Решение по делу № 2-2250/2014 от 01.07.2014

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская область <данные изъяты> <дата> 2014 года

<данные изъяты> суд в составе:

председательствующего Ильина С.М.,

при секретаре ФИО3,

с участием прокурора Кисловой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2, заинтересованные лица Совет депутатов Воскресенского муниципального района Московской области, <данные изъяты> о признании недействующим пункта 5.1 Приложения «Нормативы потребления коммунальных услуг» к Решению Совета депутатов <данные изъяты> района Московской области от <дата>

У С Т А Н О В И Л :

Решением Совета депутатов <данные изъяты> района Московской области от <дата> о внесении изменения в решение Совета депутатов <данные изъяты> района от <дата> «О нормативах потребления коммунальных услуг, плате за жилое помещение и коммунальные услуги в 2007 году на территории <данные изъяты>» утверждены «Нормативы потребления коммунальных услуг» в новой редакции, в соответствии с приложением к указанному решению. В числе прочего установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление в размере 0,018 Гкал/1 кв.м общей площади.

Указанное решение опубликовано в газете <данные изъяты> , <дата> года, и в соответствии с пунктом 3 данный документ вступил в силу с <дата>.

ФИО2, являясь жителем <данные изъяты>, проживая по адресу: <адрес>, и считая свои права нарушенными указанным решением, обратилась в <данные изъяты> суд с заявлением о признании недействующим норматива потребления коммунальной услуги отопление.

В обоснование своей позиции ссылалась на следующие обстоятельства.

Оспариваемый нормативный правовой акт на момент его принятия принят уполномоченным органом - Советом депутатов <данные изъяты> района Московской области и подписан главой Воскресенского муниципального района.

Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг установлен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила 306).

В подпункте «д» пункта 5 Правил 306 предусмотрено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:

- в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (пункт 9 Правил 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил 306). Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 11 Правил 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 11 Правил 306). В силу пункта 14 Правил 306 для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.

В соответствии с пунктами 19, 20 Правил 306 при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.

При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются: метод аналогов, экспертный метод и расчетный метод.

Согласно пункту 21 Правил 306 метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В пункте 23 Правил 306 установлено, что расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.

В силу пункта 25 Правил 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги (пункт 29 Правил 306).

В силу пункта 44 Правил 306 нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам.

Заявитель полагает, что в нарушении приведенных выше норм при определении и принятии норматива потребления коммунальных услуг - норматива отопления в размере 0,018 Гкал/1 кв. м. общей площади, закрепленного в оспариваемом муниципальном правовом акте, ни один из методов, перечисленных в пункте 20 Правил 306, не использовался, что, в частности, подтверждается установлением единого норматива по всем многоквартирным жилым домам города. Норматив отопления не дифференцирован, установлен без учета конструктивных и технических параметров жилых домов (материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования), не подтвержден показаниями приборов учета и инженерно - техническими расчетами.

Указывает, что в соответствии с пунктом 16 Правил 306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Одним из таких случаев является в соответствии с пунктом 13 Правил 306 изменение климатических условий, а именно температур окружающего воздуха. Пунктом 45 Правил 306 предусмотрено, что средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период.

Однако, несмотря на изменение среднеарифметических температур за 5 последних периодов, норматив отопления в размере <данные изъяты> м. общей площади остается неизменным с <дата> с момента его утверждения Решением Совета депутатов <данные изъяты> района <адрес> от <дата>

Также ссылается на то, что установление единого для всех жилых домов норматива на отопления в размере <данные изъяты> общей площади приводит к завышению коммунальной платы на отопление, так как различные по своим конструктивным особенностям жилые дома требуют различного количества тепловой энергии для обеспечения отопления.

Заявителем представлено приложение к заявлению Расчет норматива отопления по жилому дому, выполненному экспертной организацией <данные изъяты> согласно которому норматив отопления по типу 9-этажных многоквартирных домов постройки после <данные изъяты> года составляет <данные изъяты>. общей площади.

Также указывает, что Правила 306 в редакции, действующей в настоящее время также содержат аналогичные ранее действующим требования об установлении норматива, однако, до настоящего времени нормативный акт об установлении норматива отопления не приведен в соответствие с действующим в 2006 - 2014 годах законодательством в этой сфере.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО5 по доверенности, доводы заявления поддержал в полном объеме, просил удовлетворить заявление.

Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> ФИО6 доводы заявления ФИО2 поддержала, просила удовлетворить заявление, указав, что в <адрес> имеются разные типы домов, в том числе обслуживаемых ЗАО УК «ДомСервис». При этом норматив потребления коммунальной услуги отопление не дифференцирован. Оспариваемое решение действует и применяется в ходе расчетов коммунальных платежей.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов <данные изъяты> района Московской области ФИО7 в судебном заседании заявление считала не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативно-правовой акт является недействующим, на основании чего просила прекратить производство по делу, заявив соответствующее ходатайство, в удовлетворении которого судом было отказано.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов <данные изъяты> района Московской области ФИО8 в судебном заседании заявление считала не подлежащим удовлетворению, поскольку заявителем избран неправильный способ защиты нарушенных прав, считает что должно быть подано исковое заявление к управляющей компании, производящей начисление в соответствии с недействующим нормативно-правовым актом. Считает оспариваемое решение недействующим, в связи с чем указала на отсутствие необходимости доказывания заинтересованным лицом обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках настоящего дела. Также полагала, что у ФИО2 отсутствовали основания для обращения в суд с заявлением, поскольку не имеется данных о нарушении ее прав.

Допрошенная в судебном заседании по ходатайству заинтересованного лица Совета депутатов <данные изъяты> района Московской области в качестве специалиста ФИО9, пояснила, что в <адрес> имеются многоквартирные дома, построенные из различных материалов, разной этажности и годов постройки. При этом, по ее мнению, оспариваемый норматив установлен с учетом материала стен, крыши, объема жилых помещений, и так далее, поскольку при его принятии данные показатели были рассчитаны для каждого типа дома, после чего принято среднее значение, но с учетом особенностей типов расположенных в <адрес> домов. Пояснила, что с момента принятия оспариваемого нормативно-правового акта новых домов в <адрес> не строилось, и в связи с этим норматив при принятии оспариваемого решения, не изменился.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, заслушав мнение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из дела, Решением Совета депутатов <данные изъяты> района Московской области от <дата> о внесении изменения в решение Совета депутатов <данные изъяты> района от <дата> «О нормативах потребления коммунальных услуг, плате за жилое помещение и коммунальные услуги в 2007 году на территории <данные изъяты> района» утверждены «Нормативы потребления коммунальных услуг» в новой редакции, в соответствии с приложением к указанному решению. В числе прочего установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление в размере <данные изъяты> общей площади.

Указанное решение опубликовано в газете "<данные изъяты>", , <дата> года, и в соответствии с пунктом 3 данный документ вступил в силу с <дата>.

В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:

а) в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая);

б) в отношении электроснабжения - количество комнат в квартире, высота жилых помещений;

в) в отношении газоснабжения (при расходе газа на нужды отопления) - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем;

г) в отношении газоснабжения (при расходе газа для приготовления пищи и (или) подогрева воды) - износ внутридомовых инженерных систем;

д) в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем;

е) в отношении водоотведения - износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).

Как видно из дела ФИО2 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> соответственно потребителем коммунальных услуг. Данных об оборудовании дома прибором общедомового учета не представлено.

Принимая во внимание, что нормативы потребления коммунальных услуг являются расчетными величинами для определения размера коммунальных платежей, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный акт затрагивает права заявителя.

Исследуя положения нормативного правового акта в действующей редакции на предмет его соответствия требованиям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, суд признет решение в оспариваемой части незаконным, вынесенным без учета всех необходимых критериев, установленных для определения нормативов потребления коммунальных услуг, а также без соблюдения установленного механизма расчета.

Из оспариваемого решения не усматривается, и заинтересованными лицами не представлено данных о дифференциации норматива отопления (теплоснабжения), в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что указанное обстоятельство в полной мере не соответствует, установленным подп. "д" п. 4 требованиям приведенных Правил, предусматривающим необходимость учета материала стен, крыши, объема жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон, износа внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии противоречий между оспариваемым нормативным актом и нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" предусмотрено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании установлено, что до вынесения судебного решения оспариваемые положения Решения применялись, порождая правовые последствия.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании недействующим оспариваемого положения Решения со дня вступления решения суда в законную силу.

В то же время, наличие заключения по проверке расчета нормативов потребления тепловой энергии, представленное заявителем, правового значения для сложившихся правоотношений не имеет, поскольку из его содержания следует, что объем представленной выборки жилых зданий не может быть достаточным для установления норматива потребления отопления по жилищному фонду всего района.

При таких обстоятельствах, суд находит доводы представителя заинтересованного лица ФИО8 несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.

Также суд не находит оснований для прекращения производства по настоящему заявлению, полагая оспариваемый нормативно-правовой акт действующим, ввиду отсутствия другого нормативно-правового акта, отменяющего его действие, вопреки доводам представителя заинтересованного лица ФИО7

Также не имеется оснований для отказа в удовлетворении заявления по причине пропуска заявителем срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта, поскольку доводы представителя заинтересованного лица ФИО7 в указанной части основаны на неправильном толковании процессуального законодательства по указанным выше обстоятельствам.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 252, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО2 удовлетворить.    

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 5.1 Приложения «Нормативы потребления коммунальных услуг» к Решению Совета депутатов <данные изъяты> района Московской области от <дата> в части установления нормативов потребления коммунальных услуг отопление.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Московский областной суд через <данные изъяты> суд Московской области.

Судья                             С.М. Ильин

2-2250/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Покровская В.В.
Другие
ЗАО УК Дом Сервис
Совет депутатов ВМР
Суд
Воскресенский городской суд Московской области
Дело на странице суда
voskresensk.mo.sudrf.ru
01.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2014Передача материалов судье
02.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2014Подготовка дела (собеседование)
10.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2014Судебное заседание
30.07.2014Судебное заседание
28.08.2014Судебное заседание
02.09.2014Судебное заседание
02.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее