РЕШЕНИЕ
24 октября 2016 года <адрес>
Судья Кировского районного суда <адрес> Абдулгалимов М.А., рассмотрев жалобу администрации муниципального образования «Новолакский район» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РД Алиевой К.А. от 02.09.2016г. №, которым администрация МО «Новолакский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 400.000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> Алиевой К.А. от ДД.ММ.ГГГГ № администрация МО «Новолакский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 400.000 рублей.
В этом постановлении по делу об административном правонарушении, в частности, указано, что в соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по РД № от 30.06.2016г. проведен осмотр, обследование территории <адрес> РД за исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в ходе которых установлено, что на территории <адрес>, а именно: сельсовета «Дучинский», селения Гамиях и Шушия обнаружены несанкционированные места размещения твердых: бытовых отходов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация МО «Новолакский район» сообщила, что на вышеуказанных территориях организация, оказывающая услуги по сбору, вывозу и размещению отходов ТБО, отсутствует и данные услуги не оказываются.
Осмотром территории мест несанкционированного размещения отходов ТБО установлено, что отходы складируются в специально вырытый котлован на почвенную поверхность земли. Компонентный состав отходов: пластиковые бутылки, стекло, полиэтиленовые пакеты, строительный мусор, металлические изделия.
Экспертными заключениями филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по РД» от ДД.ММ.ГГГГ №, № установлено, что ТБО (бумага, картон, стекло, железо металлическое, полимерные материалы, древесина, резина, текстиль, пищевые отходы, алюминий, засохший бетон) по расчету класса опасности и компонентному составу относятся к IV классу опасности.
По результатам количественного химического анализа почв, на месте несанкционированного размещения отходов выявлено загрязнение почв нефтепродуктами и тяжелыми металлами.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно ФЗ от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов (ч. 2 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления").
К вопросам местного значения муниципального района, в соответствии с ч. 14 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003г. №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Данные нормативно-правовые акты свидетельствуют об обязанности у администрации МО «<адрес>» по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес> и <адрес>) организации мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального района.
Однако, данные обязательства администрацией МО «Новолакский район» не исполняются. Администрация МО «Новолакский район» не обеспечила принятие своевременных мер по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес> и <адрес>); не проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по защите земель и охране почв от загрязнения отходами производства и потребления.
Бездействие администрации МО «Новолакский район» повлекло образование несанкционированных свалок на территории <адрес> (<адрес> и <адрес>), которые привели к загрязнению почв, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Кировский районный суд <адрес>, представитель администрации МО «Новолакский район» по доверенности Магомедов Н.С. просит об отмене вынесенного в отношении администрации МО «<адрес>» постановления о назначении административного наказания, ссылаясь на его незаконность, указывая, что администрации не была предоставлена возможность (время) в разумных пределах для устранения причин правонарушения.
Заслушав объяснения представителей администрации МО «<адрес>» и Управления Росприроднадзора по РД по доверенностям, проверив и исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по РД в период с 30.06.2016г. по 05.07.2016г. проводилась рейдовая проверка на административной территории <адрес>, в ходе проведения которой было выявлено, что на территории Новостроя, а именно: сельсовета «Дучинский», селения Гамиях и Шушия, <адрес> обнаружены несанкционированные места размещения твердых бытовых отходов. На месте составлен Акт обследования территории от 04.07.2016г.
По факту обнаружения административного правонарушения определением от 04.07.2016г. было возбуждено административное дело № по признакам нарушения статьи 8.2 КоАП РФ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ у <адрес> были истребованы документы об организации, оказывающей услуги по сбору, вывозу и размещению отходов ТБО на территории <адрес> (сельсовет <адрес>).
ДД.ММ.ГГГГ определением о продлении срока административного расследования срок был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация представила сведения, что на территории <адрес> (сельсовет <адрес>) нет организации, оказывающей услуги по сбору, вывозу и размещению ТБО.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация указала, что на территории сельсовета <адрес> не оказываются услуги по сбору и вывозу ТБО.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № законный представитель Администрации был приглашен на 12.08.2016г. в 10:00 в здание Администрации МО «<адрес>» для участия в отборе проб и образцов ТБО и почвы. Указанное приглашение было направлено по факсимильной связи 10.08.2016г. в 12:02.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения отбора проб участвовал глава МО <адрес>» ФИО3
Лабораторией филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО-ЦЛАТИ по РД» были отобраны пробы почвы и отходов ТБО, что закреплено в Актах отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключениям лаборатории от ДД.ММ.ГГГГ № и № пробы почв содержат высокую концентрацию нефтепродуктов и тяжелых металлов в местах складирования ТБО, компонентный состав отходов представлен в виде: бумаги, железа, полимерных материалов, резины, стекла, картона, песка, земли, древесины, алюминия, пищевых отходов, засохшего бетона. Класс опасности отходов – 4.
Администрацией были нарушены ч. 2 ст. 7, ст. 10, ч. 1, ч. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 9, ч. 14 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Согласно ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «Об охране окружающей среды» - управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» - отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс, размещение, захоронение и ввоз на территорию РФ отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов,
Согласно ч. 9 и ч. 14 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, администрация МО «Новолакский район» не исполняет свои обязанности, возлагаемые на нее федеральными законами, в том числе не обеспечила принятие мер по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес> (сельсовет «Дучинский», сел. Гамиях и Шушия); не проводит мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по защите земель, охране почв от загрязнения отходами производства и потребления.
Бездействия администрации повлекли образование мест несанкционированного размещения отходов, которые привели к загрязнению почв.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № глава Администрации МО «Новолакский район» был приглашен ДД.ММ.ГГГГ в 15:00 на составление протокола по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Указанное уведомление было направлено ДД.ММ.ГГГГ в 13:08 по электронной почте в адрес Администрации, о чем имеется подтверждающая распечатка с электронной почты.
31.08.2016г. в отсутствие надлежаще извещенного о месте и времени составления протокола законного представителя Администрации в отношении Администрации МО «Новолакский район» был составлен протокол по признакам нарушения ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела от 31.08.2016г. рассмотрение административного дела было назначено на 02.09.2016г. в 14.30.
Протокол с определением были направлены 01.09.2016г. в 12:27 в адрес Администрации по электронной почте, о чем имеется распечатка.
02.09.2016г. на рассмотрение дела явился начальник юридического отдела Администрации Магомедов Н.С. без доверенности.
В отношении Администрации МО «Новолакский район» было вынесено постановление о назначении административного наказания по ч. 2 ст.8.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Указанное постановление было направлено в адрес Администрации заказным письмом с уведомлением от 02.09.2016г. и получено 09.09.2016г. согласно почтовому уведомлению.
Заявитель указывает в жалобе и ссылается на вынесенное по итогам административного дела представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения.
Данное представление является отдельным процессуальным документом, и обжалуется самостоятельно.
Приведенные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по РД Алиева К.А. пришла к обоснованному выводу о совершении администрацией МО «Новолакский район» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях администрации МО «Новолакский район» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание администрации МО «Новолакский район» назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении администрации МО «Новолакский район» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного постановления не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Кировского районного суда <адрес>,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РД Алиевой К.А. от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное в отношении администрации МО «Новолакский район» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу администрации МО «Новолакский район» - без удовлетворения.
Решение судьи по жалобе на это постановление должностного лица может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан.
Судья