил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без его участия.

Прокурор Майманова Г.Г. в судебном заседании поддержала требования по доводам иска.

Представитель ответчика Воронова Ю.Ю. поддержала доводы отзыва. Пояснила, что направляли в марте 2016 года заявку на выделение денежных средств для финансирования антитеррористической защищенности, однако ответ не поступил. Дополнительную заявку не направляли. Предписание прокурора добровольно не исполнено.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3 статьи 3 Конвенции). Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 ФЗ от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. Согласно пункту 4 статьи 3 указанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены и муниципальные учреждения образования (пункт 3 статьи 5 ФЗ N 35-ФЗ).

Согласно части 13 статьи 30 ФЗ от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Письмо Минобразования от 26 января 2011 года N МКА-70/15 "О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности", направленное руководителям образовательных организаций, содержит предписание о незамедлительном принятии мер по обеспечению дополнительных мер по охране организаций, ужесточению пропускного режима на объекты, которые в том числе могут быть обеспечены путем организации охраны лицензированной охранной организацией (лицензированным охранником) в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает необходимые условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Из смысла пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" от 06.03.2006, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Согласно п. 3.1. ст. 5 названного Закона юридические лица обеспечивают выполнение требования террористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Обязанность по обеспечению школ физической охраной и оборудованием системой видеонаблюдения установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)». В пунктах 23, 24, 26, раздела 4 (мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей) указано на необходимость оборудования системой видеонаблюдения и организации физической охраны в местах массового пребывания людей, к которой могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения нормативно-правовых актов о необходимости проведения вышеуказанных мероприятий являются императивными и не связаны с наличием или отсутствием возможности обеспечения безопасности данного учреждения.

Согласно Уставу МОУ "СОШ 12" является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет Устав, самостоятельный баланс и лицевой счет открытый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, печать установленного образца, штамп, бланки и вывеску со своим наименованием на русском и коми языках и другие необходимые реквизиты. Учреждение вправе от своего имени заключать контракты, договоры, соглашения, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах (п.1.9. Устава).

Из материалов дела следует, что прокуратурой города Воркуты в рамках осуществления надзорных функций проведена проверка исполнения образовательными учреждениями требований законодательства о противодействии терроризму и об образовании, в ходе которой в деятельности МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты выявлены нарушения вышеуказанного законодательства. В МОУ «СОШ № 12» отсутствует охрана, имеющая лицензию на осуществление охранной деятельности и прошедшей профессиональную подготовку, в связи с чем, прокурором вынесено представление (л.д. 27-30).

Как следует из пояснений сторон и подтверждается материалами дела, нарушения, послужившие основанием для вынесения прокурором представления, на день судебного заседания не устранены.

Отсутствие физической охраны образовательного учреждения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, пребывающих в медицинской организации, в связи с чем заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению. Действующее законодательство не связывает выполнение учебными учреждениями (школами) требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, в связи с чем довод представителя ответчика об отсутствии денежных средств не принимается судом во внимание.

Поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиком МОУ «СОШ №12», имеются основания для установления в решении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При этом суд полагает возможным установить срок до 01 сентября 2017 г. для исполнения решения суда, учитывая дату вынесения решения, и данный срок полагает достаточным для выполнения требований прокурора, в том числе и с учетом проведения финансово-организационных мероприятий.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №12» в срок до 01 сентября 2017 г. обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

Взыскать с Муниципального образовательного учреждению "Средняя общеобразовательная школа №12» государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 15 января 2017 года.

Председательствующий судья Е.А. Бунякина

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

2-180/2017 (2-3243/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
МОУ "СОШ № 12"
Другие
Администрация
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
vktsud.komi.sudrf.ru
13.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2016Передача материалов судье
14.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2017Судебное заседание
15.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее